Настоящая причина, по которой Украина не готова к вступлению в НАТО

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина не готова к вступлению в НАТО, пишет Politico. Альянс создан для защиты государств, которые уже являются демократическими, он не может продвигать ее внутри стран. Более того, к украинской демократии сейчас очень много вопросов, отмечает автор.
Марк Ханна (Mark Hannah)
Североатлантический альянс защищает демократию извне, но не может продвигать ее внутри страны.
Когда президент Украины Владимир Зеленский уволил министра обороны, в новостях появились обвинения этого министерства в нарушениях, допущенных при работе с военными контрактами, а также в коррупции. Именно эти обвинения в коррупции и побудили президента США Джо Байдена заявить в прошлом месяце, что Украина не готова к членству в НАТО.
Однако всего пару дней спустя, на саммите НАТО в Вильнюсе, страны-члены заявили, что вступление Украины в Североатлантический альянс — это всего лишь вопрос времени. Они даже отказались требовать от Украины соблюдения Плана действий по подготовке к членству в НАТО (этот план представляет собой жесткую программу НАТО, которая гарантирует, что данная страна-кандидат соответствует военным, экономическим и демократическим стандартам альянса). На этой неделе Зеленский побывает на Генеральной Ассамблее ООН и посетит Белый дом, при этом в новостях опять будут говорить о стремлении Украины к членству в НАТО.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
По мнению экспертов, конфликт на Украине является эпицентром общемировой борьбы между демократией и автократией. Украина энергично воюет с Россией, и поэтому, продолжают эксперты, Киев можно считать проверенным в боях солдатом демократии, а, следовательно, страна достойна вступления в НАТО. А членство в Североатлантическом альянсе, в свою очередь, в дальнейшем воспрепятствует разрушению несовершенной демократии на Украине. По крайней мере, приводятся именно такие доводы в пользу членства Украины в альянсе.
Но подобная аргументация упускает важную отличительную особенность: НАТО создана для защиты тех государств, которые уже являются демократическими, но она совершенно не способна продвигать демократию внутри этих стран. Таким образом, членство Украины в НАТО, вопреки общепринятому мнению, не может послужить делу укрепления украинской демократии.
Демократия достигает успеха, когда безоговорочно принимаются ее принципы, что находит свое отражение в законодательстве, политических нормах и институтах; и когда на её защиту встают сторонники борьбы с коррупцией, организации, призванные оберегать гражданские свободы и гражданские права, а также правозащитные группы, охраняющие свободу выражения мнений в СМИ. Демократию нельзя защитить так же, как обычно защищают территорию государства – то есть при помощи оборонительных пактов, бомб и пуль, ракет и минных полей.
Украина и другие страны ждут своей очереди на вступление – но готов ли ЕС к расширению?ЕС не может принять Украину, пишет The Guardian. Страны, получающие финансирование, должны будут превратиться в доноров, а они к этому экономически не готовы. Кроме того, Украина — крупнейший игрок на рынке зерна, что потребует реформ сельскохозяйственной политики ЕС.
Устав НАТО может потребовать от кандидатов на вступление, чтобы те поддерживали демократию, свободу личности и верховенство закона. Однако он не в состоянии предотвратить отступление демократии в данной конкретной стране после того, как она присоединилась к альянсу. Яркими примерами являются следующие страны-члены: Венгрия и Турция. При Викторе Орбане и Реджепе Тайипе Эрдогане осуществляется преследование независимых СМИ, подавление инакомыслия и подрыв верховенства закона. Оба эти лидера поддерживают более тесные связи с Россией во время конфликта на Украине. Так, например, Эрдоган совсем недавно встретился с президентом России Владимиром Путиным в Сочи.
Несмотря на отступление демократии в Венгрии и Турции, обе страны остаются членами альянса, они на хорошем счету; им даже удалось добиться уступок, когда они препятствовали вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. Соединенные Штаты могли бы соблазнить этих все менее либеральных союзников с помощью сделок по поставкам оружия, однако НАТО бессильна устранить коренную причину их упрямства. Венгрия, по ее уверениям, препятствует членству Швеции в НАТО в качестве ответа на то, что Европейский союз заблокировал выделение нескольких миллиардов долларов, которые Венгрия должна получить из европейских фондов. Какова причина заморозки со стороны ЕС? Деградация демократии в Венгрии.
Сползание Венгрии и Турции к авторитаризму является поучительным примером для Украины, стремящейся к членству в НАТО.
Можно утверждать, что Североатлантическому альянсу никак не угрожает присутствие в нем недостаточно демократических членов. Вопреки риторике о великой общемировой борьбе между демократиями и автократиями, Соединенные Штаты зачастую находят общий язык с нелиберальными странами. Так, например, США тесно сотрудничают с Саудовской Аравией и Египтом по вопросу о борьбе с вооруженным экстремизмом на Ближнем Востоке; кроме того, на Филиппинах расположены американские военные базы, которые оказывают помощь Соединенным Штатам в защите их интересов в Азии.
