Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Главный фактор экономического спада в Германии — это нехватка рабочей силы, убежден автор статьи в "Хуаньцю шибао". Берлин рассчитывает исправить ситуацию, привлекая больше иностранцев. Но вот проблема — немцы настроены резко против приезжих, да и обеспечивать мигрантов страна не в состоянии.
Конфликт на Украине продолжается, поэтому и экономическая ситуация в Европе — особенно в ее "локомотиве" Германии — по-прежнему находится в центре внимания. О причинах немецкого спада ведется множество дискуссий: предлагаются варианты от неустойчивости моделей экспорта и энергетического кризиса до медленного развития цифровой экономики. Однако ключевым фактором, негативно влияющим на положение, считается нехватка в Германии рабочей силы, способной адаптироваться к новой промышленной трансформации.
Фактически, относительный дефицит нужной рабочей силы в стране начался уже довольно давно. Уровень безработицы в Германии в июне этого года составил всего 3%, однако подобная "стабильность" на рынке труда также в определенной степени отражает малое число соискателей. Немецкое правительство и промышленники повсеместно отмечают нехватку квалифицированных трудящихся. Согласно результатам опроса, проведенного Федеральным министерством труда и социальных вопросов страны, число профессий с дефицитом рабочей силы выросло с 148 в 2021 году до 200 в 2022 году. В отчете Министерства экономики ФРГ указано, что нехватка квалифицированных рабочих "серьезно влияет" на потенциал развития многих компаний, а по мере старения населения уже к 2035 году стране может не доставать 7 миллионов трудящихся.
Исторически Берлин неоднократно стимулировал государственную экономику посредством корректировки политики в сфере труда. После Второй мировой войны он восполнял дефицит промышленной рабочей силы за счет привлечения иностранцев из Турции, Греции, Италии и других держав, что стало важной опорой страны, позволившей случиться "экономическому чуду" в области послевоенного восстановления. В начале XXI века правительство Герхарда Шредера продвигало реформу Hartz IV, которая значительно смягчила проблемы, вызванные чрезмерными издержками на рынке труда и слишком жесткой системой, на протяжении более чем десяти лет принося Германии так называемые "дивиденды от конкурентоспособности". Однако сегодняшние трудовые вызовы, стоящие перед страной, сильно отличаются от тех, что были в прошлом. Во-первых, как показал опрос Евросоюза в 2022 году, доля немцев с "базовыми цифровыми навыками" и "более продвинутыми цифровыми навыками" составляет 49% и 19% соответственно, в то время как средний показатель по ЕС — 54% и 26% соответственно. Во-вторых, Берлин сталкивается с существенным дефицитом рабочей силы в традиционных отраслях промышленности или сферы услуг, таких как сестринское дело, строительство, автомобильное производство, архитектура и фармацевтика, не хватает и водителей грузовых машин.
Германии не удается выйти из образа "больного человека Европы"Германия больше не локомотив Старого континента, пишет автор статьи на сайте CNBC, ссылаясь на экспертов. Это страна, которая постепенно возвращает себе незавидный статус "больного человека Европы". Сегодня ее упадок связывают с рядом циклических проблем, и избавиться от них удастся еще нескоро.
25.08.202300
В настоящее время Берлин обсуждает планы регулирования внутреннего рынка труда за счет компетентных трудящихся из-за рубежа. Немецкие эксперты считают, что для восполнения дефицита рабочей силы стране необходимо ежегодно привлекать 400 тысяч квалифицированных иностранных рабочих. В этих целях в июне этого года Берлин утвердил соответствующие законопроекты, предусматривающие введение "балльной системы", оценивающей работников на основе их профессиональных навыков, а также ослабление ограничений на воссоединение высококвалифицированных кадров и членов их семей в Германии. Во время своих заграничных визитов немецкие политики неоднократно говорили о смягчении визовой политики, пытаясь заманить специалистов из области информационных технологий и других сфер. Кроме того, Берлин намерен поощрять работодателей предоставлять сотрудникам возможность оплачиваемого отпуска для обучения, чтобы повышать общий уровень квалификации немцев в сфере цифровых технологий.
Но Берлин, надеющийся на привлечение иммигрантов для решения этой проблемы, стоит перед многими другими вызовами. Во-первых, рабочая сила, приезжающая в Германию, — это таланты, которые играют ключевую роль в экономическом подъеме и социальной стабильности в других государствах. Не только соседние страны Центральной и Восточной Европы начали жаловаться на "утечку мозгов", вызванную свободным потоком кадров в рамках ЕС: многие державы Африки и Латинской Америки тоже недавно раскритиковали Запад за переманивание чужих технических талантов.
Во-вторых, нельзя недооценивать, насколько сильно немцы настроены против расширения иммиграции в Германии. Культурные конфликты и социальная напряженность между приезжими и коренными жителями страны существуют уже десятилетия и продолжают накаляться из-за экономических проблем и распространения в государстве экстремистских политических идей. В настоящее время Берлин, с одной стороны, сталкивается с нехваткой рабочей силы. С другой, ему сложно оказывать дополнительную помощь огромному количеству беженцев с Ближнего Востока и Украины. Напротив, принятие мигрантов возлагает на него неподъемное экономическое бремя. Августовские опросы общественного мнения в ФРГ показали, что уровень поддержки партии "Альтернатива для Германии", консервативно относящейся к переселенцам, достиг рекордных 20%, что сделало "АдГ" второй по популярности политической силой в стране. Очевидно, что проблема нехватки рабочей силы в Германии не может быть решена путем простой корректировки иммиграционного курса.
Автор: Дун Ифань (董一凡) — научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений