Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Встреча Байдена и Си Цзиньпина особыми успехами не увенчалась, сообщает CNN. Основное достижение – возобновление контактов между американскими и китайскими военными. Ограниченные успехи саммита не изменят соперничества между двумя странами, уверен автор статьи.
Она состоялась, и это уже успех. Возможно, прошедшая в среду к югу от Сан-Франциско встреча президента Байдена и китайского руководителя Си Цзиньпина обезвредила мины-ловушки в самых важных для нашего мира дипломатических отношениях, опустившихся до самого низкого уровня за последние полвека.
Ожиданий от этого саммита изначально было мало. И хотя у каждой из сторон немало стимулов объявить встречу продуктивной, вряд ли можно назвать достижением оптимистичное настроение после четырех часов переговоров, по завершении которых состоялся обед, на котором подавались равиоли с рикоттой и травами, жареный в эстрагоне цыпленок и миндальный торт-безе.
Байден ушел со встречи, полный надежд на то, что ему удалось ослабить риски от опасной близости американских и китайских вооруженных сил, действующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он хочет избежать эскалации и перерастания этого противостояния в очередной губительный в политическом плане международный кризис в преддверии запланированных на будущий год президентских выборов, где ему предстоит борьба за переизбрание.
Си нужно было показать своей внутренней аудитории из коммунистической иерархии, что в условиях экономических распрей он удерживает под контролем исключительно важные отношения с США. А еще ему надо было подать сигнал, что после сложного периода Китай заинтересован в ослаблении напряженности с другими ведущими державами, особенно с США.
Тем не менее, важные, но незначительные успехи, достигнутые во время саммита, который состоялся в построенном в георгианском стиле поместье, вряд ли помогут ослабить те основополагающие факторы, что подталкивают США и Китай к опасному соперничеству.
Байден обозначил свой подход к Си Цзиньпину известной фразой "доверяй, но проверяй". После саммита президент объяснил, что, хотя между Китаем и США сложились отношения соперничества, он несет ответственность за то, чтобы "сделать их … рациональными и управляемыми, исключающими возможность возникновения конфликта". "Именно на это я и нацелен", - сказал Байден.
Си заявил, что мир достаточно большой, и США с Китаем вполне могут сосуществовать в нем. Вместе с тем, он предупредил, что Америка не должна строить замыслы по "подавлению и сдерживанию" его страны, и выразил мнение Пекина о том, что стремление США конкурировать со своим усиливающимся соперником в действительности нацелено на то, чтобы лишить Китай принадлежащей ему по праву будущности. Такое расхождение во взглядах невозможно преодолеть одним-единственным саммитом.
Два руководителя снова говорят
Договоренность о возобновлении контактов между военными США и Китая – это, пожалуй, самое важное достижение Байдена за текущий год. "Серьезные просчеты с обеих сторон могут породить реальные, реальные проблемы в отношениях с такой страной как Китай, да и с любой другой крупной страной", - сказал Байден репортерам.
Возможность случайного столкновения между американскими и китайскими ВМС и ВВС в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях – это один из самых кошмарных сценариев в сфере национальной безопасности, не дающий официальным лицам и внешнеполитическим аналитикам спать по ночам. Поэтому Соединенные Штаты несколько месяцев пытаются восстановить общение с Китаем, которое тот прекратил из-за визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в прошлом году.
Администрация Байдена обеспокоена многочисленными "непрофессиональными", как она выражается, действиями китайских летчиков и моряков вблизи американских самолетов и кораблей. Например, в прошлом месяце китайский истребитель пролетел в трех метрах от американского бомбардировщика В-52. Сбитый американский самолет или столкновение кораблей могут дать толчок опасной эскалации, остановить которую будет трудно, не в последнюю очередь из-за острой политической реакции, порожденной такими событиями в обеих странах. Когда американский самолет-разведчик совершил экстренную посадку на острове Хайнань в 2001 году после столкновения с китайским истребителем, на урегулирование конфликта и возвращение экипажа ушло несколько дней и понадобились изощренные дипломатические усилия. Сейчас Китай ведет себя намного агрессивнее, он стал гораздо сильнее и преисполнен националистических чувств. Поэтому новый инцидент такого рода станет намного более взрывоопасным.
Даже в самые мрачные дни холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз поддерживали контакты, чтобы не допустить недопонимание и избежать ядерного Армагеддона. Несмотря на напряженность, возникшую с началом российской военной операции на Украине, руководство Пентагона взаимодействует с Москвой в рамках недопущения столкновений в таких зонах ведения боевых действий как Сирия. Отсутствие такого диалога с Китаем вызывает изумление.
