Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Предстоящий саммит Байдена и Си Цзиньпина подтверждает, что США нуждаются в Китае, сообщает Bloomberg. Главной темой для них остается экономика, но необходимо сотрудничество и по Украине и Ближнему Востоку.
Шон Доннан (Shawn Donnan), Ребекка Чунг Уилкинс (Rebecca Choong Wilkins)
Могут ли находящиеся в постоянной ссоре лидеры двух крупнейших экономик мира заложить на встрече в Сан-Франциско основу для более дружественных отношений?
Первый – самопровозглашенный герой рабочего класса и защитник демократии, расстраивающийся из-за того, что в преддверии выборов ему не отдают должное за успехи в экономике. Второй – загадочный имперский лидер родом из политической элиты, создающий авторитарные альянсы по всему миру, в то время как экономика его страны сталкивается с серьезным замедлением роста.
То, что Джо Байден и Си Цзиньпин руководят крупнейшими в мире экономиками, —достаточная причина для преодоления разницы в мировоззрении и в биографии. Когда два руководителя проведут в среду в Сан-Франциско разговор тет-а-тет, это станет признанием того, что они наверняка не хотят признавать: они нуждаются друг в друге.
Соперничество между США и Китаем – это надолго. С обеих сторон накопилось слишком много обид и претензий, а также разногласий, начиная с будущего Тайваня и заканчивая основополагающими правилами честной экономической конкуренции. Поэтому шансов на перемены немного. Если после Сан-Франциско и начнется какая-то оттепель, то она будет очень неустойчивой. В прошлый раз для стремительного ухудшения отношений хватило одного шпионского воздушного шара.
Но на фоне неслабеющей раздражительности последних лет обе стороны хотят подвести под свои взаимоотношения некую основу. Как минимум до президентских выборов, которые состоятся в США в будущем году, у них будут совпадающие своекорыстные интересы. "Кимерика" (симбиотические отношения между Китаем и Америкой со ссылкой на легендарную химеру; неологизм придуман Нилом Фергюсоном и Морицем Шулариком – Прим. ИноСМИ), может, и стала экстравагантным и даже нелепым словослиянием, но есть очень много того, что связывает и объединяет эти страны. В 2022 году объем двусторонней торговли составил почти 760 миллиардов долларов, а сумма инвестиций в материальные и финансовые активы достигла 1,8 триллиона.
Экономика остается прочным фундаментом американо-китайских отношений. И в эти дни Си и Байден в первую очередь будут думать и говорить о ней. Вот почему Вашингтон и Пекин в течение нескольких месяцев вели трудную дипломатическую работу, закладывая основу для саммита в Сан-Франциско. В частности, на прошлой неделе состоялась двухдневная встреча между министром финансов Джанет Йеллен и вице-премьером Хэ Лифэном (He Lifeng).
По этой же причине стороны налаживают контакты таким образом, что кое-кто с американской стороны признает: эта деятельность направлена на решение проблем, а не на провокации. Особых надежд на громкие заявления нет, если не считать восстановление контактов между военными двух стран, обещание активнее бороться с климатическими изменениями и намерение остановить поток незаконного фентанила в США. Тем не менее, как говорят эксперты, это максимум, на что может надеяться мир.
"Похоже, именно так можно сдерживать соперничество и вражду, — говорит Джуд Бланшетт (Jude Blanchette), долгое время занимающийся изучением Китая в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). – Это не очень привлекательно. Это не дает какую-то эффектную конечную цель. Но если удастся поставить какие-то границы и не выходить за них в случае эскалации, это уже неплохо по сравнению с тем, где мы находимся сейчас".
В рамках таких усилий нужно, чтобы стороны признали необходимость этих отношений и поняли, насколько они зависят друг от друга. Американские официальные лица все больше признают, что экономические связи с Китаем никуда не исчезнут.
Отсутствие Си на саммите G20 указывает на нарастающий разлад в вопросе о том, кто должен играть роль лидера в мировых делахОтсутствие Си Цзиньпина на саммите G20 идет в разрез с привычной моделью поведения китайских лидеров, пишет WSJ. Запад встревожен, ведь без Пекина эта международная площадка будет слабее. Но у Си есть причины оставаться дома: одна из них — отношения с США.
09.09.202300
В своей недавней статье на страницах Foreign Affairs советник по национальной безопасности Джейк Салливан назвал главным вызовом для Америки "соперничество в эпоху взаимозависимости" и заявил, что США и Китай "экономически взаимозависимы". "Полное разделение наших экономик или такая ситуация, в которой различные страны мира, в том числе, из Индо-Тихоокеанского региона, будут вынуждены вставать на чью-то сторону, чреваты значительными негативными последствиями для всего мира, — сказала министр Йеллен 2 ноября на заседании Азиатского общества. – Мы не заинтересованы в возникновении такого разделенного мира и катастрофических последствий от этого".
