Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украине предрекли потерю союзников из-за неблагодарного поведения Зеленского, пишет The Spectator. Он пытается одновременно выставить страну "жертвой" и "защитницей" Европы, чтобы выбить из Запада деньги. Однако пока что реакция на риторику Зеленского совершенно иная.
Недавняя размолвка между Киевом и Варшавой из–за зерна – Украина подала в суд на Польшу в ВТО – случилась не вовремя. В обычное время торговый спор (каким бы значимым он ни был для тех, кого он непосредственно затрагивает) едва ли был бы вообще отмечен. Однако во времена смертельной опасности разногласия между союзниками являются поводом для глубокой озабоченности.
Для польской правой партии "Право и справедливость" (ПиС) запрет на продажу украинского зерна является предвыборным вопросом. Учитывая, что парламентские выборы в середине октября она вполне может проиграть, популистская ПиС хочет успокоить сельские избирательные округа Польши (базу партии) и делает заявление, что защищает фермеров от наводнения иностранным зерном. Отвечая на украинскую критику в своем выступлении на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, президент Польши Анджей Дуда сравнил Украину с тонущим человеком: ему нужно бы помочь, но не ценой жизни спасителя, который пойдет ко дну вместе с ним.
Польша непоколебимо поддерживает Украину с момента российского ввода войск, предоставляя оружие и боеприпасы. Она сообщила о своей неизменной приверженности этому, но проницательные наблюдатели, безусловно, могут ощутить в Варшаве нотку раздражения, граничащую с унынием. Мы так много сделали для этих людей, и вот как они отплатили за нашу доброту – подав на нас в суд в ВТО? Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава может прекратить поставки оружия Украине и вместо этого сосредоточиться на наращивании собственного оборонного потенциала. Поскольку Киев сталкивается с перспективой затяжной войны на истощение, эти сигналы от ключевого союзника вызывают глубокую тревогу.
Президент Владимир Зеленский оказался в серьезном затруднении. С одной стороны, рассказ об Украине как о жертве помог ему завоевать сердца и умы на Западе. Наше восприятие Украины как жертвы неспровоцированной российской военной операции помогло Зеленскому заручиться политической, экономической и, самое главное, военной поддержкой своей страны. Ужас смерти и разрушений, страдания невинных, тяжелое положение беженцев – все это вызвало наше моральное негодование и побудило нас к благотворительности. Но, как это часто бывает с благотворительностью, существует негласное предположение, что другая сторона должна проявить благодарность в ответ. Жалоба на одного из ваших союзников в ВТО не очень-то соответствует этому имиджу.
С другой стороны, Зеленский попытался продать Западу другую версию событий. В этом конкурирующем повествовании Украина является не столько борющимся просителем, сколько стойким спасителем – Европы, Запада, всего мира – от российского зла. Украина поплатилась кровью ради нашей свободы. Поэтому именно Запад должен быть благодарен Украине, а не наоборот. В таком прочтении помощь Украине – это не акт благотворительности, а обязанность. Запад должен не просто заплатить, но сделать это быстро и с надлежащим смирением и благодарностью за храбрость и самопожертвование Украины.
Такая линия в освещении событий помогает Зеленскому дома. Для морального духа украинцев лучше, если они почувствуют, что могут стойко преодолевать трудности и гордиться собой, чем если их страну будут воспринимать как на бедную родственницу, едва сводящую концы с концами на иностранные пожертвования. Но есть серьезные риски и в том, чтобы быть слишком величественным и слишком гордым. Это становится источником раздражения для союзников, которые вполне могут быть искренне привержены делу Украины, но возмущены тем, что Киев читает им нотации.
Тем временем русские, без сомнения, примут во внимание подобные ссоры. Долгосрочная игра Владимира Путина на Украине заключается в том, чтобы пережить Запад. Он воспримет признаки кратковременной напряженности между Украиной и ее западными покровителями как доказательство того, что был прав с самого начала: Запад колеблется и у него недостаточно стойкости и терпения для продолжения борьбы. Путин будет чрезвычайно рад лицезреть разногласия между Брюсселем (который снял запрет на ввоз украинского зерна) и Варшавой (которая нагло игнорировала ЕС). По его мнению, чем дольше продолжается конфликт, тем больше разногласий, тем очевиднее усталость.
Задача для Украины и западных политиков состоит в том, чтобы доказать: Путин ошибается в своих расчетах. Это потребует бесконечного такта, большого терпения и понимания того, что вопрос не в том, кто кому больше должен, а в том, что мы можем сделать вместе, чтобы дать отпор российской военной операции. А это, в свою очередь, означает сокращение ненужного позерства и смягчение вредной риторики.
Президент Дуда говорил о тонущем человеке, нуждающемся в помощи. Лучшая метафора для Украины и Польши, пожалуй, та, что они оказались в одной лодке. И им пора научиться грести совместно.
Сергей Радченко – профессор "Центра стратегических и международных исследований" Джорджтаунского университета, а также Школы перспективных международных исследований Университета Джона Хопкинса в Вашингтоне, округ Колумбия.