Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польша так рьяно выступала за запрет импорта российского СПГ в ЕС, но сама оказалась к нему не готова, пишет Money. Варшаве остается теперь надеяться лишь на отсрочку эмбарго. Но и это не спасет поляков от проблем.
Польша является крупнейшим потребителем российского СПГ. Она сама активно выступала за введение эмбарго на этот газ. Недавно представленный на рассмотрение Европейской комиссии проект 12-го пакета санкций предусматривает запрет на импорт этого сырья в ЕС. Однако это будет означать серьезные проблемы для 3,4 миллиона водителей.
"Станция Путин" должна быть закрыта навсегда. В 12-й в пакет санкций ЕС – в том числе благодаря усилиям Польши – было включено эмбарго на российский СПГ. Варшава добивалась этого еще в процессе принятия предыдущего пакета, а премьер Матеуш Моравецкий еще в 2022 году обещал сделать страну независимой от российских поставок этого топлива.
Однако политические заявления – это одно, а реальные действия – совсем другое. Польша не могла самостоятельно ввести эмбарго, поскольку такой шаг оказался бы не только неэффективным, но и вредным для нашего рынка и противоречащим политике ЕС.
Поэтому правительство "Права и справедливости" передало вопрос об отказе от российских поставок сжиженного нефтяного газа на совместное рассмотрение в Брюсселе. Однако сейчас, когда такое решение может быть действительно принято и эмбарго начнет действовать уже в 2024 году, оказывается, что это может вызвать серьезные проблемы, а страна не подготовлена к тому, чтобы смягчить последствия санкций.
Польша – крупнейший рынок СПГ
"Санкции вряд ли вступят в силу в одночасье. Скорее всего, будет введен переходный период для согласования деталей. Это может быть три месяца, может быть, даже год", – объясняет аналитик рынка топлива из компании e-Petrol Якуб Богуцкий (Jakub Bogucki).
"Но даже длительный переходный период не спасет нас от проблем на рынке", – отмечает он.
Почему? Потому что, несмотря на предупреждающие сигналы от польских организаций, занимающихся сжиженным газом, никаких шагов, которые подготовили бы Польшу к отключению от российских поставок, предпринято не было.
По данным Польской организации сжиженного газа, импорт СПГ из России в Польшу в первом полугодии 2023 года превысил 50% всего объема импорта. Для того, чтобы понять, что это значит, стоит обратиться к данным Евростата и Энергетического форума.
В 2022 году мы купили у русских сжиженного газа на 710 миллионов евро (хотя доля российского газа в импорте в Польшу тогда составляла 47,1%), в то время как остальная часть ЕС в совокупности потратила на него 417 миллионов евро. Польша, несмотря на эмбарго ЕС, остается крупнейшим импортером СПГ из России.
За весь 2022 год мы потребили почти 2,5 тысяч тонн сжиженного природного газа, из которых лишь пятая часть приходится на собственное производство. Это означает, что после вступления в силу эмбарго на российское топливо (напомним: оно составляет около 50% нашего импорта) нужно будет удовлетворить спрос примерно на 700-1000 тонн сырья, поставляемого пока что с Востока.
Европа продвигает дерусификацию энергетики и увеличивает импорт российского СПГВ рамках дерусификации энергетики Европа приостановила закупку трубопроводного газа у Москвы, сообщает JB Press. Но для компенсации возникшего дефицита Евросоюзу пришлось увеличить импорт СПГ, перевозимого танкерами. Полный отказ от российского газа пока придется отложить.
18.11.202300
Нас ждет рост цен
Аналитик e-Petrol не сомневается, что рынок отреагирует повышением цен на СПГ. Первым фактором станет моментальный рост спроса на не российский сжиженный газ.
"Наверняка вырастут цены на перевозки СПГ и маржа посредников. Это повлияет на цены во всем мире. Поляки также почувствуют повышение цен, поскольку дистрибьюторам придется адаптироваться к более высоким ценам на западное сырье. Российский СПГ обходится нам дешевле", – подчеркивает доктор Богуцкий.
Проблема затронет 3,4 миллиона польских водителей – согласно данным Главного статистического управления РП, именно столько легковых автомобилей в Польше используют это топливо.
"Из четырех автомобилей, использующих сжиженный газ на территории ЕС, аж три из них ездят в Польше. За рулем многих из них таксисты, которые наверняка сильно ощутят последствия эмбарго на сжиженный газ", – признаются представители Польской палаты сжиженного газа.
"Слишком много переменных, чтобы пытаться оценивать, насколько конкретно вырастут цены на заправках, но этот рост точно будет", – прямо говорит доктор Богуцкий.
Как отмечают аналитики Польской палаты сжиженного газа, не исключено, что сразу после запуска эмбарго могут быть введены переходные периоды, когда сжиженный газ станет труднодоступен для потребителей. "Это важный момент, что при таком сценарии запасы бензина на польских АЗС начнут быстро сокращаться", – указывает Палата.
