Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия и США могут повлиять на масштабы конфликта на Ближнем Востоке, пишет Asia Times. Москва способна успокоить иранцев, а Вашингтон – сосредоточить внимание Израиля на проблеме Газы. Вопрос в том, станут ли Москва и Вашингтон что-то делать, подчеркивает автор статьи.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
21 октября 1973 года, во время войны Судного дня, Генри Киссинджер прилетел в Москву. Я очень хорошо помню его приезд, потому что был у временного поверенного в делах посольства США Адольфа Дабса в его московском кабинете, когда Киссинджер отправился прямиком в Кремль.
Дабса не пригласили и даже не оповестили об этом. (Позже Дабс стал послом США в Афганистане, где в 1979 году его похитили и убили.) Миссия Киссинджера заключалась в том, чтобы переговорить с Советами, пока они не предприняли военных шагов в поддержку Египта. Вашингтон опасался, что русские могут применить против израильских сил на Синайском полуострове ядерное оружие.
Через несколько дней я прибыл обычным советским рейсом в Киев. Вместе с другими пассажирами я вышел из самолета, остановившегося на некотором расстоянии от терминала, и диспетчеры велели нам ждать на взлетной полосе. Русские устроили нам военную демонстрацию, намекая на то, что Советский Союз готовится к военному вмешательству. Я немедленно сообщил об этом в американское консульство в Киеве.
К 24 октября Третья армия Египта попала в израильское окружение на западном берегу Суэцкого канала, примерно в 100 километрах от Каира. Я узнал об этом, слушая "Голос Америки"* по карманному коротковолновому радиоприемнику. Западное вещание тогда глушили, но не очень эффективно.
25 октября силы США, включая Стратегическое авиационное командование, Командование противовоздушной обороны континентальной части США, Европейское командование и Шестой флот, были переведены в повышенную готовность. C января по май 1974 года Киссинджер занимался "челночной дипломатией" и в итоге положил конец конфликту.
Будут ли крупные державы серьезным образом вовлечены в нынешнюю войну в Газе?И госсекретарь Энтони Блинкен, и министр обороны Ллойд Остин уже побывали в Израиле, а Блинкен даже снова вернулся в Иерусалим. Ожидается, что на этой неделе туда прибудет сам президент Джо Байден. Это поистине эпохальное событие: доселе еще ни один американский президент не посещал Израиль во время войн и конфликтов.
Русские уже потребовали прекращения огня, как и китайцы. США тем временем отправили в восточное Средиземноморье группу кораблей во главе с авианосцем "Джеральд Форд", и на подходе вторая группа во главе с "Дуайтом Эйзенхауэром".
США также наращивают военно-воздушную мощь в регионе: уже привлечены штурмовики А-10 и истребители-бомбардировщики F-15E, хотя Вашингтон и умалчивает, где они будут базироваться.
У США есть базы в Иордании, Ираке и Сирии, которые пригодятся, если США понадобится вмешаться против "Хезболлы" в Ливане. В новостях (якобы из надежных источников) говорится, что США убедили Израиль не бить по "Хезболле" после ряда атак с севера — при этом Вашингтон якобы посулил Израилю защиту от ливанских ракет.
А-10 — грозный штурмовик, который ВВС США решили отправить на свалку как ненужный. По иронии судьбы, это идеальный самолет, если задача стоит как раз зачистить ракетные базы "Хезболлы".
Одна из серьезных проблем заключается в том, что Россия и США в ссоре из-за Украины, и Вашингтон отказывается даже обсуждать украинский вопрос всерьез. Отсутствие взаимодействия между ядерными державами серьезно осложняет попытки стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, пока война не разгорелась еще больше.
Это особенно прискорбно для России, ведь в случае расползания боевых действий полем битвы станет Сирия, где у русских есть военно-морские и авиабазы. Израильтяне уже дважды бомбили взлетно-посадочные полосы в Дамаске и Алеппо, чтобы "Хезболла" не доставила в Сирию иранские ракеты. Израиль полагает, что Иран пытается поставить высокоточные ракеты большой дальности, которые будут нацелены на оборонительные объекты Израиля и ключевые правительственные учреждения.
Израиль ясно обозначил свое намерение уничтожить ХАМАС в секторе Газа. Но наземная операция еще только предстоит — возможно, Израиль сначала попытается спасти как можно больше заложников. (Точное количество узников ХАМАС неизвестно).
США поддерживают операцию Израиля, чтобы ликвидировать контроль ХАМАС над сектором Газа. Однако как долго продлится эта поддержка, неизвестно, поскольку приоритет Вашингтона — освободить как минимум 40 граждан США, захваченных в секторе Газа. Иран заявил, что если Израиль прекратит бомбить сектор Газа, заложники будут освобождены, однако ХАМАС заявление Тегерана не поддержал.
Тем временем мир наблюдает, как Израиль будет решать проблему заложников и продолжит ли он наземную операцию против сектора Газа.
В отличие от 1973 года, переговоры крупных держав с ХАМАС исключены напрочь. Другие, например, Египет, попытались разработать гуманитарные коридоры для мирного населения Газы, хотя проблема заключается в том, как отличить гражданских от боевиков.
Иранцы, похоже, намерены вести себя потише, потому что откровенное подстрекательство может дать Израилю столь желанный повод для ударов по иранским ядерным объектам и ракетным комплексам большой дальности. В Ливане многие не хотят, чтобы "Хезболла" ввязывалась в войну, поскольку результатом станет окончательный крах ливанского государства, и без того шаткого.
Предугадать, распространится война или нет, трудно. Россия может утихомирить иранцев, если захочет. США могут сосредоточить внимание Израиля на проблеме Газы — и, возможно, уже провели работу насчет "Хезболлы". Иными словами, стороны выжидают.
Стивен Брайен — бывший директор аппарата Ближневосточного подкомитета Сената США и заместитель помощника заместителя министра обороны по политическим вопросам, ныне старший научный сотрудник Центра политики безопасности и Йорктаунского института
___________________________________________
* Организация внесена Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов