Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стратегия Израиля "разделяй и властвуй" никогда не принесет мира, пишет генерал в отставке Шломо Бром в статье The Economist. Тель-Авив не сможет бесконечно подавлять миллионы палестинцев, которые требуют права на самоопределение, а также свободной и нормальной жизни.
Израиль столкнулся с беспрецедентным кризисом. Государство, созданное для защиты евреев от преследований, потерпело фиаско и не смогло уберечь своих граждан, проживающих вблизи сектора Газа. Его застиг врасплох противник, на порядок уступающий в военном отношении. Небольшой контингент Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ), размещенный вдоль границы с сектором Газа, рассыпался и не смог предотвратить бойню почти тысячи граждан, большинство из которых мирные жители. Кроме того, палестинские террористы из ХАМАС взяли десятки людей в заложники.
Как будет развиваться ситуация, никто не знает. Боевые действия только начались. ЦАХАЛ реорганизует свои части вдоль границы и уничтожает силы ХАМАС, перешедшие из сектора Газа на территорию Израиля. В то же время они бомбят в самом секторе Газа объекты, связанные с ХАМАС и "Исламским джихадом", еще одной палестинской группировкой боевиков. Задача заключается в том, чтобы сокрушить их военный потенциал и заставить их заплатить высокую цену за недавние зверства, не разворачивая при этом наземных операций. Тем временем гражданское население Израиля боится дальнейших ракетных "прилетов" со стороны Палестины после обстрела в выходные и новых ударов в понедельник.
Это привычная реакция Израиля на атаки из сектора Газа, но на этот раз ее явно будет недостаточно. Общественное разочарование и гнев достигли невиданного прежде уровня. Многие прямо обвиняют правительство и вооруженные силы в халатности и неисполнении прямых обязанностей и требуют решительных военных действий, чтобы положить конец угрозе со стороны сектора Газа "раз и навсегда". Едва ли правительство выдержит это давление, не развернув крупную операцию в секторе Газа, за которой непременно последует масштабное сухопутное наступление. Это уже чревато повторной оккупацией территории со всеми вытекающими гуманитарными последствиями. А это, в свою очередь, грозит втянуть Израиль в более обширный конфликт с так называемой "Осью сопротивления", куда входят не только группировки, обосновавшиеся в Газе, но и ливанское ополчение "Хезболла", а также Иран и Сирия.
Политические последствия будут не менее обширны. Правительство Израиля оказалось в шаткой ситуации. Уже зазвучали требования об отставке высокопоставленных чиновников. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху и его правительство еще могут выжить за счет той части оппозиции, что пожелает сформировать с ним правительство национального единства, чтобы преодолеть этот кризис. Однако какой бы ни была поддержка оппозиции в краткосрочной перспективе кризис может оказаться смертельным ударом по политической карьере Нетаньяху — призывы привлечь его к ответственности раздаются все громче.
В столь мрачной ситуации Израиль оказался из-за провала своей палестинской политики. Когда ХАМАС захватил сектор Газа в 2007 году (через два года после того, как оттуда вывел свои силы ЦАХАЛ), перед израильским правительством встал выбор из двух военно-политических стратегий. Первая подразумевала некоторую адаптацию к реальности, чтобы ХАМАС стал одной из двух основных политических фракций на палестинских территориях наравне с ФАТХ на Западном Берегу. Если бы израильское правительство искренне пожелало положить конец конфликту с палестинцами, оно бы попыталось вовлечь ХАМАС в двусторонний политический процесс наряду с соперниками из ФАТХ. Это потребовало бы от Израиля прямых переговоров с ХАМАС — одновременно поддерживая сближение между ХАМАС и ФАТХ.
Другой вариант подразумевал последовательное ослабление ХАМАС и укрепление Палестинской автономии под управлением ФАТХ. Под этим понимался некий убедительный политический процесс, направленный на постоянное урегулирование — быть может, посредством ряда более мелких соглашений и односторонних шагов.
У обоих вариантов были свои минусы и потенциальные издержки, но после краха правительства во главе с Эхудом Ольмертом в 2009 году целая вереница администраций не смогла остановиться ни на одном из них. Ольмерт какое-то время придерживался второй стратегии, но ушел в отставку, не добившись ни одной из поставленных целей. Впоследствии Нетаньяху избрал третью стратегию — заранее обреченную на провал.
В 2009 году в своей речи в Университете Бар-Илан Нетаньяху заявил о согласии на создание палестинского государства — с некоторыми условиями. Однако, несмотря на это, впоследствии он отказался от политического процесса с палестинцами, дав в итоге понять, что создания палестинского государства не допустит. Политический процесс он заменил стратегией "разделяй и властвуй", ослабившей палестинское правительство в Рамалле на Западном Берегу и усилившей власть ХАМАС в секторе Газа. Нетаньяху счел, что это лучшая гарантия невозможности какого бы то ни было политического процесса.
При нынешнем правительстве эта политика премьер-министра вышла на новый виток: крайние религиозные ультранационалисты, которых он принял в свою коалицию, совершенно открыто заявили, что Израиль никогда не позволит создать отдельное палестинское государство, не даст палестинцам равных прав, не согласится жить с ними в одном государстве и не прекратит разграбление их земель при строительстве новых поселений. Эта политика привела к тому, что значительная часть израильской армии была развернута для защиты еврейских поселенцев на Западном Берегу — в ущерб обороне рубежей с сектором Газа.
Нынешний кризис продемонстрировал полную несостоятельность этой стратегии. Абсурдно полагать, что даже при всей своей военной мощи и службах безопасности Израиль сможет бесконечно подавлять миллионы палестинцев, которые требуют права на самоопределение и свободной, нормальной жизни. Рано или поздно угнетенные восстанут против угнетателя. Страдания и страстное стремление к свободе придают людям находчивости. Боевики ХАМАС, спланировавшие нападение в прошлые выходные, проявили недюжинную изобретательность, воспользовавшись неготовностью Израиля.
Рано или поздно Израилю придется сделать выбор — два отдельных государства или одно с равными правами для всех жителей — и последовательно воплощать его в жизнь. Будем надеяться, что израильская общественность, осознав крах нынешнего подхода, это поддержит.
Шломо Бром — бригадный генерал в отставке, занимал ряд должностей в военной разведке Израиля, бывший заместитель советника по национальной безопасности