Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ждать возобновления зерновой сделки в Черном море бессмысленно, пишет Advance. Россия уже все сказала. Украина начала отправку зерна по Дунаю и сделала ставку на Хорватию. Однако в этом варианте есть много негативных моментов. Читатели издания уверены, что их в любом случае оставят внакладе.
Несколько дней назад в Сочи встретились Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Турецкий президент прибыл на эту встречу весьма оптимистично настроенным. Он верил, что вернется домой с подтверждением о возобновлении зерновой сделки в Черном море. Я напомню, что этот договор крайне важен для Турции, и не только потому что корабли продолжили бы проплывать через ее проливы. Значение имеет и тот факт, что Анкара выступала в роли главного посредника при заключении этой сделки. Однако с тех пор прошло уже более года, и многое изменилось.
Оптимизм Эрдогана, с которым он ехал на эту встречу, подтверждают и некоторые турецкие заявления, сделанные накануне его встречи с Владимиром Путиным. Так, прозвучала мысль о том, что возобновление черноморской зерновой сделки может заложить основу для начала мирных переговоров между Киевом и Москвой или даже стать большим шагом к завершению вооруженного конфликта.
Проблема заключается в том, что, судя по всему, и Россия, и Украина подготовились к продолжительному конфликту, может, даже на несколько поколений, и поэтому, похоже, никто не собирается отступать. В то же время черноморская зерновая сделка крайне важна и по совершенно конкретным причинам: Украина, как и Россия, — это один из крупнейших экспортеров зерна в мире. Если все это зерно в какой-то момент нельзя будет вывезти, разразится страшный кризис во многих регионах мира.
Разумеется, Россия это понимала, и когда она соглашалась на зерновую сделку, позволяющую экспорт украинского зерна через Черное море, и когда два месяца назад Москва эту сделку расторгла. Означает ли это, что Россия готова осознанно устроить голод в мире, прежде всего, в бедных странах, ради достижения собственных интересов - послабления западных санкций, которые касаются экспорта российской сельхозпродукции? Критики России утверждают, что именно так и обстоят дела, но у Москвы, ожидаемо, готов совершенно иной ответ. Кремль заявляет, что зерновая сделка уже давно вызывает вопросы и не только потому, что обещания, данные ей, не выполнялись. Причина и в том, по крайней мере так утверждает Москва, что украинское зерно уходило в европейские закрома, а не отправлялось в нуждающиеся государства, такие как страны Африки.
Но если так оно и есть, то расторжение зерновой сделки приведет к тому, что ни одна тонна украинского зерна точно не попадет туда, куда следует. Что на это скажет Россия? В ответ Москва заявляет, что готова предоставить собственное зерно и бесплатно или по совсем невысокой цене отправить его в государства, которые нуждаются в продовольствии.
Об этом предложении довольно мало пишут в западных СМИ в последнее время, поскольку, разумеется, там продолжают пестовать нарратив о России, которая "заставляет голодать страны Африки".
Однако Россия, по сообщениям, договорилась с Турцией об отправке более одного миллиона тонн зерна в Африку, а значительно снизить цену позволит финансовая помощь богатого Катара.
Получается, ждать возобновления зерновой сделки в Черном море бессмысленно? В данный момент, судя по всему, да. Россия ясно дала понять — она готова немедленно возобновить сделку, если условия, на которых Москва настаивает, будут выполнены. Речь идет в том числе об упрощении экспорта российской сельскохозяйственной продукции. Таким образом, западным государствам следовало бы пойти России навстречу и помочь ей, например, повысить безопасность экспортных поставок. Эту задачу прекрасно выполнили бы западные страховые компании. Но, конечно же, Запад на это не пойдет, так как любое сотрудничество с Россией там явно воспринимается как строжайшее табу. Поэтому возобновления зерновой сделки в ближайшем будущем ждать не приходится.
Неужели украинское зерно останется в элеваторах? Не обязательно. Есть два варианта. Во-первых, зерно можно по-прежнему отправлять через Черное море, но только по трассе близ берега, то есть через территориальные воды стран-членов Североатлантического альянса: Румынии и Болгарии. Это не лучший вариант, но рабочий. Правда, Россия, если захочет, сможет блокировать и этот путь, если начнет атаковать корабли, покидающие украинские порты. То есть Россия вполне может устроить полную морскую блокаду. В принципе достаточно, чтобы под удар попали всего несколько грузовых судов, и с идеей отправлять зерно таким путем будет покончено.
Второй вариант предполагает отправку зерна по Дунаю. Этот вариант также явно не по душе россиянам, и в последние время они все чаще наносят удары по украинским дунайским портам близ румынской границы. Из-за этого уже возросла напряженность.
Что касается дунайского варианта, то главным звеном в этой логистической цепочке будет Хорватия, и, как стало известно сегодня, процесс уже пошел.
Заместитель премьер-министра Украины Юлия Свириденко сегодня подтвердила, что Украина начала экспортировать зерно через хорватские морские порты и тем самым расширила свои экспортные трассы в условиях, когда черноморские порты заблокированы.
Я напомню, что украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил во время визита в Загреб в конце июля, что Украина и Хорватия договорились об использовании хорватских портов на Дунае и Адриатическом море для экспорта украинского зерна.
"Украинское зерно уже вывозится через хорватские порты. Мы благодарны за эту возможность. И хотя это нишевый торговый путь, он популярен", — заявила Свириденко в пресс-релизе. "Мы готовы развивать это сотрудничество и расширять возможности транспортного коридора, — написала она. — Мы убеждены, что эта логистическая трасса сыграет важную роль в билатеральной торговле между нашими странами и после вооруженного конфликта".
Заместитель премьер-министра Украины Юлия Свириденко не сказала, сколько украинского зерна уже переправили через хорватские порты.
Часть украинского экспорта также отправляют по железной дороге, но, по словам украинских брокеров, железнодорожные перевозки в европейские порты обходятся намного дороже, чем экспорт через украинские порты.
Даже при беглом взгляде на карту региона понятны все логистические препятствия, которые приходится преодолевать, чтобы претворять эту идею в жизнь.
Чтобы довезти украинское зерно по Дунаю до Хорватии, необходимо доставить его в два украинских порта на этой реке: Измаил и Рени. Оба они совсем недавно подверглись атаке российских беспилотников, и можно ожидать, что нападений будет больше, если уж россияне зададутся целью устранить все альтернативы зерновой сделке.
Еще один вариант — отправлять украинское зерно по Черному морю в румынский порт Констанцу, а оттуда оно шло бы к Дунаю. Тогда зерно должно преодолеть тысячу километров по воде, прежде чем достигнуть хорватского речного порта Вуковар. Но и тут возникают несколько проблем
Порт в Вуковаре мал, и сейчас он может принять максимально 1,2 миллиона тонн грузов в год. Возможно, сначала покажется, что это много, но важно отметить, что эти мощности включают не только сырьевые грузы, то есть в том числе зерно, но и вообще все грузы, в том числе контейнеры. Кроме того, сейчас в Вуковаре есть только одно хранилище пригодное для хранения зерна, и его вместимость не превышает десять тысяч тонн.
Так что цифры говорят против этого варианта. Как сообщает Европейский Союз, с августа 2022 по май 2023 года Украина экспортировала более 30 миллионов тонн зерна и другой сельскохозяйственной продукции в рамках зерновой сделки. Для транспортировки такого количества грузов понадобилось более 1080 судов. В общем, порт в Вуковаре не сможет сыграть существенной роли в экспорте украинского зерна.
Но даже если зерно привезут в Вуковар, а оно, судя по всему, туда уже поступает, если верить украинским источникам, то куда его отправлять дальше? Хорватии пришлось доставлять это огромное количестве зерна в адриатические порты: Риеку, Задар и Сплит.
Даже большие грузовики не способны перевозить более 45 тонн груза за раз. Таким образом, для транспортировки одного миллиона тонн зерна потребовалось бы более 22 тысяч таких грузовиков. Хорватские дороги едва ли выдержат такое оживленное движение.
Другой вариант — железнодорожные перевозки. Но не стоит воображать, что хорватская железнодорожная сеть, которой многие годы пренебрегали и которая едва справляется с регулярными пассажирскими перевозками (это хорошо известно всем, кто когда-нибудь ездил хорватскими поездами), способна принять на себя такой тяжкий груз. Более того, значительная часть хорватской железнодорожной сети даже не электрифицирована, и сами железнодорожные пути пребывают в плачевном состоянии. Не секрет, что железнодорожное сообщение в Хорватии медленное и дорогое, что делает этот вариант для Украины еще более невыгодным. Ведь я напомню, что цель Украины — заработать денег, а при такой трассе украинцам мало что осталось бы, особенно если бы им пришлось платить всем посредникам в цепочке… Если же какие-нибудь богатые украинские союзники помогут ей финансово, это другой разговор, но Хорватия все равно останется внакладе. Ведь могут серьезно пострадать ее дорожная и железнодорожная инфраструктура, которая непригодна для постоянных перевозок такого количества грузов.
Понятно, что хорватские власти сопротивляться не станут, так как пытаются выглядеть лояльным украинским союзником, причем больше в глазах западных стран, чем самой Украины, разумеется, и в этом году Загреб даже отправил Киеву военную помощь — 14 вертолетов Ми-8.
Итак, напрашивается вывод: путь через Хорватию оживится или останется лишь "нишей" в зависимости от того, что будет происходить в Черном море. Если станет окончательно понятно, что зерновая сделка не возобновится, что по черноморской трассе невозможно ничего экспортировать (то есть Россия так сделает), то, несомненно, зерно придется везти в Адриатическое море по Дунаю через Вуковар. Тогда это будет очень сложная операция, особенно для Хорватии.
Комментарии читателей:
marijofil
Если у нашего правительства и мэра Вуковара осталось бы еще хоть несколько граммов мозга, у Вуковара и всей Хорватии появился бы шанс на спасение.
Вы пишете, что проблема только в малых мощностях порта Вуковара и в очень плохой железнодорожной инфраструктуре.
Пусть наши предложат оплатить символический сбор за пользование портами и транспортировку, а в обмен пусть Запад профинансирует расширение портов и восстановление железнодорожной инфраструктуры.
Сколько денег Запад вбухал в оружие и другие глупости для Украины, которые не приносят особой пользы в этом вооруженном конфликте? Для Запада подобные расходы были бы каплей в море, а для Вуковара и остальной Хорватии это будет проект столетия, и нам бы еще кое-что осталось, когда этот конфликт кончится.
MuckiProvokator
Мы западные подданные, а не союзники. Союзники равноправны, а подданными командуют, поэтому…
cardaciste
Если для Украины последнее спасение — Хорватия, то песенка Украины спета.