Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Проблема Украины не в количестве войск, а в их "качестве", пишет FT со ссылкой на сотрудника британского Королевского института оборонных исследований Джека Уотлинга. Солдаты ВСУ плохо справляются с масштабными операциями, отмечает эксперт.
Киев пытается убедить молодых людей, обладающих большей выносливостью и нужными навыками, вступать в ряды вооруженных сил.
Из четырех мужчин, выстроившихся в очередь в одном военкомате в Киеве ранее в ноябре, только один пришел туда добровольно.
34-летний Александр, торговец подержанными автомобилями, сказал, что он больше не может стоять в стороне и наблюдать за происходящим после того, как пятеро его знакомых были убиты в самом масштабном военном конфликте на территории Европы после 1945 года. Он сумел создать финансовую подушку для своей супруги и новорожденного ребенка, после чего решил пойти на фронт. "Время пришло", — сказал он.
Трое остальных получили повестки о призыве на военную службу. По словам двоих, ранее у них была отсрочка от призыва по медицинским показаниям — один когда-то получил черепно-мозговую травму в результате несчастного случая, а у другого в позвоночнике стоят металлические пластины. Четвертый — 42-летний менеджер по продажам по имени Евгений, не имеющий никакого военного опыта, — сказал: "Прятаться я не собираюсь, но, честно говоря, я не знаю, чем я могу быть полезен".
Эта скромная "очередь" резко контрастирует с тысячами добровольцев, которые выстраивались у зданий военкоматов после того, как в феврале прошлого года Россия начала свою специальную военную операцию на Украине.
И она служит наглядным свидетельством той проблемы, с которой сталкивается Украина — страна с населением менее 40 миллионов человек, которая уже два года воюет с противником, обладающим громадными человеческими ресурсами: как можно сохранить темпы призыва новобранцев на военную службу, не спровоцировав при этом общественных волнений, и как создать военный потенциал, который позволил бы Киеву вернуть себе инициативу на поле боя?
Ранее в ноябре в своем интервью журналу Economist главнокомандующий вооруженными силами Украины Валерий Залужный сказал, что, чтобы выйти из "тупика" — за это слово он уже получил нагоняй от украинского правительства, — ему необходимы не только артиллерийские орудия, и новые средства радиоэлектронной борьбы и разминирования, но и "наращивание наших резервов".
"Однако возможности по подготовке резервов на нашей собственной территории тоже ограничены, —написал Залужный в одной своей статье. — Мы не можем уберечь солдат, которые находятся на фронте, и Россия способна наносить удары по центрам военной подготовки. А еще в нашем законодательстве есть пробелы, позволяющие гражданам уклоняться от выполнения их обязанностей".
Выборочный призыв продолжается с февраля 2022 года, однако этот процесс сходит на нет, а мрачная реальность долгой и изнурительной войны становится все очевиднее. Согласно результатам расследования, проведенного BBC, почти 20 тысяч украинских мужчин не явились в военкоматы по повесткам, либо сбежав из страны вопреки запрету на выезд, либо получив разрешение на выезд обманным путем. В августе президент Владимир Зеленский уволил всех начальников региональных военкоматов страны за выдачу медицинских свидетельство об освобождении от военной службы за взятки.
Украинские чиновники и западные аналитики говорят, что дело не просто в количестве людей, но и в их пригодности к военной службе, способностях и навыках. Средний возраст украинцев на фронте и тех, кого обучали западные союзники, составляет 30–40 лет, а не более привычные 18–24 года, на что указал Джек Уотлинг (Jack Watling), старший научный сотрудник Королевского института оборонных исследований.
По его словам, проблема заключается не в численности войск, а в "их качестве и способности проводить масштабные операции".
В начале прошлого года мобилизация коснулась непропорционально большого числа мужчин более старшего возраста, имевших опыт службы в вооруженных силах. Но теперь, по словам Уотлинга, армии требуется больше молодых людей, более выносливых и обладающих определенными навыками.
