Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мировые кризисы показали, что США теряют контроль над мировым порядком, пишет The Times. Ошибки администрации Байдена на Украине и в Израиле, говорят о том, что Америка действует на пределе своих возможностей.
Публикация статей в авторитетном журнале Foreign Affairs обычно внушает их авторам некоторое самодовольство. Советник президента США по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан практически наверняка воображал, что он сумел убедительно доказать компетентность администрации в вопросах международной политики, написав в своей статье, опубликованной в новом выпуске, что "на Ближнем Востоке сегодня спокойнее, чем когда-либо за последние два десятилетия".
Ура! Спустя несколько дней ХАМАС совершил свое неожиданное нападение на Израиль, и Ближний Восток пошатнулся – и продолжает шататься до сих пор, балансируя на грани кровавой войны региональных масштабов. В статью, которая была опубликована в онлайн-версии Foreign Affairs, быстро внесли правки, но у меня все же сохранился оригинальный печатный выпуск журнала – на случай нового приступа высокомерия.
Осталось чуть больше года до того момента, когда к власти снова может прийти президент Трамп, и команда Байдена стремится заблаговременно закрепить свои достижения. Что касается внешней политики, эти достижения оказались вовсе не такими однозначными, как выглядело на первый взгляд. Во-первых, администрация зачастую не замечает проблемы, пока она на полной скорости мчится по шоссе. А когда она, находясь за рулем, все же просыпается, ей не всегда удается убедить других пассажиров застегнуть ремни безопасности. В преддверии начала российской СВО в феврале 2022 года администрация обратила внимание на наращивание российских сил у границ Украины, однако ей по каким-то причинам не удалось убедить Киев подготовиться к наступлению. И администрация не рассчитала скорость, с которой талибам* удастся захватить Кабул.
Не только израильская, но и американская разведка не заметила подготовку ХАМАС к нападению на Израиль 7 октября. Отчасти проблема заключается в том, что, будучи сверхдержавой, Америка уже действует на пределе своих возможностей. И это понятно: обстановка в мире стала гораздо более сложной, и роль Соединенных Штатов все чаще подвергается испытаниям. Но в неожиданных дипломатических маневрах команды Байдена присутствует немало тщеславия. Заставить Саудовскую Аравию прийти к соглашению с Израилем, несомненно, было амбициозной целью, однако команда Байдена не приняла во внимание практически неизбежное противодействие со стороны региона, который превратил поддержку палестинцев в своеобразный фетиш (и который не желает принимать новых беженцев).
Руководство ХАМАС богатеет, тогда как простые жители Газы едва зарабатывают на жизнь, и ему удалось этого добиться за счет разжигания чувства вины у состоятельных арабских спонсоров. Трансграничное нападение ХАМАС 7 октября стало медвежьей ловушкой для американской дипломатии. И логика, лежавшая в основе решения разморозить иранские активы на сумму шесть миллиардов долларов, чтобы освободить горстку пленников, до сих пор озадачивает союзников Соединенных Штатов. В глазах хозяев ХАМАС президент США, должно быть, выглядел абсолютным дураком.
Байден наложит вето на республиканский пакет помощи ИзраилюБелый дом заявил, что ветирует пакет помощи Израилю, предложенный республиканцами из палаты представителей, пишет The Hill. Все дело в том, что в нем не учитываются другие "приоритеты национальной безопасности" США, в том числе Украина.
01.11.202300
Джо Байден любит называть Америку незаменимой нацией, как однажды выразилась покойный госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Эта фраза подразумевает, что только администрация Байдена в состоянии проецировать силу и создавать альянсы, чтобы это стало возможным. Не Дональд Трамп. Действительно, две авианосные группы были в спешном порядке отправлены в восточную часть Средиземного моря, чтобы не допустить вмешательства в конфликт "Хезболла", пользующейся поддержкой Тегерана. Действительно, Соединенные Штаты сумели организовать поставки большого количества оружия на Украину, чтобы та могла противостоять России, – поставки, которые продолжаются уже 20 месяцев. Незаменимые нации должны идти на риски, военные и стратегические, чтобы укреплять свой авторитет. "Лидерство Америки – это то, что скрепляет мир", – заявил Байден.
Но взоры американских лидеров слишком часто остаются затуманенными: слова Белого дома не столько захватывают внимание мира, сколько подталкивают его идти собственным путем. Визит Байдена в Израиль в середине октября должен был стать сигналом лидерства Америки. Но вместо этого в больницу в секторе Газа ударила ракета – практически наверняка запущенная боевиками палестинского движения "Исламский джихад", – после чего саммит с лидерами Иордании, Египта и Палестинской автономии был немедленно отменен. И внезапно Америка стала выглядеть совершенно ненужной.
Теперь не Вашингтон, а Китай выступает посредником в процессе заключения осторожного дипломатического соглашения между Садовской Аравией и Ираном. И именно Иран теперь заявляет о том, что через своих посредников он правит в четырех арабских столицах – Багдаде, Дамаске, Бейруте и Сане. Все они потенциально могут угрожать американским силам на Ближнем Востоке.
Конечно, у администрации Байдена есть некоторые достижения в области внешней политики – в основном это устранение последствий спорных решений эпохи Трампа, – но даже они зачастую приводят к неприятным поворотам. Да, Байден возобновил участие Соединенных Штатов в соглашении СНВ-III с Россией, которое ограничивает количество ядерного оружия дальнего действия. Но заявленной целью было "установление стабильных, предсказуемых отношений" с Владимиром Путиным. Что из этого вышло?
Самые серьезные испытания все еще ждут Байдена впереди, и неясно, как он сумеет улучшить неоднозначные результаты своего президентства за последние месяцы работы своей администрации. Возможно, ему удастся убедить некоторых скептиков в Конгрессе и за рубежом в необходимости и дальше вооружать Украину, но делать это становится все труднее. Во-первых, теперь Израиль тоже нуждается в поставках вооружений. Оборонная промышленность Запада с трудом удовлетворяет спрос на оружие. Украина и Россия, вполне вероятно, двигаются к опасной патовой ситуации. Израильские силы оказались в ловушке между двумя все более противоречивыми целями – между необходимостью освободить заложников и необходимостью истребить руководство ХАМАС. Хотя израильская армия гораздо сильнее ХАМАС, она может оказаться загнанной в угол, если "Хезболла" мобилизует все свои силы. А что будет, если Западный берег тоже вспыхнет?
Есть опасения, что мозг Байдена попросту расплавится, если на горизонте появится третий крупный международных кризис – если Китай, почувствовавший замешательство Соединенных Штатов, решит напасть на Тайвань. Возможностей для ошибки со стороны Америки огромное множество. Байден, хвалившийся своим опытом работы во внешней политике, высмеивал неуклюжие попытки Трампа разрядить напряженность на Корейском полуострове и в других местах. Байден пришел к власти, обещая вывести Соединенные Штаты из бессмысленных войн на Ближнем Востоке и положить конец эпохе ослабления авторитета своей страны. Вместо этого американские базы в Сирии и Ираке подвергаются атакам, а сам он вступает в предвыборный год, спотыкаясь то об один кризис, то о другой.
*движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельность