Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев готов уступить Будапешту и изменить языковое законодательство, сообщает "Европейская правда". Все дело в том, что Украина рискует получить вполне реальный отказ во вступлении в ЕС. Против ее членства могут выступить не только Венгрия, но и Австрия с Румынией.
В День достоинства и свободы Украину посетили два иностранных лидера – президент Молдавии Майя Санду и президент Европейского совета Шарль Мишель. Никаких торжественных событий и церемоний двадцать первого ноября, на десятую годовщину начала Революции достоинства, в Киеве не было. Впрочем, визит все равно был полон символизма.
Десять лет назад украинский народ показал свое стремление двигаться в ЕС и действовать решительно и радикально, если кто-то попытается остановить это движение (таким "кто-то" тогда стала власть Януковича – Азарова).
В 2023 году три лидера также собрались, чтобы обсудить, как сохранить движение, если кто-то решит заблокировать начало переговоров о вступлении Украины и Молдавии в ЕС (теперь этим "некто" становится венгерский премьер Орбан). О вероятности такого развития событий откровенно говорят и украинские источники, и чиновники в Брюсселе.
После встречи в Киеве трое лидеров подчеркивали, что негативное развитие совсем не гарантировано, а Шарль Мишель объяснял, как именно он будет убеждать европейских коллег проголосовать за Украину. Однако и "между строк", и напрямую признавали: отказ возможен.
Чтобы преодолеть его, Киев готов пойти на уступки в вопросе, который точно вызовет как минимум дискуссию, а также будет негативно воспринят частью общества – на изменение языкового законодательства. Впрочем, без этого выполнить критерии ЕС оказалось невозможно.
Не только Венгрия?
"Еще нет проблемы", – этими словами Владимир Зеленский во вторник вечером начал ответ на вопрос "ЕвроПравды" о том, как Украина планирует предотвратить негативный сценарий, при котором на саммите ЕС в декабре Украина не получит решения о начале вступительных переговоров.
Впрочем, и весь ответ, и слово "еще" в возражении президента, и остальные заявления после переговоров Зеленского, Мишеля и Санду довольно четко свидетельствовали о том, что ситуация не безоблачная.
В частности, еще за десять минут до того украинский президент объяснял корреспонденту итальянского агентства ANSA, что возможный отказ Украине на декабрьском саммите будет иметь далеко идущие последствия, и просил ЕС не подыгрывать Путину. Президент Мишель объяснял, что приложит все усилия, чтобы ЕС не остановился на негативном для Украины решении (то есть он считает эту возможность реальной), а президент Санду публично напоминала, что ЕС обещал сделать этот шаг и не должен нарушать свое обещание.
Да и сам Зеленский, комментируя предположения "ЕвроПравды", признал, дословно: "Слоном в комнате (то есть государством, которое может сорвать договоренность) может стать любой". Эти заявления, от которых веяло ощущением опасности, относительно следующего саммита ЕС на самом деле не стали неожиданностью. В последние недели, с приближением саммита, от все большего количества источников можно услышать опасения, что решение в отношении Украины не получит единодушной поддержки.
Недавно информацию об этом начать сливать также в международные медиа: Reuters опубликовало заявления нескольких источников в ЕС о том, что в декабре Евросоюз может не дать зеленого света для дальнейшего движения Украины к членству – принятие этого решения, мол, могут перенести на март, потому что сейчас для него не хватает голосов. Как известно, решения по процессу расширения принимаются в ЕС исключительно консенсусом государств-членов.
Источники "Европейской правды" свидетельствуют, что на предыдущих консультациях в Брюсселе скептические намеки звучат не только от представителей Орбана. В частности, есть вопросы по Австрии. Причем у нее нет никаких реальных претензий именно к Украине, но имеется опасность, что Киев окажется заложником геополитики. Мол, в обмен на зеленый свет для Украины Вена хочет большего прогресса для Западных Балкан...
Недаром саммит ЕС – Западные Балканы назначили прямо накануне голосования по Украине – это событие состоится тринадцатого декабря, а украинский вопрос лидеры ЕС будут рассматривать четырнадцатого декабря 2023 года.
Вето Орбана или Путина?
Однако ключевой преградой остается Орбан. Он единственный из лидеров ЕС публично обещает заблокировать продвижение Украины в ЕС.
В случае, если его сопротивление удастся сломить, другие лидеры наверняка на пути не встанут.
И главным вопросом остается мотивация венгерского лидера в его сопротивлении движению Украины к ЕС. Ведь по этому поводу ясности пока нет. Источники "Европейской правды" делятся предположениями лишь непублично, намекая на то, что Орбан, блокируя Украину, может сознательно подыгрывать российскому лидеру, для которого это – очень желанный сценарий.
Конечно, в этом вопросе никто не может говорить с уверенностью, но фактом является то, что изменение позиции Венгрии произошло именно после личной встречи Орбана и Путина в Пекине семнадцатого октября.
Так, еще в сентябре Будапешт на официальном уровне сообщал Украине о готовности к компромиссу по языку образования. Тогда в венгерской столице состоялись межправительственные консультации; далее Киев представил коллегам "дорожную карту", наработанную на той встрече, в правительстве Венгрии ее восприняли положительно – и дальше все неожиданно остановилось.
Еще более показательно то, что после обещания Орбана о блокировании Украины венгры получили "плюшки" от России. Заявление венгерского премьера прозвучало десятого ноября, а уже семнадцатого ноября Москва предоставила Будапешту письменные гарантии относительно планов строительства новых атомных энергоблоков в Венгрии. Речь идет о проекте "Пакш-2", инвестиции в который оценивают в двенадцать миллиардов евро, преимущественно за счет государственного кредита РФ.