И здесь видится справедливое оправдание таким действиям, хотя оно и открывает ящик Пандоры, если иметь в виду стратегическую логику, касающуюся структуры трансатлантического альянса. В конце концов, если НАТО не занимается защитой демократических стран, то для чего же она тогда нужна? Если страны-члены Североатлантического альянса решили защищать только демократические государства, будут ли они с меньшим усердием защищать менее демократические страны в том случае, если те вдруг будут приняты в НАТО? Возьмем, например, такие страны как Грузия (а она в настоящее время находится в конфликте с Россией и ведет борьбу за демократические реформы), стремящиеся к членству в альянсе, – а вдруг они впоследствии станут думать, что критерии членства в НАТО мягки и даже применяются весьма лицемерно?
Конечно, Украина добилась определенного прогресса в самоочищении, а президент Зеленский – гораздо более усердный реформатор, чем некоторые из его предшественников. Новости о его кадровых чистках регулярно прорываются сквозь сводки боевых действий. Так, летом прошлого года Зеленский буквально потряс всю Украину, отправив в отставку генерального прокурора и главу своей службы безопасности из-за "серьезного неисполнения ими своих обязанностей". В тот момент было возбуждено более 650 уголовных дел о государственной измене. В январе шесть заместителей министров и пять руководителей регионов были уволены за коррупцию, а недавно Зеленский провел чистку всех региональных военкоматов Украины после обнаружения хищений.
"А где деньги?" Разворовывание военных бюджетов стало головной болью УкраиныМнения о том, верно ли Зеленский выбрал время для борьбы с коррупцией, разделились, пишет NYT. Оппоненты этой идеи утверждают, что приравнивание коррупции к госизмене приведет к злоупотреблению полномочиями военного положения.
Зеленский занимает жесткую позицию в отношении коррупции, называя ее национальным бедствием. Но подобный крестовый поход необходим только при слабой политической системе — то есть такой системе, которая в некоторой степени затрагивает и Зеленского.
Когда западные финансовые институты занимались поиском независимых руководителей в украинских компаниях, управляемых олигархами, Зеленский уволил свой кабинет за то, что эта инициатива зашла слишком далеко. Он освободил от должности своего премьер-министра после того, как тот поссорился с медиамагнатом и олигархом Игорем Коломойским из-за назначений, произведенных в государственной электроэнергетической компании. Коломойский с помощью своего телеканала помог Зеленскому сначала стать известным комиком, а позже спонсировал его президентскую кампанию. Магнат находится под санкциями США, и в начале нынешнего месяца ему было предъявлено обвинение в мошенничестве и отмывании денег. Антикоррупционные инициативы Зеленского, независимо от того, являются ли они результатом его искренней убежденности или же проводятся для видимости, омрачены его близостью к Коломойскому, а также тем почтением, которое президент выражает по отношению к другим олигархам.
В июльском отчете швейцарской разведки упоминалось, что у Зеленского проявились "авторитарные черты", когда он пытался отстранить мэра Киева Виталия Кличко от участия в президентских выборах на Украине, которые будут проводиться в 2024 году. Зеленский отменил президентские выборы 2024 года, ссылаясь на военное положение.
Для упрочения демократии требуется время. До своего принятия в ряды Североатлантического альянса в 2020 году Северная Македония участвовала в Плане действий по подготовке к членству в НАТО более 20 лет. Черногория провела восемь лет, будучи участником этой же программы, и только потом, в 2017 году, ее приняли в НАТО. Босния и Герцеговина вместе с Грузией продолжают сталкиваться с проблемами на пути выстраивания хрупкой демократии, пытаясь проводить демократические реформы для реализации своих устремлений к членству Североатлантическом альянсе.
Украина праведно сражается за свою землю, борется за свое выживание, а Зеленский доблестно провел свою страну через горнило разрушительного конфликта. Естественно, что Украина будет стремиться к членству в НАТО, поскольку это усилит защиту ее границ.
Но какой ценой? Прочие аналитики четко указывают на риски наступления разрушительной эскалации в отношениях с Россией, а также на угрозу для авторитета Соединенных Штатов, когда США дают обещания по гарантиям безопасности при слабой общественной поддержке. А предоставление Украине членства в НАТО в краткосрочной перспективе лишает ее мощного стимула укреплять свою демократию в долгосрочной перспективе, а именно – обещания (возможного) членства в НАТО.
Но есть и еще один риск. После окончания холодной войны НАТО стала настаивать на том, что Североатлантический альянс отнюдь не выступает против России – он призван защищать демократию. Принятие Украины в НАТО в то самое время, когда в этой стране наблюдаются нарушения демократии, еще больше подорвет репутацию НАТО как защитника демократических норм. В конечном итоге, на этом примере, вызывающем у нас разочарование, мы еще раз убеждаемся, что НАТО защищает демократические страны извне, но не может продвигать демократию внутри страны.
Обсудить
Рекомендуем