"Украине нужны пехотинцы в отличной физической форме, — сказал Франц-Стефан Гэйди (Franz-Stefan Gady), старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований. — Физические требования к пехоте высоки, и они еще больше выросли, поскольку этот конфликт перешел в режим малых пехотных боев, которые ведутся пешими солдатами в системах траншей".
Украина держит в секрете численность своих войск и потерь. Эксперты и местные чиновники предполагают, что в прошлом году на службе в армии, включая силы территориальной обороны, спецслужбы и пограничные службы, состоял 1 миллион мужчин и женщин, что вдвое больше, чем до февраля 2022 года. По оценкам американских чиновников, Украина потеряла около 70 тысяч украинских солдат убитыми и 120 тысяч ранеными.
Чтобы пополнять ряды армии, украинские власти поставили на дорогах множество контроль-пропускных пунктов для поиска мужчин, уклоняющихся от призыва. Если мужчин признают годными к службе, их сразу же отправляют в военкоматы. В интернете быстро распространяются видео того, как сотрудники военкоматов задерживают мужчин на улицах и насильно сажают их в миниавтобусы.
Залужный сообщил, что сейчас ведется работа по созданию единого реестра призывников. Он также рассказал о концепции "боевой стажировки", которая предусматривает "отправку недавно мобилизованных солдат в опытные передовые подразделения для их подготовки".
По словам Конрада Музыки (Konrad Muzyka), директора польской группы Rochan Consulting, которая следит за ходом украинского конфликта, поскольку у Украины меньше человеческих ресурсов, чем у России, более качественная подготовка и более способные солдаты позволят ей сражаться дольше.
"Украина не может позволить себе вести войну в российском стиле, который ориентирован на истощение противника, потому что Москва превосходит Киев практически во всех аспектах, от объемов военного производства до способности нести более высокие потери", — сказал он.
В очередной попытке придать дополнительный импульс процессу привлечения молодых, более мотивированных и образованных новобранцев Министерство обороны Украины заявило, что добровольцы вовсе не обязательно будут служить в окопах и что им дадут возможность выбрать роль, соответствующую их умениям и физической форме.
Одна из целей этой инициативы — привлечь больше ИТ-профессионалов в подразделения, отвечающие за беспилотники и другое высокотехнологичное оружие. Три собеседника Financial Times, обладающие именно такой специализацией, сказали, что они готовы рассмотреть это предложение, если им гарантируют, что они станут операторами дронов или смогут использовать свой опыт в кибервойне или в аналогичных ролях.
Полк "Азов"*, один из лучших боевых формирований Украины, разместил на сайте work.ua объявления о наборе пехотинцев, операторов беспилотников, инженеров, медиков, водителей, поваров и сварщиков.
На этой неделе заместитель министра обороны Наталья Калмыкова подписала с рекрутинговой платформой thelobbyx.com соглашение, которое поможет солдатам перейти на должности, в большей степени соответствующие их навыкам.
"Этот проект позволит человеку выбрать конкретное подразделение и конкретную должность, где его гражданский опыт будет наиболее полезен", — пояснила Калмыкова в заявлении. В настоящее время аналогичные соглашения заключаются и с другими рекрутинговыми компаниями.
Солдатам, которые проводят полный месяц на передовой, платят более 3000 долларов в месяц. Это большая сумма для Украины, где средняя зарплата составляет менее 500 долларов в месяц, и она намного больше, чем те 650 долларов, которые платят солдатам, выполняющим вспомогательные функции в тылу.
Ранее в ноябре Калмыкова сказала на украинском телевидении, что принудительный призыв продолжится, однако власти планируют постепенно отказаться от него, когда "достаточное число" солдат вступят в ряды армии добровольно.
Фронтовой командир Виталий Марков сказал: "Нам необходимо отойти от советской системы принудительного призыва, когда людей загоняют в такие условия, где они не могут реализовать свой потенциал".
"Мы должны делать упор не на количестве, а на качестве и умах в борьбе <…> подобной битве Давида с Голиафом", — добавил он.
Автор: Роман Олеарчук (Roman Olearchyk)
* организация, признанная террористической на территории России