Она могла бы добавить, что сейчас ее боссу меньше всего нужна геополитическая неразбериха и хаос – ведь ему приходится обхаживать избирателей, а опросы показывают, что они по-прежнему недовольны инфляцией. Эти же самые избиратели не уверены в преимуществах и выгодах промышленной политики, которую взяла на вооружение "байденомика", хотя Йеллен и прочие утверждают, что благодаря ей США легче конкурировать с Китаем.
С другой стороны находится Си Цзиньпин, который недавно публично призвал отказаться от вражды, хотя до этого несколько месяцев не хотел даже брать трубку, когда ему звонил Байден. Причиной такой неприязни стал китайский шпионский аэростат, залетевший в воздушное пространство Америки. Обращаясь в октябре к прибывшей в Китай делегации американского Конгресса, Си сказал: "Есть тысяча причин для улучшения американо-китайских отношений, и ни одной причины для их ухудшения".
То же самое читают между строк американские специалисты, замечающие сигналы китайской пропагандистской машины, в том числе, призывы государственных СМИ действовать в духе "Летающих тигров", как называли американских пилотов, сражавшихся в годы Второй мировой войны с японцами в Китае.
Стабилизация отношений с Вашингтоном позволит Си больше сосредоточиться на решении внутренних проблем. Все ждали, что с отменой вызванных пандемией строгих ограничений в декабре 2022 года китайская экономика вернет себе бурные темпы роста. Но после первоначального скачка импульс силы быстро иссяк, подавленный кризисом в очень важной для Китая сфере недвижимости.
В последние месяцы на Западе заговорили о том, что рост в Китае остановился и стабилизировался. Он уже вряд ли обгонит Соединенные Штаты. К концу десятилетия точно, а может, и вообще никогда. Такая смена установок имеет свои последствия. Агентство Bloomberg провело расчеты, основываясь на данных центробанка, и сделало следующий вывод. Иностранные активы, вложенные в ценные бумаги и долговые обязательства, с пикового значения декабря 2021 года по конец июня текущего года сократились примерно на 1,37 триллиона юаней. Это 188 миллиардов долларов, или 17%.
Желание Пекина ослабить напряженность в отношениях с США – это составная часть "четкой тенденции", говорит эксперт по китайской политике из Городского университета Гонконга Дуншу Лю (Dongshu Liu). "Китай испытывает колоссальное давление, и ему надо как минимум успокоить зарубежных инвесторов и другие страны, показав, что он по-прежнему открыт навстречу внешнему миру", — добавил он.
Мнение о том, что лучшие годы Китая уже позади, начинает укрепляться и внутри страны. Свидетельством тому служит волна ностальгии, возникшая после кончины Ли Кэцяна (премьер Государственного совета КНР – Прим. ИноСМИ), который ратовал за более либеральное управление экономикой и порой создавал такое впечатление, что он единственный в Китае руководитель, бросающий вызов курсу и манере руководства Си Цзиньпина.
В третьем квартале темпы роста китайской экономики оказались выше ожидаемых, составив 4,9%. Но там все равно налицо замедление структурного характера. Для тех, кто родился в эпоху неумолимого китайского роста и усиления, это стало первым знакомством с трудными временами. У многих рухнула стоимость жилья, что стало результатом государственной кампании по уменьшению размеров сектора недвижимости, на долю которого до сих пор приходится примерно пятая часть ВВП. Вчерашним выпускникам вузов трудно найти работу, безработица среди молодежи этим летом достигла рекордного показателя в 20%, после чего правительство перестало публиковать эти данные. Государственные служащие в некоторых небогатых провинциях страны столкнулись с сокращением зарплат, и теперь от них требуют вернуть выплаченные ранее премии.
Сбои налицо и в высших эшелонах Коммунистической партии Китая. Двое из пяти государственных советников Си исчезли со сцены в считанные месяцы после назначения. Это похоже на перетасовку в руководстве, цель которой – искоренить взяточничество и другие неблаговидные явления.
Вот почему саммит в Сан-Франциско готовится с такой тщательностью. Китайские официальные лица обеспокоены, думая о том, какое впечатление визит Си произведет дома. Они также не исключают, что в Сан-Франциско, известном своими традициями политической активности, Си могут встретить протесты.
"Ему абсолютно безразлична содержательная часть визита, — сказал эксперт по Китаю Деннис Уайлдер (Dennis Wilder), работавший в Белом доме и ЦРУ, а сейчас преподающий в Джорджтаунском университете. – Ему нужны эти фотографии, где он в центре внимания в Сан-Франциско".
