Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Аэрокосмические силы США столкнулись с целым рядом препятствий: задержки с производством истребителей и беспилотников, несговорчивые союзники, а также непоследовательная и запоздалая модернизация противоракетной обороны, пишет AT. Из-за этого Америке все сложнее угнаться за достижениями Китая.
Габриэль Онрада (Gabriel Honrada)
США анонсировали амбициозные планы по обновлению военно-воздушных и космических сил, чтобы противостоять Китаю в Тихом океане, но столкнулись с серьезными проблемами в их реализации.
В этом месяце газета South China Morning Post сообщила, что ВВС и Космические силы США перестраивают свои операции в западной части Тихого океана с целью сдерживания Китая. По данным издания, министр ВВС США Фрэнк Кендалл объявил, что командование в ближайшие месяцы реорганизует оба рода войск для улучшения операций.
Он подчеркнул, что ВВС США должны адаптироваться, чтобы противостоять угрозе со стороны Китая, который модернизирует свои военно-воздушные и военно-морские силы, а также ракетные возможности для потенциальных ударов по стратегическим военным объектам США.
Газета сообщила, что ВВС США намерены реализовать эти изменения к январю 2024 года. Для этого к работе будет привлечено пять отдельных групп, которые будут заниматься структурой, техникой и оборудованием, набором, обучением и удержанием кадров, боеготовностью и оперативной поддержкой воздушных и космических миссий.
Отмечается, что ВВС США сосредоточились на концепции “гибкого боевого применения”, которая призвана обеспечить бóльшую свободу действий и ослабить зависимость от крупных стационарных баз и инфраструктуры.
Утверждается также, что США наверняка сосредоточатся на улучшении качественных технологических преимуществ и расширении взаимодействия с союзниками в регионе — это касается в том числе совместной подготовки на истребителях пятого поколения, расширения и военных учений в сотрудничестве с Японией и Южной Кореей и взаимодействия с другими региональными партнерами, включая островные государства Тихого океана.
По сообщению South China Morning Post, заблаговременно созданные запасы, соглашения о территориальном доступе и готовая к резкому развертыванию логистика повысят летальность и устойчивость вооруженных сил США. Считается, что это упрочит сдерживание Китая за счет так называемой “распределенной летальности” — это не только осложнит Народно-освободительной армии (НОАК) наведение на цели, но и вынудит ее тратить больше ресурсов.
За прошедшие годы Китай немало преуспел в области воздушного, военно-морского и ракетного потенциала, и его достижения грозят изменить расстановку сил в Тихом океане.
Китай совершенствует авиацию
Одним из таких ценных ресурсов стал истребитель-невидимка пятого поколения J-20, ответ Пекина американскому F-22 Raptor (“Хищник”) и эмблема современных китайских ВВС.
В феврале газета Asia Times сообщила, что парк китайских J-20 вскоре превзойдет американский из 187 F-22 Raptor. Китай не только предположительно нарастил свой парк до 200 единиц, но и постоянно ускоряет поставки.
Кроме того, не исключено, что Китай близок к решению ключевых проблем, мешающих дальнейшему развитию истребителей. В июле мы сообщали, что китайский истребитель-невидимка J-20 совершил успешный полет с двигателями собственного производства WS-15, чья тяга сопоставима с двигателем F-22 Pratt & Whitney F119. Таким образом, J-20 даже мог получить превосходство в воздухе.
США в ответ ускорили разработку истребителей шестого поколения и начали изучать беспилотные аналоги.
В июне мы сообщали, что США собираются запустить программу истребителей шестого поколения, причем крупнейшими подрядчиками наверняка станут Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman. Новый истребитель получит расширенные возможности, включая машинное обучение и совместимость с беспилотным “роем”. Победитель тендера будет объявлен в следующем году.
Кроме того, в марте мы сообщали, что США выделили 1,53 миллиарда долларов на разработку палубного истребителя следующего поколения F/A-XX, чтобы идти в ногу с достижениями Китая. Ожидается, что F/A-XX заменит семейство истребителей F/A-18 и дополнит используемые в настоящее время истребители F-35B и F-35C.
