Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европейскую экономику бросает из крайности в крайность, континенту грозит рецессия, пишет The Economist. Ситуация с инфляцией остается нестабильной. Европейский центробанк готовится к "жесткой посадке", планируя поднять ключевую ставку.
Неужели политики будут и дальше поднимать процентные ставки?
Лето в Европе было странным. Сильные дожди сменялись мощными природными пожарами. Экономику континента тоже бросало из крайности в крайность. Инфляция никак не хотела снижаться, и в августе цены выросли на 5,3 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А руководителей все больше тревожат мрачные перспективы роста. Недавнее снижение индекса ожиданий менеджеров по закупкам говорит о том, что Евросоюзу грозит рецессия.
В преддверии очередного заседания Европейского центробанка (ЕЦБ), которое состоится 14 сентября, политиков волнует возможность стагфляции (это такая ситуация, когда низкие темпы роста сопровождаются мощной инфляцией). Глава ЕЦБ Кристин Лагард недавно подтвердила свое обещание снизить инфляцию и установить процентные ставки "на достаточно рестриктивном уровне на тот срок, который необходим для своевременного возврата инфляции к нашему среднесрочному показателю в два процента". Переводим на простой язык: ЕЦБ отдает предпочтение "жесткой посадке", как называют резкое снижение темпов роста экономики, чреватое экономическими невзгодами, не желая потерпеть неудачу в борьбе с повышением цен.
Но проблема в том, что ЕЦБ во время такой посадки может потерпеть крушение. Инфляция в еврозоне оказалась такой же упрямой, как и в США. В Европе увеличение цен было вызвано удорожанием энергоресурсов; в Америке же более заметную роль сыграл спрос. Но и там, и там инфляция следовала одним и тем же курсом, немного отставая на европейском континенте. Сейчас вопрос стоит так: надо ли ждать снижения базовой инфляции, исключающей волатильные цены на продовольствие и энергоносители? Пока она упрямится, оставаясь на высоком уровне.
Отчасти это объясняется тем, что Европе, как и Америке, пока удается избегать рецессии. В конце прошлого года, когда многие ожидали спада на континенте, ужесточение денежно-кредитной политики еще не нанесло свой удар по экономике, и государства щедро раздавали деньги в попытке противостоять энергетическому шоку. Сектор услуг продемонстрировал приличный рост, а промышленность была полностью загружена заказами после пандемийного спада.
Германии не удается выйти из образа "больного человека Европы"Германия больше не локомотив Старого континента, пишет автор статьи на сайте CNBC, ссылаясь на экспертов. Это страна, которая постепенно возвращает себе незавидный статус "больного человека Европы". Сегодня ее упадок связывают с рядом циклических проблем, и избавиться от них удастся еще нескоро.
25.08.202300
Сейчас же в Европу пришел мрак и уныние. Мировая экономика ослабевает, а в книгах заказов много пустых страниц. Средства государственной помощи домохозяйствам на исходе. Розничные цены на энергоресурсы выше, чем до прошлогоднего кризиса. А реальные доходы пока не восстановились. В августе снизилась активность в сфере услуг, о чем свидетельствуют цифры индекса ожиданий менеджеров по закупкам. Этот сектор ослаб максимально за последние два с половиной года.
Повышение процентных ставок тоже начало отражаться на европейской экономике, как и было задумано руководством ЕЦБ. Особенно болезненным оно оказалось для строительства, которое всегда довольно чувствительно реагирует на процентные ставки. Ужесточение условий банковского кредитования ведет к 0,4-процентному сокращению роста ВВП каждый квартал, о чем сообщает банк Goldman Sachs. Во втором квартале количество банкротств увеличилось на восемь процентов по сравнению с первым, и достигло максимума с 2015 года. Оливер Ракау (Oliver Rakau) из консалтинговой фирмы Oxford Economics дает прогноз, что последствия ужесточения денежно-кредитной политики выйдут на пиковые значения во второй половине текущего года.
Таким образом, жесткая посадка почти гарантирована. Но инфляция еще нескоро сможет вернуться к целевому показателю ЕЦБ в два процента. Есть две силы, тянущие цены в противоположных направлениях. Первая — это ситуация на рынке труда. Безработица на рекордно низком уровне. И хотя фирмы нанимают меньше работников, непосредственной угрозы массовых увольнений нет. Отчасти это вызвано тем, что руководители хотят сохранить трудовые ресурсы, которых в стареющей Европе становится все меньше. В результате увеличиваются зарплаты по всему ЕС, хотя и недостаточно, чтобы компенсировать инфляцию.
Вторая сила, которая тянет инфляцию вниз, это снижение спроса на товары и услуги. Во время пандемии рост цен опережал рост зарплат, из-за чего прибыли компаний быстро увеличивались вместе с инфляцией. Если же сейчас компании обнаружат, что спрос ослабевает, вполне возможно, что инфляция будет снижаться, а рост зарплат останется высоким, и тогда прибыли сократятся. Надо сказать, что оптовые цены на товары уже быстро падают, равно как и импортные цены. В какой-то момент последствия от этого ощутят потребители.
Какая из этих двух сил в итоге одержит верх? В данный момент кажется, что будет снижение спроса, потому что оно распространилось и на сферу услуг. Это говорит о том, что инфляция в еврозоне может довольно быстро упасть. Но ЕЦБ в этом не убежден и готов поднять главную ставку с 4,25 до 4,5 процента. Политикам было бы лучше обеспечить устойчивость ставок, чтобы можно было оценить угрозу краха.