Чиновники из администрации Байдена публично говорят о необходимости сотрудничества США и Китая по другим глобальным вопросам, таким как изменения климата и облегчение долгового бремени странам с низкими доходами. А за закрытыми дверями они заявляют, что США уже полностью запутались в кровопролитных конфликтах на Украине и на Ближнем Востоке, и поэтому Америке не помешает помощь Пекина в ослаблении геополитической напряженности.
Американские официальные лица оставили надежду на то, что Китай образумит Россию, и та откажется от своей военной операции на Украине, особенно после октябрьской встречи Си и Путина. Китай отказывается осуждать ХАМАС за устроенную им 7 октября массовую бойню, когда погибли около 1 200 израильтян. Но близкие к администрации Байдена люди в частном порядке говорят, что добились определенного прогресса, уговорив Пекин передать послания руководству Ирана, являющегося главным финансовым спонсором ХАМАС.
Как и Си, Байден хочет, чтобы его ничто не отвлекало, и он смог сконцентрироваться на решении внутренних проблем, так как ему предстоит борьба за переизбрание в ноябре 2024 года.
Из вызванной COVID-19 рецессии США вышли в лучшей форме, чем другие богатые страны и Китай. Но многие экономисты говорят, что в ближайшие месяцы Америка снова вступит в полосу рецессии, когда ее экономика ощутит всю тяжесть от увеличения процентных ставок, которым занимается Федеральный резерв. Опросы показывают, что у Байдена уже низкие рейтинги по такому показателю как управление экономикой. В основном это вызвано всплеском инфляции, которая сейчас пошла на убыль. Таким образом, сейчас трудно найти человека, больше президента заинтересованного в плавном снижении валютного курса до экономически обоснованного уровня (не считая, конечно, главу ФРС Джерома Пауэлла (Jerome Powell)).
На фоне приближающегося саммита республиканцы обвиняют Байдена и его помощников в мягкотелости по отношению к Китаю, хотя никаких уступок пока не сделано, и ничего вообще не произошло. Но большинство аналитиков согласно: Байден суровее обходится с Китаем, чем его предшественник и возможный соперник на предстоящих выборах Дональд Трамп.
Байден намеревается надавить на Си Цзиньпина по Ирану на встрече АТЭС на следующей неделеБайдену предстоит "жесткий разговор" с Си Цзиньпином, пишет Politico. Президент США собирается обсудить с лидером Китая роль Пекина в распространении опиатов в Америке, а также его решение поддержать Москву и развиваться связи с Тегераном.
11.11.202300
"Действия важнее слов. Не думаю, что есть свидетельства какого-то смягчения американской позиции в отношении Китая", — говорит бывшая участница американских торговых переговоров Венди Катлер (Wendy Cutler), ныне возглавляющая вашингтонское отделение Института политики Азиатского общества. Если нужны доказательства, заявляет Катлер и другие эксперты, то они заключаются в настойчивом стремлении администрации Байдена ввести дополнительные ограничения на экспорт полупроводников и дополнительные лимиты на внешние инвестиции. Такие усилия прилагаются как раз в тот момент, когда администрация оговаривает условия встречи в Сан-Франциско.
Одной встречей в верхах не изменить угрозу, которая видится вашингтонским политикам. Риск заключается в том, что Китай доминирует на мировом рынке электромобилей и быстро добивается успехов в разработке собственных современных полупроводников. Она привлекла к себе повышенное внимание, когда Huawei Technologies Co. представила новый смартфон с микросхемой китайской разработки. Случилось это летом как раз в тот момент, когда министр торговли Джина Раймондо (Gina Raimondo) завершала свой визит в Китай.
Американские официальные лица и вашингтонские эксперты утверждают, что в экономическом плане Пекин получит гораздо большую выгоду от улучшения отношений. При этом они ссылаются на то, что американские инвесторы и компании утратили веру в наличие у Китая инструментов для продления китайского чуда, которому исполнилось 30 лет.
"Администрация довольно последовательно и четко разъясняет, как она хочет строить отношения с Китаем по вопросам, представляющим взаимный интерес, и что мы намерены проявлять твердость в тех вопросах, где у нас разные взгляды, и где мы должны конкурировать, — говорит бывший высокопоставленный советник и торговый представитель президента Барака Обамы Майкл Фроман (Michael Froman), ныне возглавляющий Совет по международным отношениям. – Китаю эта встреча с внутренней точки зрения нужна больше, чем США".
