Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Встреча на высшем уровне между Си Цзиньпином и Джо Байденом не принесла удовлетворения ни США, ни Китаю, пишет JB Press. Можно было переговоры и не устраивать – ничего бы не поменялось, отмечается в материале.
Противоречивые утверждения лидеров вызывают сомнения в эффективности "возобновления диалога".
- —Председатель КНР Си Цзиньпин 14 ноября посетил США и встретился с президентом Байденом. Некоторые говорят о прогрессе, достигнутом в восстановлении отношений между двумя странами.
- —Однако детальный анализ содержания переговоров и самой встречи показывает, что результаты были лишь "чуть лучше, того, если бы лидеры вообще не встречались", и что Соединенные Штаты на этот раз даже с большей настороженностью подошли к проблеме Тайваня.
- —Хотя обе стороны возобновили обмен мнениями по избежанию военных инцидентов, реальность такова, что этот обмен нельзя назвать военным диалогом на высоком уровне. А после встречи Байден в конечном итоге назвал Си Цзиньпина "диктатором". Непреодолимая пропасть между лидерами США и Китая скорее стала только нагляднее.
Председатель Китая Си Цзиньпин впервые за шесть лет посетил США и встретился с президентом Байденом в Сан-Франциско. Это первая личная встреча на высшем уровне лидеров США и Китая примерно за год после саммита на Бали в ноябре прошлого года. Автор хотел бы попытаться подвести итог, как следует оценивать эту американо-китайскую встречу на высшем уровне, продвинулись ли отношения двух стран вперед по сравнению с прошлогодней встречей и какая сторона имела преимущество.
Си Цзиньпин прибыл в Сан-Франциско 14 ноября. Китайская первая леди Пэн Лиюань его не сопровождала, и красной дорожки не было, и Си встречали в качестве одного из участников форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Однако по данным источников, китайская сторона заранее просила, чтобы этот визит рассматривался как государственный, и чтобы его встретили на красной дорожке в аэропорту. Однако эта просьба, по всей видимости, была проигнорирована американской стороной. Вместо этого, по непроверенным данным, во время встречи с Байденом в резиденции Filoli Gardens для Си лишь расстелили короткую красную дорожку от его роскошного представительского автомобиля Hongqi до входных ворот.
Согласно заявлению китайской стороны, сделанному через агентство Синьхуа, Си Цзиньпин заявил в самом начале встречи: "Мир сталкивается с беспрецедентным кризисом, который случается раз в столетие, и у Китая с Америкой есть два варианта. Один из них — укрепление взаимодействия и сотрудничества и объединение усилий в противостоянии глобальным вызовам и угрозам в отстаивании безопасности и мира на планете. Другой – использование конфронтационного "мышления с нулевой суммой", способного разжечь конфликт между сторонами и подтолкнуть мир к хаосу и расколу. Наш выбор будет определять будущее человечества и будущее Земли... А на Земле размещаются и Соединенные Штаты, и Китай. Успех каждого из нас станет возможностью друг для друга".
Си Цзиньпин также заявил: "Развитие Китая имеет свою собственную логику и правила. Китай стремится к великому возрождению китайской нации, используя модель модернизации в китайском стиле, он не намерен следовать старым путем колонизации и грабежа. У нас нет намерения повторять неправильную политику гегемонии великой державы, и мы не намерены экспортировать какую-либо идеологию". Он повторил и то, что говорил ранее: "Мы не стремимся превзойти Америку, не стремимся ее изменить. У Соединенных Штатов также не должно быть стремления подавить Китай".
Си сказал, что на этой встрече Соединённые Штаты и Китай должны приложить совместные усилия для создания пяти столпов нового мировоззрения.
Этими пятью столпами являются:
- 1точное признание реальности
- 2эффективное разрешение и контроль разногласий
- 3содействие взаимовыгодному сотрудничеству
- 4соблюдение ответственности великой державы
- 5активизация обменов человеческими ресурсами и культурным достоянием
Получил ли Си Цзиньпин благосклонное отношение со стороны Байдена?
Кроме того, Си Цзиньпин разъяснил свою принципиальную позицию по тайваньскому вопросу. Он назвал его самым важным и чувствительным вопросом в отношениях США и Китая. Если Байден выступил на саммите на Бали со своим заявлением о том, что он не поддерживает независимость Тайваня, то он должен продемонстрировать это конкретными действиями, прекратить вооружать Тайвань и поддержать мирное воссоединение Китая.
Как на это отреагировал Байден? По сообщению агентства Синьхуа, он сказал: "Я всегда считал, что американо-китайские отношения являются наиболее важными двусторонними отношениями в мире, и что конфликта между США и Китаем следует избегать. Экономический рост Китая приносит пользу Соединенным Штатам и остальным странам". В интересах обеих сторон поддерживать стабильные отношения между Соединенными Штатами и Китаем, предотвращать конфликты и контролировать их. "Это поможет нам и дальше развивать сотрудничество и решать проблемы, стоящие перед обеими странами", - сказал Байден, повторив пять обещаний, данных на переговорах на Бали.
Как разъяснило агентство Синьхуа, пять эти обещаний Байдена были следующими:
- 1не стремиться к новой холодной войне
- 2не добиваться смены режима в Китае
- 3не противостоять Китаю путем укрепления альянсов
- 4не поддерживать независимость Тайваня
- 5избегать любых столкновений или военных инцидентов с Китаем
В частности, Соединенные Штаты и Китай обязались укреплять сотрудничество в таких важных областях, как изменение климата, борьба с распространением фентанила и искусственный интеллект, а также договорились увеличить количество прямых авиарейсов, обмены в области образования, высоких технологий и между людьми. Они также договорились возобновить военный диалог на высоком уровне и контакты в рамках Китайско-американского консультативного механизма по безопасности на море.
После встречи Си Цзиньпин прогулялся с Байденом по парку Filoli Gardens. Они вместе пообедали, и Байден показал председателю КНР фотографию молодого Си Цзиньпина, посетившего Сан-Франциско в 1985 году. На обратном пути Байден проводил его до машины председателя. В Китае сообщили, что Байден очень благосклонно отнесся к Си Цзиньпину.
Однако заявления Белого дома производят несколько иное впечатление. Самым большим принципиальным расхождением между сторонами остался тайваньский вопрос.
Тайваньская проблема, по которой США и Китай имеют разные претензии
В конце концов, похоже, Байден так не сказал тех слов, которых хотел от него услышать Си Цзиньпин: "Я не поддерживаю независимость Тайваня". Байден произнес эту фразу "Я не поддерживаю независимость Тайваня" на саммите США и Китая на Бали осенью 2022 года, но на этот раз избежал ее использования. Поэтому Си Цзиньпин и потребовал от него продемонстрировать сказанное на Бали конкретными делами. Байден попытался спрятаться за словами: "В американской позиции одного Китая не будет никаких изменений".
Другими словами, в том, что касается тайваньской проблемы, Соединенные Штаты на самом деле стали еще более настороженно относиться к Китаю, чем это было на саммите на Бали в прошлом году. Еще одна острая тема, затронутая в ходе встречи, заключалась в том, что Си Цзиньпин заявил, что никогда не слышал о планах насильственного объединения Тайваня в 2027 или 2035 году, о которых сообщили в США, и что таких планов не существует.
Далее Си Цзиньпин заявил: "Мир, конечно, это очень хорошо, но иногда, если необходимо, необходим поиск и более широких путей решения проблем". Далее он добавил: "Тайваньский вопрос является самой важной темой в отношениях США и Китая. Именно эта тема несет в себе наибольшие риски".
Пусть вас не успокаивают эти слова Си Цзиньпина как содержащие намек на то, что решение тайваньской проблемы может быть отложено. Это заявление не означает, что Си не рассматривает возможность военного объединения Тайваня вообще, а лишь подразумевает, что конкретные сроки его еще не определены.
На симпозиуме, состоявшемся сразу после встречи в Центре международных отношений Тайваньского Института политических исследований, был проведен анализ высказываний Си Цзиньпина. Согласно нему, в них китайский лидер намекает, что повод для действий по вооруженному объединению Тайваня будет определяться внешней ситуацией вокруг острова.
Другими словами, не предназначены ли эти слова служить сдерживающим фактором против усилий Соединенных Штатов по увеличению военной мощи Тайваню или для президентских выборов на Тайване, запланированных на начало следующего года? В частности, правящая Демократическая прогрессивная партия выбрала Сяо Мэйциня, бывшего представителя Тайбэйского экономического и культурного представительства в США (эквивалент посла Тайваня в США), который является экспертом по Соединенным Штатам и наполовину американцем, наполовину тайваньцем, кандидатом в вице-президенты в поддержку президента Лая Цзинде.
Ожидается, что если Демократическая прогрессивная партия Тайваня победит на президентских выборах, то американо-тайваньские отношения станут еще более тесными, и это может дать возможность американо-тайваньскому военному альянсу быстро укрепиться. Более того, если бы Байден стал говорить, что он не поддерживает независимость Тайваня, Си Цзиньпину было бы еще труднее чувствовать себя спокойно.
Эффективность военного диалога и сотрудничества в области ИИ сомнительна
Е Яоюань, профессор международных исследований в Университете Сент-Томаса, считает, что "причина, по которой Китай сообщает о Байдене так, как будто он сказал, что не поддерживает независимость Тайваня, заключается в том, что Пекин пытается усилить у тайваньских избирателей подозрения в отношении Соединенных Штатов. Это делается для того, чтобы заставить избирателей сомневаться в Соединенных Штатах. США заявили, что они не будут принимать чью-либо сторону на президентских выборах в Тайване. Текущая ситуация в Тайваньском проливе, которая не должна быть изменена в одностороннем порядке, заключается в том, что Тайвань является суверенным и независимым государством. Его наименование — Китайская Республика, и хотя у него нет официальных дипломатических отношений с Соединенными Штатами, Тайвань является важным партнером США в области национальной безопасности, и эти страны разделяют общие ценности и интересы. Это означает, что статус-кво в Тайване, в Китайской Республике, зафиксирован".