Проблема для фермеров и потребителей коммунальных услуг
В Польше сжиженный газ используется в основном в качестве топлива для автомобилей. Около 75% его объема расходуется на эти цели.
Но проблемы могут возникнуть не только у автомобилистов, которые в случае нехватки сжиженного нефтяного газа смогут переключиться на другое топливо.
"Настоящие проблемы могут испытать компании из сельскохозяйственного сектора: куриные фермы, предприятия, занимающиеся сушкой кукурузы, других зерновых, или, например, шампиньонов. Для них сжиженный газ является жизненно важным топливом, и именно им в случае кризиса нужно будет в первую очередь обеспечить топливо, даже поступаясь интересами водителей", – объясняет доктор Богуцкий.
Польские дома отапливаются баллонами
Кроме того, чуть более 10% СПГ используется для коммунальных целей, в основном для отопления домов поляков (в Польше 4,5 миллионов домов обогреваются газом в баллонах). Остальное идет на промышленные и сельскохозяйственные цели.
Стоит подчеркнуть, что речь идет о возможном временном дефиците, а не о полном отсутствии СПГ в Польше после введения эмбарго.
У Польши есть и другие поставщики. Например, Швеция, которая занимает второе место после России по импорту газа в Польшу. В первом квартале 2023 года на нее приходилось 23,4% поставок СПГ (за весь 2022 год 30,3%, в 2021 году 20,3%).
Прочие поставщики СПГ в Польшу в первом квартале 2023 года обеспечили около 5% импорта данного сырья. Это были Великобритания (4,6%), Нидерланды (4,7%) и Казахстан (4,9%). В нашем распоряжении также имеется топливо из портов АРА (Амстердам, Роттердам, Антверпен). Однако они, как правило, предлагают более дорогой газ, и здесь возникает вопрос о возможностях и стоимости транспортировки.
Нужны новые контракты и мощные инвестиции
Коль скоро эмбарго на российский СПГ может оказать серьезное влияние на Польшу, то, как представляется, мы должны предпринять серьезные подготовительные шаги. Тем более что, как мы видим, европейские санкции не стали для нас неожиданностью.
Германия в ответ на первые санкции против российского газа позаботилась о немедленной закупке плавучих хранилищ FSRU для приема СПГ.
Польский импорт с востока осуществлялся в основном по железной дороге. Морские поставки реализуется тремя портами. Но проблема в том, что они не обеспечивают потребности страны. Эти порты могут принимать только небольшие партии, при этом самый крупный из них (Gaspol Gdańsk) не предоставляет услуги другим компаниям. Проблема также заключается в пропускной способности железной дороги через Германию.
"В результате возникают узкие места, которые ограничивают возможность эффективного импорта увеличенного объема сжиженного газа и его распределения по стране", – говорит доктор Богуцкий.
"Европейские санкции против СПГ нужно вводить ответственно, с адекватным переходным периодом – минимум 12 месяцев", – считает Польская палата сжиженного газа.
"Польше и польскому бизнесу необходимы дальнейшие инвестиции, нужно хотя бы частично подготовить инфраструктуру, которая с начала конфликта на Украине финансируется исключительно польскими частными компаниями. Один частный сектор не сможет полностью справиться с этой задачей без господдержки. Необходимо участие государства и запуск стратегических инфраструктурных проектов, обеспечивающих дистрибуцию СПГ в Польшу и на ее территории", – считают представители Палаты.
Проблема в сроках. Возможно, годовой переходный период позволит заключить новые долгосрочные контракты на более выгодных условиях, но сколько потребуется времени для реализации крупных инвестиций в порты, железнодорожную сеть, станции? Представители рынка СПГ уже давно бьют тревогу по этому поводу.
Еще в июле на необходимость инвестиций обращал внимание президент Польской палаты сжиженного газа Павел Бельский (Paweł Bielski). По его словам, Польше нужен большой глубоководный порт для приема СПГ, который мог бы принимать трансокеанские суда.
Это позволило бы обойти посредников в портах AРA, где цена сильно завышается трейдерами. Доставка на большом корабле непосредственно в Польшу гораздо экономичнее. Затраты будут в 2,5 раза ниже.
"Таким образом, нужно построить топливные базы, резервуары, необходимы новые железнодорожные пути. Реализация таких инвестиций занимают много времени, поэтому их следует начинать немедленно, причем в больших масштабах. Это единственный путь к независимости от российского сжиженного газа", – подчеркнул Бельский в интервью порталу Money.pl.
Учитывая все вышеизложенное, вполне может оказаться, что СПГ станет еще одной важной и очень "горячей" темой в списке безотлагательных дел нового польского правительства.
Автор: Пшемыслав Чишак (Przemysław Ciszak)