Контрнаступление: Украина похоронила концепцию прорывного "блицкрига"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Зеленский увольняет военных начальников и опровергает слова Залужного о тупике, в котором оказалось украинское наступление. Автор французской Liberation пытается определить, насколько серьезна их размолвка. И "низовые" командиры ВСУ подтверждают скептицизм Залужного.
После провала надежд на быстрый и эффективный "отпор" России, Украина теперь вынуждена смотреть фактам в лицо: конфликт затягивается и превращается в длительную борьбу. На передовой и в окружении Зеленского постепенно появляются новые стратегии.
Военные действия — это спорт, но с реальной гибелью людей и с применением оружия, писал Джордж Оруэлл. И артиллерия, и танки, и системы разминирования, и авиация... Всего этого не хватило Украине, чтобы начатое в июне контрнаступление имело положительные результаты. А цель была, напомним, вернуть отвоеванные русскими территории и надолго повлиять на расстановку сил, обеспечив себе преимущество. Конечно, всегда имеются два взгляда — пессимистический и оптимистический. "Мы достигли того уровня оснащенности военной техникой, когда обе стороны знают обо всех крупных передвижениях друг друга, и это ставит нас в тупик", — признал в интервью журналу The Economist главнокомандующий вооруженными силами генерал Валерий Залужный. Он призывает к новому, новаторскому и асимметричному технологическому подходу, чтобы избежать возвращения зловещего призрака Первой мировой войны, большая часть которой прошла в "позиционной борьбе".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Залужный обращается к США, но обижается Зеленский

Высказывание Залужного, адресованное американским конгрессменам, естественно, вызвало оживленную дискуссию в Киеве, а также пояснения Владимира Зеленского. "Я не думаю, что мы находимся в тупике, — ответил президент в эфире NBC. Мы многое сделали, мы пережили очень сложную ситуацию. Русские думали, что они победят, но этого не произошло". В субботу 4 ноября Игорь Жовка, близкий советник президента, заявил, что на месте военнослужащих он бы воздержался от комментариев в СМИ о происходящем на передовой. Публикация статьи в журнале Time в уже и так накаленной до предела политической обстановке в Киеве, вызвала бурные обсуждения и послужила свидетельством "растущей изоляции" президента Зеленского и анонимных размолвок в его ближайшей команде.
Украинский главком о прорыве, необходимом для победы над РоссиейКонфликт на Украине зашел в тупик. ВСУ не смогут добиться "глубокого и красивого прорыва", заявил Валерий Залужный в интервью The Economist. По его мнению, проблема не только в неправильных расчетах НАТО, но и в недостаточном уровне модернизации военной техники.
В знак того, что между политиками и военными наметились разногласия, Владимир Зеленский в пятницу отдал приказ о "перестановках" в своих войсках. Он уволил командующего Силами специальных операций генерал-майора Виктора Хоренко и заменил его полковником Сергеем Лупанчуком, "опытным офицером, который сможет привнести в спецназ больше силы". Уходящий в отставку командир утверждает, что узнал о ней из СМИ, генерал Залужный не смог дать никаких объяснений. В воскресенье Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики (КШЭ) и бывший советник президента, постарался показать относительную "неважность" этих разногласий на фоне происходящих сдвигов. "Есть ли политические разногласия между Зеленским и его главнокомандующим? Находится ли под угрозой положение Залужного? Я так не думаю и не вижу симптомов", — написал он в Twitter (сейчас эта сеть называется X).

"У русских — количество, у нас — качество"

Обстановка сейчас накалена, потому что Украина "оплакивает" две вещи. Это в первую очередь ежедневная скорбь по всем солдатам, погибшим в бою. Но она также оплакивает надежду, которую когда-то лелеяла, хотя и гораздо в меньшей степени, чем на Западе, на то, что контрнаступление принесет плоды до наступления зимы.
Факты говорят не об успехе, а о провале. За пять месяцев, прошедших с момента форсирования операций в юго-восточных регионах, Украина отвоевала не более 370 км², причем на мелитопольском и мариупольском направлениях натиск постепенно сходит на нет. В то же время, благодаря франко-британским ракетам SCALP-EG и Storm Shadow, а также прибытию небольшого количества американских ATACMS, украинская армия нанесла значительные удары по Крыму и базам Черноморского флота России. Это было объявлено "настоящим успехом".
"Мы достигли ситуации паритета: у русских — количество, у нас — качество". На этот раз говорит не высокопоставленный офицер, а Степан, "штурмовик" территориальных сил обороны, чье подразделение участвовало в наступлении на юге и потеряло 6 убитых и 15 раненых при взятии села Нескучное 19 июня. Схватились 30 украинских пехотинцев против 250 россиян, ожидавших прихода "Брэдли" и "Леопардов". "Нам не дали достаточно техники, особенно танков, и после двух месяцев обстрелов мы поняли, что без поддержки с воздуха наступать практически невозможно, — говорит он. Все говорят о F-16, но пока они не появились на украинской земле, мы рискуем остаться вообще без танков. Если мы говорим о контрнаступлении, то мы должны иметь все в достаточном количестве, чтобы нанести сильный удар".

