"Вызов извне" для нашей культуры в Африке: "Найдутся другие, получше французов!"

Monde diplomatique: африканские студенты предпочитают российские вузы западным

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Культурные центры при посольствах Франции в африканских странах вынуждены биться за каждого местного студента, сообщает Monde diplomatique. Не потому, что африканцы не хотят учиться, а потому что их манят и Китай, и Россия, и Турция.
После переворота в сентябре 2022 года французские учреждения в Буркина-Фасо подверглись разграблению. А нежелание Парижа заниматься распространением нашей культуры в Африке "подкормило" чужие культурные центры. Другие страны, прежде всего Китай и Россия, пользуются возможностью, чтобы финансировать художественные и лингвистические программы в Африке. Но обо всем по порядку.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Турецкий, китайский, русский... Языки в гостях у Африки

В Центре тюркских исследований, который уже год работает при Университете Яунде II (Яунде — столица Камеруна, прим. ИноСМИ), молодые камерунцы, записавшиеся на языковые курсы, занимаются в классе, где висит портрет президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Они готовят менемен (омлет), традиционное блюдо, очень распространенное в Турции. "Я захотела выучить турецкий язык после просмотра турецких телесериалов", — говорит студентка Иная Нгоганг. Ее однокурсница Захра Уману объясняет свой выбор турецкого тем, что камерунцы с турками исповедуют ислам. Турки приобщении не задаются, они в глазах Аллаха — такие же мусульмане, как и треть населения Камеруна. Их преподаватель Фатима Хосджа утверждает, что в последнее времяч резко выросло число желающих записаться на курсы турецкого языка. Турецкий центр работает под эгидой Фонда Маариф, созданного Анкарой в июне 2016 года и работающего в 90 странах, где представители фонда занимаются в основном открытием и функционированием школ. В нескольких сотнях метров в том же кампусе студенты Института Конфуция, открытого Китаем в 2007 году, начинают подготовку к китайскому Новому году. На вопрос, что мотивирует их изучать китайскую культуру, ответ был такой: "Китайский — язык деловых людей. Вы разве не знаете, что Китай — первый экономический партнер Камеруна?"
В последние годы в Яунде выросло число иностранных культурных центров. Россия открыла свой центр в 2019 году, Южная Корея — в 2020 году... Благодаря своему стратегическому положению, в частности, благодаря морскому побережью и природным ресурсам, Камерун привлекает внимание крупных держав. "Культурное сотрудничество имеет только одну цель: завоевать сердца и умы. Эти страны видят в студентах те будущие влиятельные фигуры в жизни Африки, которые очень помогут в будущем", — отмечает Жан Коттен Желин Кума, советник по культуре в посольстве Камеруна в Москве.

"Нам надоело высокомерие французов"

Политика также определяет выбор студентов. Нина выбрала российский центр, потому что "Камерун и Россия являются партнерами": страны подписали соглашение о военном сотрудничестве 12 апреля 2022 года.
Рядом, в китайском центре, нам более откровенно говорят о радости от отказа в таком сотрудничестве с Францией: "Нам надоело высокомерие французов. Мы хотим обратится к кому-нибудь еще", — говорит Беатрис Аман, студентка Института Конфуция. Монополия кончилась: культурная дипломатия бывшего колонизатора теперь должна противостоять антифранцузским настроениям в Камеруне и в других странах Африки к югу от Сахары.
"Они лучше французов!" — говорит Беатрис, имея в виду другие страны, стремящиеся усилить свое влияние посредством культурных мероприятий. Ее приятель Энгоссо Нджок согласен с ней и отмечает, что некоторые страны "предлагают стипендии, беря на себя все расходы, тогда как в случае с Францией мы дрожим при одной только мысли о собеседовании для получения визы".
Юноша Энгоссо явно задет за живое поучениями из Парижа:
"Изучение языка и культуры позволяет нам позитивно относится к этим странам. Франции не нужно говорить нам, какие государства хорошие, а какие плохие. Сами разберемся".
Теряет ли Франция позиции в Западной Африке? Над династией Бонго сгущаются тучиЕще в одной африканской стране произошел военный переворот, пишет iDNES. Нефтяной гигант Габон с легкостью отказывается от Франции. Без Африки она останется как автомобиль без бензина. Однако Париж вынужден оставить игровое поле другим крупным игрокам.

