Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Оказание помощи Украине — как утверждают политики, совершенно необходимой во имя безопасности Европы — стало сильно раздражать чехов, сообщает iROZHLAS. В обществе появилась нервозность, связанная с тем, что жизнь стала значительно дороже. В таких условиях люди ищут виноватых и находят их.
Судьба украинских беженцев — пример того, из какого сложного клубка отношений, обстоятельств и эмоций соткана якобы простая вещь. В феврале прошлого года Россия начала спецоперацию на Украине, что заставило украинских граждан бежать из страны. Матери взяли своих детей и отправились в путь, чтобы спасти им жизнь.
Граждане Чешской Республики все поняли и предложили им всяческую помощь, жилье, деньги, работу, места в школах. Но на этом простая и ясная история заканчивается.
С течением времени появились сомнения, критика и осуждение. Правительственные политики отвергли большинство из них и спрятались за фразами о "российском агрессоре" и помощи Украине, совершенно необходимой во имя нашей собственной безопасности.
Так продолжалось до недавнего времени. "Последствия российской спецоперации огромны и в определенной мере способствуют росту беспокойства, которое мы ощущаем в нашей стране", — допустил премьер-министр Петр Фиала, выступая в понедельник на встрече с чешскими дипломатами.
Но откуда берется эта нервозность? Она уходит корнями в сложную экономическую обстановку. Политики не сумели справиться с энергетическим кризисом, который, в том числе, спровоцировал высокую инфляцию.
Волна недоверия
Расходы на жизнь чехов, силезцев и мораван растут. Им приходится больше тратить, хотя работают они столько же, сколько в последние годы. Особенно из-за дорогой электроэнергии и газа страдают пенсионеры и домохозяйства с низкими доходами, как показал анализ Исследовательского института труда и социальных дел.
В таких условиях люди склонны искать виноватых. Разумеется, они находят их в правительстве, которое поддерживает уже лишь четверть общественности. Согласно опросам, политической ситуацией в стране недовольны 63% респондентов.
Поэтому за каждой кроной, которую тратит государство, внимательно следят. Множатся вопросы, не слишком ли много достается беженцам? И хотя в руках у членов правительственной коалиции есть целый арсенал неопровержимых аргументов, они не умеют им пользоваться.
Они мало говорят о том, что в рабочий процесс уже влились более двух третей украинских переселенцев. Правда, 58% работают на должностях, не соответствующих их более высокой квалификации.
Исследование компании PAQ Research подтверждает, что четверо из десяти беженцев получают более низкие зарплаты, чем их чешские коллеги на той же позиции. Они просто выполняют ту работу, которую чешские граждане не стали бы делать за такие мизерные деньги.
Но люди делятся друг с другом и другой информацией. Предприниматели жалуются, что, например, в гостиничной отрасли некоторые украинки работают плохо, не стараются и устраиваются на работу только для официального статуса.
Тревожит и ситуация в образовании, поскольку не удается интегрировать украинских учеников в детские коллективы начальных школ, а в среднюю школу ходит лишь половина подростков, приехавших с Украины в Чехию.
Не так давно появились новости о конфликтах между местными цыганами и украинцами, и даже появилась информация о жестоком изнасиловании молодой девушки, в котором обвиняется гражданин украинской национальности. Волна недоверия поднялась на небывалую высоту. В столь напряженной атмосфере статистика преступности уже никого не переубеждает.
В общем, по прошествии полутора лет пришло понимание, что к делу нужно подходить иначе. Фраз о том, что мы должны и будем помогать украинцам столько, сколько потребуется, больше недостаточно. Пусть даже эти фразы и соответствуют жизненным интересам чешского населения.
Автор: Катержина Перкнерова (Kateřina Perknerová)