Все пошло не по плану

Степан рассказывает, что контрнаступление шло не по плану с самого начала. "Основной удар должен был наноситься не здесь, между Запорожьем и Донецком, а в Херсонской области, чтобы перекрыть доступ в Крым, — рассказывает он со свойственной солдатам-добровольцам прямотой. Могу сказать, что контрнаступление, как и планировалось, началось 6 июня. И это не случайно: этот день был выбран потому, что это была годовщина высадки англо-американских союзников в Нормандии. Это должно было стать символом для ориентированных на союз с Западом войск Зеленского, — объясняет Степан и продолжает: — 6 июня мы должны были переправиться через Днепр. Но русские знали о наших намерениях, они кое-что предприняли... и планы пришлось в спешном порядке менять. Русские смогли вывести свои войска с левого берега Херсона и перебросить их сюда".

Сорванный "день Д". "Высадки в Нормандии" не вышло

История о сорванном "Дне Д", хотя и была подтверждена в газете Libération в конце лета вторым военным источником, оставалась тайной. Затем, 21 октября, Евгений Дикий, бывший командир батальона "Айдар", выступил на радио "NV". "Наши войска планировали обойти линию противника с тыла, механизированные части должны были быть переброшены с запада на восточный берег Днепра. Русские оценили свои силы и затем нашли блестящий выход с военной точки зрения... Им помог также тот факт, что оказалась разрушена гидроэлектростанция [в Каховке]".
Правда, за последние месяцы вода ушла, да и грунт высох. "Технически такая высадка снова возможна, — говорит Дикий. Сейчас мы проверяем возможность или невозможность вернуться к первоначальному плану: высадиться, развернуть силы и прорваться".
Накануне зимы ситуация в ходе военных действий вновь изменилась. В центре, в Запорожском районе, наступление ВСУ захлебнулось, и теперь инициатива перешла к флангам. Украинцы попытались создать прочный плацдарм на левом берегу Днепра, на подступах к участку Олешковских песков. Но 7 октября, в свой день рождения, Путин ввел войска в Авдеевку, совсем рядом с Донецком. И у ВСУ опять ничего не получилось. "Если бы помощь Запада пришла раньше, результаты были бы другими", — считает Алексей Данилов, глава Совета национальной обороны и безопасности. Тем не менее, и он признает, что не во всем виноват Запад, что и "Украина должна изменить свой подход". По некоторым данным, командующему сухопутными войсками генералу Александру Сырскому предъявляют претензии в связи с его "постсоветской военной культурой", которая противоречит представлениям молодых офицеров о том, как должна воевать ориентированная на Запад армия.

Выборов не будет, зато будет мобилизация стариков

Его критикуют за то, что он "посылает ребят пешком занимать рощи" в то время, когда срочно требуется замена личного состава. "Мы просили о замене, но безрезультатно. Нас, наверное, некому будет заменить", — переживает Степан, сидя в лесных зарослях Донбасса. А ведь новый подход к мобилизации, при котором можно брать гражданских старшего поколения, уже является частью "дорожной карты" Министерства обороны. В Киеве многие гражданские говорят, что не смогут уклониться от мобилизации и что в 2024 или 2025 году им придется идти в бой.
В переносном смысле в бой пойдет и Зеленский, поскольку ему придется взять на себя политическую ответственность. Для этого в кулуарах президентской резиденции сейчас разрабатывается стратегия: снова переизбрать Зеленского на президентских выборах 2024 года, а потом получить право еще на четыре года такой же политики.
Но и эта сомнительная авантюра, похоже, провалена. В своем ежедневном выступлении вечером в понедельник, 6 ноября, снял ее с повестки дня. "Сейчас время для обороны, для битвы, от которой зависит судьба государства и народа, а не для фарса с выборами, которого Россия только и ждет от Украины, — сказал он. - Я не думаю, что сейчас время для выборов". На данный момент тема снята с повестки дня.
Обсудить
Рекомендуем