Конфликт на Украине: неоднозначные сигналы союзников Киева косвенно говорят о растущей усталости от военного конфликта

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Западе обострилась напряженность касательно поддержки Киева, пишет The Conversation. Неоднозначный прием Зеленского на Генассамблее ООН, разногласия с ближайшими союзниками и отсутствие консенсуса по новому траншу Украине в американском конгрессе говорят о растущей усталости от конфликта.
Прошло уже почти 600 дней с того момента, как Россия начала специальную военную операцию на Украине. И она стала проверкой на устойчивость этих двух стран. Но этот конфликт также стал проверять на прочность и тех людей на Западе, кто с самого начала поддерживал Украину.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Об этом свидетельствует тот неоднозначный прием, который был устроен президенту Украины Владимиру Зеленскому на прошлой неделе во время его визита в США и Канаду. А в Европе тем временем вновь обострилась напряженность по вопросу об оказании поддержки Киева.
Поскольку украинское контрнаступление все еще не оправдало возложенных на него надежд (возможно, завышенных), мы начинаем замечать первые серьезные признаки ослабления консенсуса на Западе по вопросу о том, готовы ли – а если готовы, то насколько серьезно – разные государства мира поддерживать Украину, причем столько времени, сколько потребуется.
Визит Зеленского в Северную Америку начался с выступления на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, в котором он обратился к лидерам других стран мира со страстным призывом соблюдать международный правопорядок и оказать содействие Украине. Если говорить о принципах суверенного равенства и территориальной целостности, то они получили широкую поддержку; другое дело, когда речь заходит о том, как положить конец вооруженному конфликту, – в этом случае появляется больше неясности.
Существуют два лагеря: многие западные лидеры поддерживают стремление Украины, полагающей, что в первую очередь необходимо восстановить ее территориальную целостность. В другом лагере (а к нему относится в том числе и большое число государств глобального Юга) предпочитают делать акцент на важности диалога и скорейшего прекращения насилия.
Та же самая ситуация наблюдалась и на следующее утро, во время открытых дебатов в Совете Безопасности ООН по конфликту на Украине, в ходе которых, что было вполне предсказуемо, Зеленский столкнулся с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, – обе стороны озвучили совершенно разные версии причин и хода вооруженного конфликта. Но прежде чем дебаты завершились, Совет Безопасности переключил свое внимание на кризис в Нагорном Карабахе, а это свидетельствует о том, что конфликт на Украине — не единственный неотложный вопрос глобальной повестки дня.
Зеленский отправился в Вашингтон, округ Колумбия, где получил еще один пакет военной помощи на сумму 325 миллионов долларов США (192 миллиона фунтов стерлингов). Эту помощь президент США Джо Байден (Joe Biden) может выделить непосредственно в рамках своего так называемого президентского права передачи.
Еще более проблематичной является помощь в размере 24 миллиардов долларов США, которая должна быть одобрена Конгрессом США. При этом, лидер республиканского большинства в Палате представителей Кевин Маккарти (Kevin McCarthy) не станет вплоть до окончания текущего года включать соответствующий законопроект в список законодательных актов, требующих рассмотрения.
Деньги для Украины предлагается включить в срочный пакет Сената, чтобы правительство не лишилось финансированияАмериканские сенаторы обеих партий активно обсуждают, включать ли новую военную помощь Украине для борьбы с Россией во временный законопроект о расходах, чтобы сохранить финансирование правительства по окончании сентября, пишет NYT.
Кроме того, Маккарти лишил украинского президента возможности выступить на совместном заседании Палаты представителей и Сената, что является еще одним признаком растущего сопротивления республиканцев тому энтузиазму в отношении Украины, который овладел администрацией Байдена.
Во время официального визита в Канаду Зеленский получил повсюду теплый прием и отбыл с пакетом военной помощи на сумму 650 миллионов канадских долларов (394 миллиона фунтов стерлингов).

Европа: разделение растет

Между тем, в Европе три члена ЕС, являющихся соседями Киева (Венгрия, Польша и Словакия), выступили против отмены общеевропейского запрета, наложенного на импорт зерна из Украины. Более того, Польша пошла еще дальше и тоже временно прекратила любые поставки оружия на Украину – Зеленский в своем выступлении на Генеральной ассамблее ООН назвал это "политическим театром" и подарком для Москвы.
Между Польшей и Украиной уже давно назревает зерновой спор – вопрос заключался не в том, обострится ли этот спор в конечном итоге или не обострится, а в том, когда именно его ждать. Важно отметить, что все это служит предзнаменованием того, что на пути к членству в ЕС Украину ждут также и другие возможные препятствия.
Некоторые из них, вполне возможно, находятся на территории самой Украины. Как отметила в своем ежегодном обращении к Европейскому парламенту председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), "вступление [в ЕС] осуществляется с учетом имеющихся заслуг"; она признала, что "Украина уже добилась больших успехов".
Однако переговоры о вступлении в ЕС не начнутся до тех пор, пока не будет получена положительная рекомендация комиссии, характеризующая те результаты, которые были достигнуты Киевом в отношении выполнения семи условий, обозначенных еще в июне 2022 года, т.е. в тот момент, когда Украине был предоставлен статус кандидата. Ожидается, что это решение будет принято до конца 2023 года.
Как только начнутся переговоры о вступлении, большую роль в определении скорости, с которой Украина может продвигаться к членству, будут играть интересы отдельных стран-членов Евросоюза. Нынешняя размолвка с Польшей является всего лишь одним из признаков предстоящих потенциальных проблем, которые будут возникать в особо чувствительной области – общей сельскохозяйственной политики Евросоюза. А этот вопрос серьезно заденет Евросоюз, если к нему присоединится Украина – мировая сельскохозяйственная сверхдержава.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) явно стремится к тому, чтобы его считали защитником польских фермеров от неконкурентной практики, используемой украинскими экспортерами, особенно в преддверии парламентских выборов, которые намечены на следующий месяц.
Но здесь также возникает вопрос о лидерстве, т.е. потенциальном вызове, который Украина может бросить Польше после вхождения в ЕС, поскольку именно Польша стремится стать, образно говоря, основным рупором всех восточноевропейских членов ЕС.
Столь неприкрытые нападки на Зеленского и его политику существенно меняют устоявшиеся правила, касающиеся того, что можно, а чего нельзя высказывать в адрес весьма харизматичного украинского президента. И всё это происходит на фоне растущего беспокойства, которое испытывает Запад по поводу хода боевых действий на Украине, а также той цены, которую за это надо заплатить.
Однако всех этих успехов, достигнутых в последнее время Украиной, еще вовсе не достаточно для того, чтобы развеять все более нарастающие сомнения скептиков, которые утверждают, что в украинском конфликте наблюдается патовая ситуация, и она будет сохраняться еще на протяжении долгого времени. Украина продолжает защищаться, благодаря поддержке Запада. Но этой поддержки недостаточно для победы Украины.
Если события, наблюдавшиеся на прошлой неделе, говорят нам об ослаблении западной поддержки, то в этом случае получается, что меры, призванные предотвратить поражение Украины, больше нельзя воспринимать как данность. Нельзя также будет говорить и о поражении Украины – в этом случае следовало бы признать, что западному альянсу не хватило стойкости, чтобы одержать победу в его нынешней конфронтации с Россией.
Авторы статьи: Stefan Wolff (Стефан Вольф), Tetyana Malyarenko (Татьяна Маляренко)
Обсудить
Рекомендуем