Три месяца экспортного эмбарго против России тяжело ударили по малому и среднему бизнесу Японии. Общее сокращение – 20%. Экспорт подержанных автомобилей сократился вдвое

Yomiuri: ужесточение санкций против России ударило по экспорту машин в Японии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Решение ужесточить санкции против Москвы бумерангом ударило по Токио, пишет Yomiuri. Общий объем экспорта в Россию сократился на 20%, а подержанных машин – вдвое. Это тяжело бьет по мелкому и среднему бизнесу в Японии.
Ёитиро Танака, Ёрозуя Нао

Особенно заметна тяжесть удара на Хоккайдо и северной части главного острова Хонсю (регионе Хокурику)

Прошло почти три месяца с тех пор, как японское правительство приняло решение существенно ужесточить экономические санкции против России, которая продолжает СВО на Украине. И это оказывает заметное негативное влияние на японский малый и средний бизнес, существовавший за счет экспорта в Россию. В некоторых компаниях на Хоккайдо и Хокурику, близких к России, наблюдается резкое снижение продаж, и есть опасения, что этот процесс окажет "волновое воздействие" на местную экономику. Эксперты изучают такие меры, как расширение каналов экспорта в другие страны, и отмечают необходимость поддержки местного бизнеса со стороны правительства Японии.

Более 30 лет торговли

"Если все будет продолжаться, как сейчас, то никакой перспективы возобновления экспорта в Россию нет. И у нас нет другого выбора, кроме как сдаться", — мрачным голосом говорит представитель компании Flat Synthesis (город Саппоро), которая производит различное оборудование для разведения лосося и форели.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
28 июля правительство на заседании кабинета министров приняло решение значительно ужесточить санкции против России и ввело их в действие с 9 августа. До этого эмбарго ограничивалось телекоммуникационным оборудованием, которое можно было использовать в военных целях, но теперь оно включает и "пластмассовые изделия", в том числе рыборазводные инкубаторы и другие сопутствующие товары, на которые компания уже заключила экспортные контракты (две партии на сумму 50 тысяч долларов), но поставить теперь не может.
Рыбаки японского Немуро: из-за трудных переговоров с Россией по рыболовству экономика региона в опасностиУхудшение отношений между Токио и Москвой убивает рыбный промысел Хоккайдо, завязанный на Россию, пишет Hokkaido Shimbun. Переговоры по условиям добычи акваресурсов у Южных Курил задерживаются. Местные рыбаки винят во всём японское правительство.
Компания начала экспортировать в Россию рыборазводное оборудование в 1989 году еще во времена бывшего Советского Союза и поставила его более чем на 60 заводов на Дальний Восток и в Сахалинскую область. Раньше экспорт в Россию составлял около 20% годового объема продаж компании (600-700 тысяч долларов), но ожидается, что этот показатель снизится до нуля после ужесточения санкций. Представитель компании сказал нам: "Японское правительство не будет нам ничего компенсировать. У нас нет другого выбора, кроме как искать других деловых партнеров".
По данным аналитического центра Teikoku Databank, по состоянию на март 2023 года 295 японских компаний на Хоккайдо и Хокурику вели дела с российскими партнерами, что на 13% меньше, чем в марте 2022 года, сразу после начала СВО. Похоже, что с ужесточением санкций на этот раз дальнейшее снижение неизбежно.

Высокая степень зависимости

Особенно пострадал от санкций бизнес с подержанными японскими автомобили. Под запрет попали бензиновые и дизельные автомобили с объемом двигателя более 1900 кубических сантиметров. Серьезный удар понесет малый и средний бизнес, занимающийся продажей вторичных авто на российском рынке. "В России подержанные автомобили продаются дороже, чем в Японии, и раньше мы экспортировали около 30 машин в месяц. Однако с августа у нас было продано на российский рынок только пять автомобилей, поэтому мы вынуждены были сбывать оставшиеся машины внутри Японии по более низкой цене". Мохаммед Али (57 лет), гражданин Пакистана, который управляет магазином по продаже подержанных автомобилей в городе Имидзу, префектура Тояма, сказал это, подперев голову руками и не скрывая расстройства.
В Имидзу экспортом подержанных автомобилей в Россию занимается более 30 компаний, поскольку близлежащий порт Тояма соединен грузовым паромом с Владивостоком. Однако, по данным региональной таможни Осака "Фусики", в августе из портов префектуры Тояма в Россию был экспортирован всего 5921 подержанный автомобиль, что вдвое меньше, чем в июле (12 125).
В институте экономических исследований стран СНГ (Токио), изучающем торгово-экономические отношения с Россией, говорят: "Хотя санкции против России, которая продолжает СВО на Украине, наверное, и необходимы, дилеры подержанных автомобилей на японском побережье Японского моря очень сильно зависят от экспорта в Россию". Ожидается, что негативное влияние от санкций на них продолжится еще в течение длительного времени.
Некоторые местные органы власти начинают внимательно изучать негативное влияние санкций на местный бизнес и искать пути поддержки для него. На Хоккайдо многие компании, занимающиеся экспортом в Россию, выражают глубокую обеспокоенность по поводу своего будущего. Власти Хоккайдо начали рассматривать меры поддержки, обращая внимание на русскоязычные страны, такие как государства Центральной Азии, в качестве альтернативных направлений экспорта. Один ответственный чиновник из префектуральной администрации Хоккайдо заявил нам: "На Хоккайдо есть много компаний, которые ведут бизнес с Россией. И нам необходимо обеспечить им эффективную поддержку".
В апреле прошлого года префектура Коти, в порты которой российские суда часто заходили для ремонта, обратилась к правительству с просьбой изучить влияние санкций на малый и средний бизнес и рассмотреть возможность предоставления ему поддержки. Даже после недавнего ужесточения санкций префектура собирает запросы от компаний, которые ведут бизнес с Россией. Например, от бизнеса, связанного с целлюлозно-бумажной промышленностью. Ответственный чиновник префектурального управления сказал нам: "Мы усердно работаем над сбором информации. Мы хотели бы рассмотреть возможности предоставления поддержки пострадавшим компаниям в случае необходимости".
Такэси Такаяма, главный научный сотрудник (европейская экономика) Исследовательского института Nissei, говорит: "Санкции должны применяться сбалансированно с учетом того места, которое занимают в экспорте японских регионов различные товары. Если подвергнуть эмбарго ту экспортную номенклатуру, которая составляет основную продукцию наших малых и средних предприятий, то ущерб для местного бизнеса будет огромным. Правительство должно тщательно заниматься проработкой различных программ поддержки пострадавших компаний. Одним из направлений может быть помощь им в поиске экспортных линий в другие страны".
Обсудить
Рекомендуем