Более того, уже в этом месяце мы сообщали, что США проведут испытания боевого беспилотника класса “воздух – воздух” в рамках программы LongShot компании General Atomics, заключившей контракт на 94 миллиона долларов с Управлением перспективных оборонных исследовательских проектов. Беспилотник будет сбрасываться с бомбардировщика или истребителя для увеличения дальности поражения и большей эффективности — а также обеспечит численное превосходство и повысит боевую эффективность.
Однако при обновлении своих аэрокосмических сил, чтобы не лишиться перевеса над Китаем, США столкнулись с серьезными проблемами. В октябре 2022 года наша газета отметила, что Китай добился ощутимых успехов в разработке истребителя шестого поколения, в котором воплотился тот же принцип “системы систем”, что используют и ВВС США. Таким образом, преимущество США если и сохраняется, то лишь незначительное: господство в воздухе шестого поколения они могут обрести всего на месяц раньше конкурентов.
При этом неясно, смогут ли США соперничать с Китаем в производстве беспилотников. В этом месяце агентство Reuters отметило, что за последнее десятилетие Китай поставил минимум 282 крупных боевых беспилотника в 17 стран, тогда как США за тот же период экспортировали лишь 12 во Францию и Великобританию.
Китайская программа авианосцев — показательный пример масштабной модернизации флота, и США активно стремятся сдержать ширящиеся возможности Китая по переброске сил.
В июне 2022 года мы отметили, что последний китайский авианосец “Фуцзянь” пошел значительно дальше предыдущих моделей и имеет плоский корпус американского образца и катапульты для запуска самолетов.
Авианосная группа — часть комплексной национальной боевой системы для сдерживания авианосных группировок противника с помощью ракет воздушного или наземного базирования. Ожидается, что при необходимости она сможет блокировать Тайвань и нанести удар по острову, прикрыть подводные силы Китая и не даст американским бомбардировщикам на Гуаме “отработать” по флоту вторжения.
США уперлись в стену
В декабре 2022 года мы сообщили о планах США в ответ возвести в Тихом океане “ракетную стену”. Это знаменует собой значительный стратегический сдвиг: от независимых действий к помощи союзникам в создании собственных систем ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD).
План предполагает создание высокоточной сети на первой островной линии (Япония, Тайвань и Филиппины) и интегрированной сети противовоздушной и противоракетной обороны — на второй (архипелаг Бонин или Огасавара, Гуам и западная часть Новой Гвинеи).
Однако найти партнера, готового разместить у себя американские ракетные системы, непросто. Против этого плана играет целый ряд факторов: военная слабость и политическая непредсказуемость Филиппин, стремление Таиланда укрепить связи с Китаем, уязвимость Южной Кореи давлению Пекина, нежелание Австралии втягиваться в конфликт, а также давний отказ Японии размещать на своей территории откровенно наступательные силы.
Кроме того, серьезную проблему для передовых баз США в Тихом океане и их ядерной доктрины вообще представляют улучшенные возможности Китая по нанесению ответного удара.
В апреле мы сообщали, что Китай держит минимум одну атомную подводную лодку с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа 094 на постоянном патрулировании в Южно-Китайском море, обеспечивая тем самым возможность ответного удара по силам США и союзников в случае конфликта на Тайване. Предположительно эти подлодки будут вооружены баллистическими ракетами подводного базирования (БРПЛ) JL-3, которые смогут поразить континентальную часть США с защищенных рубежей в Южно-Китайском море.
Хотя мы отмечали, что США модернизируют противоракетную оборону на Гуаме и развивают системы следующего поколения, разрозненная оборона острова может и не совладать с комбинированным ударом с применением нескольких типов современного оружия, включая беспилотники, крылатые ракеты, баллистические ракеты и гиперзвуковое оружие.
Наконец, подорвать стратегическую безопасность США и возможности сдерживания грозят еще и задержки с размещением перехватчиков следующего поколения.