В среду все детали возобновления контактов между военными были еще неизвестны. Но успех таких усилий будет зависеть от того, станут ли исполнять достигнутые Си договоренности военные на низовом уровне Народно-освободительной армии Китая. Любой локальный инцидент или более масштабный кризис между США и Китаем с легкостью уничтожит все достигнутые в среду ограниченные успехи. Так было после визита Пелоси на Тайвань, так было во время полета китайского разведывательного аэростата над территорией США в этом году. Ослабление опасности недопонимания и ошибочных решений – это уже достаточное основание для встречи Байдена и Си.
Байден ищет баланс между своими обязанностями главнокомандующего и огромными политическими рисками
Президент Байден знал, что его встреча с Си породит политическую бурю.
Только само проведение переговоров с Китаем уже достаточно для появления обвинений в том, что президент задабривает врага. Сенатор-республиканец Джим Риш (Jim Risch), возглавляющий комитет по международным отношениям, заявил по завершении саммита, что Байден "в очередной раз подорвал интересы национальной безопасности США". Этот сенатор из Айдахо добавил: "Китай – не обычная страна. Это государство-агрессор. Байден идет на уступки Си в обмен на создание нескольких бессмысленных рабочих групп и механизмов взаимодействия".
Кандидаты в президенты от Республиканской партии буквально растерзали Байдена за его контакты с Пекином. Они могут себе такое позволить – ведь эти люди не несут ответственность за стабилизацию самых важных в мире дипломатических отношений, и у них есть стимул искажать тонкости и хитросплетения сложной ситуации. Лупцевание Китая – это давняя традиция президентской кампании в США, берущая свое начало с 1992 года, когда демократ Билл Клинтон одержал победу над президентом-республиканцем Джорджем Бушем-старшим. Но в этом году злобы и желчи особенно много. Кандидаты от Великой старой партии типа бывшего губернатора Южной Каролины Никки Хейли и губернатора Флориды Рона Десантиса считают, что, если громче кричать, осуждая Китай, он непременно склонит голову перед могуществом Америки.
У Байдена были огромные политические стимулы для достижения успеха на этом саммите. Но ему также надо было показать, что он суров по отношению к Си. Например, он не может допустить взрыва в отношениях с Китаем в год своего переизбрания. США уже перенапрягли свои силы в условиях, когда на Украине и Ближнем Востоке полным ходом идут военные действия. Если хаос и неразбериха усилятся, республиканцы станут утверждать, что президент стар и слаб, а у фаворита Республиканской партии Дональда Трампа появятся веские основания обвинять Байдена в выходе международной ситуации из-под контроля.
Важно и то, что Байден сказал в первую очередь на пресс-конференции после завершения переговоров. Он заявил, что договорился с Си о борьбе с экспортом из Китая химикатов для изготовления фентанила, который породил в США смертоносную эпидемию наркотиков. Одно дело, когда Китай дает согласие на пресечение такой деятельности. И совсем другое, когда он начинает реально действовать. Но если это соглашение заработает, Байден спасет много жизней. И теперь у него появились хорошие темы для предвыборной кампании.
Выступая на пресс-конференции, Байден несколько раз подчеркнул, что он был "резок и откровенен" с Си. Это неизбежное производное от напряженных дипломатических отношений. Но это также страховка, лишающая Республиканскую партию возможности обвинять его в уступках Пекину.
У Си свои политические проблемы
Си самый влиятельный китайский руководитель за несколько десятилетий. Он правит коммунистической диктатурой, которая не допускает инакомыслия. Но Си все равно сталкивается с политическим давлением, и у него есть свои ограничения, что не очень хорошо понимают в США.
Си Цзиньпин прибыл в Сан-Франциско после периода необычайных потрясений в китайской политике. Недавно он отправил в отставку министров иностранных дел и обороны. Китайская экономика, между тем, сталкивается с чередой кризисов, среди которых обрушение на рынке жилой недвижимости и резкий рост безработицы среди молодежи.
"Было немало стимулов для того, чтобы встреча прошла хорошо. В китайской экономике застой. У них масса проблем внутри страны", - рассказала телеведущей CNN Эрин Бернетт (Erin Burnett) Сью Ми Терри (Sue Mi Terry), работавшая в совете национальной безопасности при Джордже Буше и Бараке Обаме, а ныне являющаяся сотрудницей Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).
Си надо пресечь тенденцию сокращения иностранных инвестиций в момент, когда многие американские бизнесмены и ученые начинают подозревать, что острая напряженность между Китаем и США чревата угрозами для их личной безопасности, если они приедут в эту страну. Этим объясняется кампания по "завоеванию сердец", начатая в государственных китайских СМИ в преддверии саммита, а также встречи Си с руководителями американского бизнеса в Сан-Франциско и обед с американскими друзьями, состоявшийся у него очень давно во время поездки в Айову, когда он еще был небольшим провинциальным начальником.
Следующий год станет неспокойным в американо-китайских отношениях не только по причине президентских выборов в США. Январские выборы на Тайване тоже будут серьезным испытанием. Си приехал на саммит, желая получить от Байдена публичные заверения в том, что Соединенные Штаты по-прежнему поддерживают политику "единого Китая". В рамках такой политики признается позиция Пекина, что Тайвань является частью Китая, но не признаются притязания Пекина на этот самоуправляемый остров с населением 23 миллиона человек. "Я не собираюсь это менять, это не изменится", - сказал Байден. Однако он неоднократно вызывал раздражение у Пекина, заявляя, что станет защищать Тайвань в случае китайского нападения.
Один высокопоставленный американский руководитель сказал, что Си произвел на Байдена сильное впечатление своими словами о стремлении Китая к мирному воссоединению с островом. Однако он также изложил условия, в которых потребуется применение силы. По словам этого представителя, Си отметил: "Смотрите, мир – это хорошо и замечательно, но в какой-то момент нам придется начать движение в сторону урегулирования в более общем плане".
Основополагающие элементы отношений не изменятся
Ожидания в преддверии саммита были невысокие. Так оно и получилось. Обе стороны хотят избежать катастрофической конфронтации, однако траектория американо-китайских отношений как будто обречена на сползание к конфронтации. Ее необходимо постоянно корректировать во избежание открытого конфликта.
Вашингтон считает, что Китай – это единственная страна, способная подмять под себя господствующую мировую державу, какой являются Соединенные Штаты. В официальной стратегии национальной безопасности Байдена, составления которой требует конгресс, говорится, что Китай – это "единственный соперник, вознамерившийся перекроить мировой порядок и обретающий все больше экономических, дипломатических, военных и технологических возможностей, чтобы добиться этого".
Но китайские лидеры видят в действиях США по срыву стремлений Китая стать ведущей страной в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире попытку воспрепятствовать его развитию и лишить его будущего, на которое он имеет полное право. Недавно The New York Times проанализировала выступления Си и сделала следующий вывод. Китайский руководитель уверяет американских президентов в своем стремлении искать сферы сотрудничества и ослаблять геополитическую напряженность, но у себя дома он говорит о неизбежности соперничества с американским противником, на которого смотрит с фаталистическим недоверием.
В среду Си в своем выступлении дал понять, что напряженность в отношениях есть результат позиции США. Он сказал, что конфликт и конфронтация будут иметь "невыносимые последствия" для обеих сторон, но тут же добавил: "Это нереально, чтобы одна страна могла переделать другую" (таков синхронный перевод его слов). Официальный китайский перевод в государственных СМИ подтверждает эту точку зрения. Читаем: "Нереалистично пытаться изменить друг друга". Это можно истолковать так. Си предостерегает о недопустимости американских попыток удержать Китай в определенных рамках как во внутренней политике, так и в вопросах прав человека, в бизнесе и в геополитике (в регионе и за его пределами).
Байден прав. Очень важно, чтобы руководители двух величайших мировых держав имели возможность для общения в случае назревания конфликта. Трамп и Байден утверждают, что у них уникальные связи и взаимопонимание с Си. Но чувствует ли китайский лидер то же самое? Вашингтон часто утверждает, что, несмотря на несовместимые стратегические цели, США и Китай могут сотрудничать, например, по вопросам климата и глобальной безопасности. Но Пекин на публике гораздо сдержаннее говорит о таких возможностях.
Американская деловая элита встретила Си Цзиньпина бурными овациями Си Цзиньпин принял участие в особом ужине с американскими бизнесменами, сообщает Financial Times. Они встретили его бурными овациями и отметили позитивные изменения в его риторике. Однако, по их мнению, вести дела в Китаем все еще рискованно из-за позиции США.
16.11.202300
Похоже, что сейчас Си заинтересован в том, чтобы немного открыться навстречу Америке. Но есть огромное множество движущих сил, которые подталкивают две страны к дальнейшей конфронтации. Это мощные и изменчивые силы. Небольшие достижения на ограниченно успешном саммите не изменят основополагающие элементы такого соперничества.
Автор: Стивен Коллинсон (Stephen Collinson)