Вопросы о том, является ли это совпадение случайным, бессмысленны.
Просьба "ЕвроПравды" к Зеленскому и Мишелю прокомментировать то, что Орбан может на самом деле представлять интересы РФ, осталась без прямого ответа. Но намек президента Евросовета был достаточно красноречивым
На прямой и конкретный вопрос, "Понимаете ли вы, что это будет вето не Орбана, а Путина", он ответил так же коротко: "Наши решения подтверждают, что РФ не удается запугать ЕС... и поэтому я уверен, что мы найдем общий ответ, и он будет положительным".
И надо признать, что шанс одолеть венгерское вето действительно есть.
Как одолеть Орбана?
Надо подчеркнуть: нет и вряд ли могут появиться твердые подтверждения относительно того, какими были договоренности Путина и Орбана; можно говорить лишь о предположениях, анализе и спекуляциях по косвенным признакам.
Но даже в случае, если венгерский лидер действительно действует в пользу Кремля, то все равно речь не может идти об "указании Путина" или об обязывающем соглашении между ними, которое Орбан не может нарушить. Так международные отношения не работают.
Подобные договоренности обычно основываются на "настойчивых советах", когда другая сторона (на этот раз – Венгрия) понимает, что может получить реальные дивиденды, если поможет просителю, то есть Путину.
А это значит, что под угрозой больших потерь, в том числе финансовых, Венгрия может отказаться от планов и неохотно дать свое согласие на открытие вступительных переговоров с Украиной. А Орбан сможет сказать Путину, что "дрался как лев", но другие европейские государства поставили его в тупик. Именно такой является европейская составляющая "рецепта победы" на декабрьском саммите.
В случае, если другие государства Евросоюза объединятся в готовности не разблокировать венгерское финансирование из бюджета ЕС, а возможно, также создать дополнительные финансовые проблемы для Венгрии, пока Орбан не прекратит играть в российскую игру – этот стимул может оказаться значительно привлекательнее доли из российских двенадцати миллиардов евро, которые потенциально могут поступить в Венгрию. Да и то – не сразу, а в течение десяти лет.
Но действий ЕС здесь недостаточно. Чтобы изолировать Будапешт, нужно убрать возможность критики Украины со стороны других государств-членов. А это возможно только в случае, если Украина продемонстрирует примерное выполнение требований, выдвинутых Евросоюзом ранее. Именно такой сигнал привез в Киев Шарль Мишель. И его дословно повторили на пресс-конференции после переговоров Майя Санду и Владимир Зеленский.
"Есть семь рекомендаций, мы должны их полностью выполнить, чтобы к нам не было никаких вопросов, никаких возможностей сказать, что Украина что-то не сделала. Это – самая сильная позиция, в которой может быть Украина", – ответил Зеленский на вопрос "ЕвроПравды". Но дело в том, что "образцовое исполнение " означает также, что Украине придется изменить языковое законодательство. Это – одна из упомянутых семи рекомендаций ЕС.
В прошлом году, когда Украина получила статус кандидата, этот пункт включили в перечень по требованию Венгрии. Однако он имеет поддержку также со стороны Румынии, что также отстаивает права румыноязычного меньшинства, просто делает это мягче, без публичных ультиматумов.
А уже в этом году Украина стала заложницей жесткого и неприемлемого для Киева решения Венецианской комиссии. За месяцы, прошедшие с тех пор, на непубличных переговорах с ЕС удалось достичь важного успеха: Евросоюз согласился с тем, что Украина не будет выполнять те положения по решению ВК, которые касаются "защиты" русского языка, и это не будут принимать во внимание при оценке действий Киева.
Однако требование изменения законов, касающихся прав европейских меньшинств, осталось. В частности, ЕС ждет расширения права местных общин в дублировании надписей на языках европейских меньшинств. И самое главное – на уточнение и расширение возможностей преподавать на языках меньшинств в государственных школах.
О том, что Украина готова пойти на изменение языкового и образовательного законодательства для компромисса с Венгрией (а на самом деле также с Румынией), ранее заявляла вице-премьер Ольга Стефанишина. Тогда на вопрос ЕП о том, есть ли у Украины красные линии в законодательных изменениях, Стефанишина ответила: "Эти изменения точно не будут касаться знания украинского языка".
Как именно правительство видит возможность не пересечь эту красную линию, остается неясным, ведь законопроект по этому поводу еще не представлен.
Но после переговоров двадцать первого ноября и заявлений Зеленского о намерении окончательно и безупречно выполнить все семь рекомендаций, очевидно, что эти изменения будут предложены.
Кто победил на встрече Си Цзиньпина и Байдена? Чувство тревоги по поводу Тайваня только возрослоВстреча на высшем уровне между Си Цзиньпином и Джо Байденом не принесла удовлетворения ни США, ни Китаю, пишет JB Press. Можно было переговоры и не устраивать – ничего бы не поменялось, отмечается в материале.
27.11.202300
И единственное, о чем сейчас можно говорить с уверенностью – это то, что они – независимо от содержания – вызовут общественную дискуссию и, наверное, возмущение тех, кто в свое время продвигал действующие законодательные нормы. Ведь придется взвешивать между их сохранением и продолжением движения Украины к членству в ЕС. Или между их точечным изменением и вполне возможной остановкой этого движения.
Автор: Сергей Сидоренко