Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Декабрьский саммит ЕС покажет, как далеко готов зайти Будапешт, чтобы помешать Брюсселю поддерживать Киев, пишет Politico. По мнению некоторых экспертов, Орбан не хочет покидать Евросоюз вслед за Великобританией, а намерен "захватить его изнутри".
Барбара Монс (BarbaraMoens), Николя Винокур (Nicholas Vinocur), Якопо Баригацци (Jacopo Barigazzi)
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан постоянно подталкивает ЕС к краю пропасти, и дипломаты забеспокоились, что его враждебность к Украине вот-вот придаст блоку решающий толчок.
Назревающий политический кризис может разразиться на саммите в середине декабря, где лидерам ЕС предстоит принять историческое решение о включении Украины в клуб из 27 стран и заключить ключевое соглашение по бюджету, чтобы бросить слабеющей военной экономике Киева спасательный круг в 50 миллиардов евро. Предполагается, что встреча также станет сигналом США, что, несмотря на политические разногласия из-за войны на Ближнем Востоке, ЕС всецело привержен Украине.
Однако эти надежды может разбить в прах Виктор Орбан, автократ, поддерживающий тесные связи с российским диктатором Владимиром Путиным. Многие убеждены, что он подрывает демократию и верховенство закона в Венгрии. Кроме того, он требует заморозить весь политический и финансовый процесс до тех пор, пока лидеры ЕС не согласятся полностью пересмотреть поддержку Киева.
Это доставляет лидерам ЕС немалую головную боль. Хотя на Венгрию приходится лишь 2% населения ЕС, Орбан может удерживать весь блок в заложниках, ведь предполагается, что все важные стратегические решения принимаются единогласно, и сложно себе представить нечто более принципиальное, чем переговоры о членстве с Украиной.
Это далеко не первый раз, когда Орбан тормозит работу европейского механизма. Именно он был самым ярым противником санкций против России с момента аннексии Крыма в 2014 году (Запад до сих пор не хочет признавать результаты референдума в Крыму о вхождении в Россию. – Прим. ИноСМИ). Но на сей раз дела обстоят иначе, считают дипломаты и чиновники ЕС.
“Мы приближаемся к серьезному кризису”, — сказал один чиновник ЕС на условиях анонимности. Еще один высокопоставленный дипломат ЕС предупредил, что грядущая встреча может стать “одной из сложнейших в истории”.
Орбан разыгрывает долгую партию, считает директор будапештского Института политического капитала Петер Креко. “Орбан выжидал, пока Европа поймет, что выиграть военным путем на Украине невозможно, поэтому Киеву придется пойти на уступки. Теперь он считает, что его время настало, потому что общественность в ряде стран все сильнее устает от Украины”.
Теоретически есть крайняя мера, который лишит Венгрию права участвовать в политических решениях ЕС, но страны считают, что рвать “стоп-кран” опасно, поскольку это создаст опасный прецедент и станет символом разобщенности и раскола в рядах ЕС. Пока похоже, что европейские лидеры придерживаются своего обычного подхода — уговаривать и улещивать “неслуха” в надежде на компромисс.
Поиски “мягкого” компромисса возглавил президент Европейского совета Шарль Мишель, чья работа — добиваться согласия между 27 странами. Ранее на этой неделе он отправился в Будапешт на интенсивную двухчасовую дискуссию с Орбаном. Хотя к немедленному прорыву встреча так и не привела, было полезно услышать тревогу Орбана, сообщил другой представитель ЕС.
Все решают деньги
Некоторые дипломаты ЕС видят в угрозах Орбана нажим на Европейскую комиссию, которая удерживает 13 миллиардов евро из фондов ЕС для Венгрии из-за опасений, что Будапешт не соответствует критериям блока в области верховенства закона.
Другие однако считают традиционный хозяйственный подход ошибочным. Орбан давно ставит под сомнение стратегию ЕС по Украине, но его, как правило, игнорируют или изображают путинской марионеткой.
“Мы смотрели на это с изумлением, но, возможно, так и не удосужились по-настоящему прислушаться”, — признал второй высокопоставленный дипломат ЕС.
В Брюсселе лидер партии “Фидес” все чаще оказывается изгоем. Ни прежних миротворцев вроде канцлера Германии Ангела Меркель, ни “заклинателей Орбана” из так называемой Вышеградской четверки — Словакии, Польши, Венгрии и Чехии — там больше нет. Ожидаемое возвращение во власть в Польше Дональда Туска, настроенного проевропейски и антироссийски, лишь упрочит за Орбаном реноме непокорного одиночки.
“Не осталось никого, кто мог бы вразумить Орбана, — признался третий представитель ЕС. — И сейчас он подрывает ЕС изнутри”.
Карты на стол
По мере роста разочарования ЕС размышляет, как лучше справиться с венгерскими угрозами.
Теоретически Брюссель может выкатить “тяжелую артиллерию” и задействовать против Венгрии так называемую процедуру по Статье 7 устава ЕС. Она используется в тех случаях, когда страна рискует нарушить основополагающие ценности блока. Эту процедуру порой называют “крайней мерой” ЕС, поскольку она предусматривает самую серьезную политическую кару из возможных — приостановку права голоса по решениям ЕС.