Прежде всего, Китай нуждается в притоке иностранных инвестиций для поддержания темпов экономического роста, чтобы обеспечить занятость и благополучие, составляющие основу легитимности коммунистической партии. Но социологические опросы показывают, что рвение зарубежных компаний идет на убыль. В предыдущем квартале впервые за 25 лет измерений один показатель прямых иностранных инвестиций оказался отрицательным. Отчасти это объясняется тем, что иностранные фирмы выводят все больше полученных в Китае доходов и все меньше реинвестируют их в стране. Вот почему одним из главных приоритетов в списке Си является обхаживание руководителей американских компаний, что он и сделает на обеде во время своего визита в Сан-Франциско.
"В данный момент китайские политические руководители готовы ухватиться за любые дополнительные инвестиции, какие только могут получить для поддержания экономического роста – как внешние, так и внутренние", — говорит заместитель директора гонконгской исследовательской фирмы Gavekal Dragonomics Кристофер Беддор (Christopher Beddor), занимающийся Китаем.
Работающие в Китае компании испытывают все больше проблем, связанных с замедлением темпов развития экономики, с капризами нормативных органов, с беспокойством за безопасность сотрудников, с надежностью данных и цепочек поставок. Многие из этих проблем вышли на передний план во время политики нулевого ковида в Китае. В июле вступил в силу переработанный закон о борьбе со шпионажем. Международные консалтинговые фирмы, включая Bain & Co. и Mintz Group, подверглись обыскам, а их руководителей вызвали на допрос, и некоторых арестовали.
Один консультант по бизнесу, попросивший не называть его имя, поскольку речь идет о деликатных вопросах, говорит, что зарубежному бизнесу приходится мириться с такой "политической шизофренией", когда одна ветвь власти говорит одно, а другая прямо противоположное. Один работающий в Пекине западный дипломат сообщил, что внимание Си к национальной безопасности и самодостаточности входит в противоречие с его стремление смягчить и заинтересовать иностранных инвесторов.
Несмотря на все разговоры о взаимозависимости, администрация Байдена по-прежнему считает Китай своим реальным противником и полагает, что в долгосрочных интересах Америки поддерживать определенную дистанцию между экономиками двух стран.
Это значит, что США надо работать с другими странами Индо-Тихоокеанского региона в целях перестройки системы снабжения в рамках нового торгового альянса. Или же сохранить пошлины времен Трампа и способствовать переводу предприятий в дружественные страны, такие как Мексика и Вьетнам. Либо же использовать инструменты экспортного контроля, чтобы лишить Китай технологий и поставок, без которых он не сумеет реализовать свои амбиции в сфере искусственного интеллекта и квантовых вычислений. Или выделить миллиарды на ускоренное строительство новых заводов по производству полупроводников и аккумуляторов для электромобилей в США.
А еще существует острая проблема Тайваня. После начала российской военной операции на Украине в Вашингтоне усилилась обеспокоенность по поводу того, что Си намерен силой объединить этот остров с материковой частью Китая. Тем более, Пекин отказывается исключить такое применение силы. В Пекине тревожатся, что США отказались от своей двойственности в давней политике "единого Китая" и теперь все решительнее поддерживают независимость Тайваня. Вашингтон заверяет китайцев, что ничего не изменилось, но эта обеспокоенность еще больше усилилась, когда Байден пообещал защитить остров в случае китайского нападения, а соседи КНР начали увеличивать военные расходы и развивать военное сотрудничество.
В преддверии саммита в Сан-Франциско (не говоря уже о важных президентских выборах на Тайване в январе месяце) китайские аналитики подчеркивают, что Си хочет получить от США публичные заверения в неизменности политики единого Китая. Некоторые американские политики "пытаются представить это как вопрос о разных политических системах и ценностях или о вере в американское лидерство в этом регионе", говорит президент Шанхайского института международных исследований Чэнь Дунсяо. "Такие представления очень опасны", — подчеркивает он.
По мнению некоторых американских руководителей, визит Си и необходимость ухаживать за американскими инвесторами указывает на обширные недостатки и слабости Китая, исключающие любые силовые действия против Тайваня. Конечно, есть риск, что Байден и прочие вашингтонские политики допустили просчет, посчитав проблемы Китая экзистенциальными, а не преходящими. Китайская экономика демонстрирует некоторые признаки улучшения, а в США усиливаются страхи по поводу возможной рецессии, которая дожидается своего часа за углом.
Свой материал для статьи предоставили Дженни Леонард (Jenny Leonard), Колам Мерфи (Colum Murphy), Фран Ван (Fran Wang), Мишель Ямриско (Michelle Jamrisko) и Джинни Ю (Jeanny Yu).