Певцы и летописцы в самолете Макрона

Может, сработает старая французская ставка на культуру и искусства? Очарование прекрасной Франции поможет побороть антифранцузские настроения? Частично это все еще так.
"Китай предлагает экономическое партнерство, Россия сильна в военном отношении, но главный козырь Франции — это культура. У нас общая культурная история", — говорит Джозеф Овона Нтсама, из Фонда геополитики в Центральной Африке Пола Анго Эла (FPAE) в Яунде. Неслучайно во время поездки в Яунде в июле 2022 года президента Эммануэля Макрона сопровождали представители интеллигенции и деятели культуры, в частности певец Блик Басси и историк Ахилл Мбембе, оба камерунцы.
Блик Басси, хотя и летел в президентском самолете, не стеснялся демонстрировать свой критический настрой к французскому высокомерию. Он нелицеприятно высказывается о французских институтах, культурных представительствах при Министерстве иностранных дел, которые организуют языковые курсы и художественные мероприятия: "Благодаря этим институтам, Франция имеет потенциал в культурном отношении. Но сегодня эти учреждения находятся в руках дипломатов, которых прежде всего заботит, как получить хорошо оплачиваемую должность в экзотической стране. Необходимо изменить политику этих структур, подумать не о милостыне, а о совместных начинаниях, в которых будут участвовать члены диаспоры".
В Яунде Французский институт в Камеруне (IFC) расположен в центре города, на одном из самых оживленных проспектов столицы. Несмотря на то, что его фасад недавно был обновлен камерунскими художниками, внутри здание пришло в негодность, некоторые помещения не используются. В июле центр закроется на два года: после большого ремонта, оцениваемого в 5 миллионов евро, там разместится Молодежный совет и филиал будущего Дома африканского мира, заранее прорекламированный Эммануэлем Макроном во время саммита "Африка — Франция" в Монпелье в октябрь 2021 года. "Теперь мы должны изменить наш способ работы, провести преобразования, — говорит его директор Янн Лорво. — Из дома художников мы собираемся сделать дом гражданского общества. Столкнувшись с враждебностью, нужно не бороться с ней, а сотрудничать. Мы должны создать другой образ Франции. Молодым людям интересна не столько идеология, сколько результаты".

Русский центр

В Яунде Русский культурный центр занимает скромное здание в квартале Басто, где расположены посольства и международные организации. "Мы предлагаем вводные курсы русского языка детям с 4 лет, поддерживаем студентов при подаче заявлений на получение стипендии, а также упрощаем формальности для бизнесменов", — говорит основатель центра Светлана Агого. Рассматривая фотографии Красной площади и Кремля, она рассказывает нам, что "камерунцы обратились в Культурный центр, чтобы выразить свою поддержку России в ее борьбе на Украине".
"Но мы их к этому не подталкивали, это не наша задача", — объясняет Светлана.

Россия берет культурой и телеканалом

Москва также знает, как использовать культуру, чтобы заинтересовать камерунскую прессу. "Посольство России предлагает журналистам поездки для знакомства с русской культурой", — отмечает Дени Омгба Бомба, директор Национальной обсерватории СМИ и общественного мнения. Именно в городе Дуале ведет свою трансляцию один из самых пророссийских телеканалов на континенте — Afrique Média. Его вещание было недавно приостановлено "под дипломатическим давлением Франции", сообщили нам в министерстве связи Камеруна. Но русские не сдались: канал теперь запущен на платформе китайского оператора Star Times.
Столкнувшись с многочисленными препятствиями в сфере культурной политики со стороны государства и частных лиц, камерунские "почвенники" выступают за то, чтобы развитию местной национальной культуры дали хоть какие-то преференции. "Африканские языки считаются второсортными. Их до сих пор называют обидным французским словом патуа („просторечные диалекты“). Мы должны добиться их признания", — считает пианист Рубен Бинам, выступающий в защиту интересов "автохтонной" культуры. Только вот на это иностранцы денег не дают: отсутствие достаточных финансовых средств — главная проблема "проафриканских" культур-трегеров.
Автор статьи: Антуан Пекер (Antoine Pecqueur)
Обсудить
Рекомендуем