Если это так, то эта американо-китайская встреча на высшем уровне почти не дала никаких результатов, которых ожидал Си Цзиньпин. Цинь Ган, бывший посол в США, организовавший саммит на Бали, с тех пор был отстранен от дел, а подготовкой к саммиту руководил Ван И. Однако результаты оказался менее удовлетворительным, чем результат переговоров на Бали. Среди наблюдателей ходят слухи, что Ван И, вероятно, получил строгий выговор от Си Цзиньпина.
Итак, были ли переговоры плодотворными для американской стороны?
Возобновление военных обменов между двумя странами, скорее всего, станет победой США. С тех пор, как прежний спикер палаты представителей конгресса Пелоси посетила Тайвань в августе прошлого года, все подобные контакты были прекращены китайской стороной. Пекин также отказался от проведения переговоров между министрами обороны, поскольку ныне ушедший министр обороны Ли Шанфу подвергся санкциям со стороны США. Однако, хотя возобновившиеся контакты и будут включать рабочие встречи представителей консультативного механизма по морской военной безопасности, они не подразумевают возобновления стратегического диалога между Пентагоном и Центральной военной комиссией. НОАК контролируется Центральной военной комиссией, и без этого канала реального военного диалога на высоком уровне не будет.
Также было достигнуто соглашение о создании рабочей группы в области искусственного интеллекта (ИИ). При этом США руководствуются исключительно желанием контролировать и сдерживать военное использование ИИ Китаем, а Китай желает получать информацию о текущем состоянии американских разработок в области ИИ. Таким образом, цели обеих сторон в сфере ИИ принципиально различаются, и сомнительно, что сотрудничество в ней вообще будет вообще иметь какой-либо смысл.
Степень серьезности органов общественной безопасности Китая в подходе к борьбе с распространением фентанила станет ключом в подходах США к сотрудничеству в этой сфере. Соединенные Штаты здесь пошли на уступку, исключив Китайский институт судебной медицины, который, как полагают, причастен к притеснениям уйгурского народа, из списка объектов американских санкций. В этом усматривается определенный выигрыш Китая.
Байден назвал Си Цзиньпина "диктатором"
Если посмотреть на саммит с этих точек зрения, можно сказать, что эта встреча на высшем уровне не принесла удовлетворительных результатов ни США, ни Китаю. Они оказались буквально на уровне ситуации типа "лучше было бы и не встречаться". Фактически, у Китая в настоящее время почти нет достойных кадровых ресурсов, способных влиять методами дипломатии на США. Поэтому Пекин даже прибегает к методам публичной дипломатии, объявив о приглашении 50 000 молодых американцев в Китай в течение следующих пяти лет.
Это тип дипломатии "промывания мозгов" является традицией Коммунистической партии со времен Мао Цзэдуна. Когда у Китая нет надлежащих дипломатических каналов, он приглашает в Китай иностранных студентов, представителей средств массовой информации и других гражданских лиц, демонстрирует теплое отношение к ним и пытается привить им мнения, выгодные Китаю. Но работают ли эти устаревшие методы "мягкой силы" в сегодняшней Америке?
На пресс-конференции сразу после саммита репортер спросил Байдена: "Вы все еще называете Си Цзиньпина диктатором?" Байден ответил: "Я делаю это в том смысле, что он управляет коммунистической страной с совершенно другой политической системой, чем наша. Он диктатор. У меня нет иного ответа". Так что даже несмотря на то, что США приложили все усилия, чтобы проявить по отношению к Си Цзиньпину дружественное отношение, все это оказалось напрасным.
Байден не смог дать другого ответа на этот вопрос, потому что такими глубокими оказываются антикитайские настроения в американском обществе и конгрессе, который представляет общественное мнение Америки.
Автор не считает, что лично Си Цзиньпин ожидает улучшения отношений между США и Китаем. Си Цзиньпин, обладающий повышенным чувством национальной гордости, не захочет склонить голову перед Соединенными Штатами. А проявление им слабости по отношению к Америке может пошатнуть прочность его диктатуры.
Неужели это конец ханжеской идеологии Америки?Придуманные Западом правила работают лишь в интересах США и Европы, пишет SCMP. Остальному миру стоит задуматься, зачем и почему он должен им подчиняться. Китайский лидер на своем примере показал, как отказать американцам, чтобы они еще и похлопали.
26.11.202300
Однако высшие китайские экономические бюрократы и народ, в том числе и некоторые представители богатых слоев, считают, что единственный способ спасти китайскую экономику, которая находится сейчас на дне, — это улучшить отношения с Соединенными Штатами. Си Цзиньпин, которого начали уже высмеивать в стране как императора-затворника, пошел на прямую встречу с Байденом, потому что уже не мог отказаться от требований бюрократов улучшить американо-китайские отношения ради подъема экономики.
И все же, в конечном счете, американо-китайская встреча в верхах еще яснее показала, что существует глубокая пропасть между истинными чувствами лидеров США и Китая, а также ожиданиями бюрократической элиты двух стран, и что именно это и составляет главную причину нестабильности американо-китайских отношений.
Автор: Каори Фукусима (Kaori Fukushima)