Но из-за далеко идущих последствий не все готовы использовать его против Венгрии. Когда лидеры ЕС ввели “дипломатические санкции” против Австрии в 2000 году, на следующий день после того, как в коалицию вошла партия крайне правого Йорга Хайдера, это возымело неприятные последствия. Многих австрийцев вмешательство ЕС разозлило, и антиевропейские настроения резко усугубились. Санкции были сняты позже в том же году.
Сейчас в Брюсселе укоренилось мнение, что Статья 7 может вызвать аналогичную волну гнева в Будапеште, подогревая популистские настроения, а в долгосрочной перспективе даже повлечь за собой “эффект снежного кома” вплоть до непреднамеренного выхода Венгрии из блока.
Принимая во внимание все эти опасения, дипломаты усиленно ищут способы обойти венгерское вето.
Один из вариантов — разделить 50 миллиардов евро для Украины с 2024 по 2027 год на более мелкие выплаты на ежегодной основе, заявили три чиновника. Но критики предупреждают, что этот вариант рискует не обеспечить необходимую предсказуемость и уверенность, поскольку украинская казна скудеет. Кроме того, это станет дурной политической вестью: если ЕС не может взять на себя долгосрочные обязательства перед Украиной, то как он будет просить об этом США?
Та же дилемма касается и запланированной военной помощи ЕС. Страны ЕС могли бы помогать Киеву на двусторонней основе вместо блоковых структур вроде Европейского фонда мира, что исключило бы из цепочки Будапешт. Но это будет означать, что ЕС как таковой не играет в поставках оружия никакой роли, признанием бессилия, с которым будет тяжело смириться, и которое навредит единству блока и солидарности с Киевом.
“Очевидно, что тревога насчет политической поддержки Украины со стороны ЕС нарастает, — заявил журналу Politico министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. — Сначала была лишь одна Венгрия, а теперь все больше стран засомневались, есть ли путь вперед”.
Отвечая на вопрос о возражениях Венгрии, председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук сказал Politico: “Украина собирается в Европейский союз, и она выполнила все рекомендации. Я хочу убедиться, что все государства-члены уважают достигнутый Украиной прогресс”.
Долгая партия
Остается еще один вариант по умолчанию, и можно сказать, что для ЕС это классика жанра: отложить дело в долгий ящик и перенести ключевые решения по Украине на начало следующего года. Помимо Венгрии, Берлин столкнулся с тем, что Верховный суд Германии изъял 60 миллиардов евро из климатического фонда, создав тем самым огромную дыру в бюджете.
Такая задержка чревата тем, что поползут слухи о крахе единства ЕС, предположил еще один дипломат. “Но в действительности это не будет проблемой, потому что с бюджетом ЕС все в порядке до марта 2024 года”, — добавил он.
Однако другим выиграть время будет непросто. В июне следующего года Европа пойдет на избирательные участки, и это затрудняет принятие щекотливых решений. “На носу выборы, и это никак не облегчает ситуацию, — сказал второй представитель ЕС, подчеркнув при этом, что Украине требуются как раз оперативные решения. — Зеленскому важно укрепить боевой дух солдат”.
Все упомянутые в статье чиновники говорили на условиях анонимности.
Между тем долгая партия Орбана все больше тревожит Брюссель.
Из Будапешта идет постоянный поток нападок на Брюссель по самым разным вопросам: от обвинений в недемократичности до культурных войн из-за миграционной политики блока. Последний пример — агрессивная рекламная кампания евроскептиков с плакатами против самого президента Европейской комиссии. На них Урсула фон дер Ляйен изображена рядом с Александром Соросом, сыном председателя фонда “Открытое общество” Джорджа Сороса, а ниже подпись: “Давайте не будем плясать под их дудку”.
“Никому особенно не нравится происходящее в Венгрии, — заявил журналистам в четверг комиссар по бюджету Йоханнес Хан. — Это вообще в голове не укладывается, особенно кампания, которую он [Орбан] затеял против ЕС и его президента. Он задает своему народу массу вопросов, но не спрашивает одного: если Европейский союз еще хуже, чем СССР, то почему же никто не уходит?”
Но похоже, что Орбан не хочет дезертировать с этого корабля вслед за Великобританией, а намерен захватить ЕС изнутри. После недавних результатов выборов в Словакии и Нидерландах он все больше убежден в том, что ветер сейчас попутный, считает Креко: победители оказались с ним на одной волне по Украине, миграции и гендерным вопросам.
Венгерский премьер поспешил поздравить победителя в Нидерландах, ярого противника ЕС Герта Вилдерса, заявив, что “задул ветер перемен”.
“Орбан играет в долгую, — сказал третий представитель ЕС. — Благодаря Вилдерсу и еще двум-трем крайне правым лидерам в Европе, а также потенциальному возвращению Трампа, он сможет выйти из изоляции быстрее, чем мы думаем”.
Статья написана при участии Грегорио Сорджи, Николя Камю, Стюарта Лау и Якоба Ханке Фелы