Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа пребывает в унынии из-за необходимости выделять Украине обещанные деньги и выполнять прочие обязательства, пишет Economict. У стран ЕС хватает внутренних проблем. На фоне всеобщей заминки крепнут рейтинги оппозиционных Брюсселю политиков, таких как Виктор Орбан и Герт Вилдерс.
Приближается время праздников — а значит, и время для некоторых незыблемых европейских традиций. По всей Германии начали работу сверкающие огнями рождественские ярмарки, голландцы скоро по какой-то необъяснимой причине всем напоказ вымажут лица черным гримом, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в очередной раз намеревается испортить настроение лидерам ЕС на саммите, проходящем в конце года. Брюсселю в декабре всегда непросто. Брюссель — место, где трудные решения по той же самой традиции откладывают на последний момент, а нескончаемый дождь настроения, увы, не прибавляет. Увы, 2023 год вряд ли закончится на оптимистической ноте. Венгерский похититель Рождества сегодня особенно сварлив и вспыльчив, а уже очень скоро этот Гринч может получить нового союзника с правого фланга — ведь голландец Герт Вилдерс победил на выборах 22 ноября. Ситуация усугубляется еще и тем, что бюджетная неразбериха в Германии угрожает хаосом финансам Евросоюза, которые и без того в большом напряжении. Запланированный на 14-15 декабря саммит должен был пролить на Украину потоки денежных ливней и сулил ей долгожданное обещание о принятии ее в Евроклуб. Но теперь шансов на вступление и финансовое благополучие становится все меньше.
В последние недели Европу охватили тоска и уныние. Когда лето сменилось осенью, стало предельно ясно, что украинское контрнаступление, которое должно было "привести в чувство" Россию и "образумить" ее, полностью выдохлось. Прежде сплоченный в вопросах поддержки Украины ЕС (за исключением Орбана) раскололся и стал бесполезным, когда на Ближнем Востоке началась война. Шансы Дональда Трампа на возвращение в Белый дом молниеносно перешли из разряда "это невообразимо" в категорию "что будем делать, если...".
Европа, по крайней мере, впала в эту геополитическую панику, имея четкий план по выполнению своего долга перед Украиной. Пока Америка делала самую тяжелую работу, предоставляя военную помощь, особенно в начале конфликта, ЕС мог гордиться тем, что помогает более деликатными способами. Разместив у себя с 2022 года миллионы беженцев, Европа внесла и другой вклад, гарантировав Украине будущее. Чтобы в такие гарантии поверили, нужны были деньги. В июне Киеву было обещано 50 миллиардов евро, чтобы правительство не обанкротилось до конца 2027 года. Что самое важное, Украине было сказано, что она когда-нибудь обязательно станет членом клуба, и после военных действий это будет для нее гарантией процветания, благодаря чему она сможет освободиться от удушающей хватки "реваншистской России". Декабрьский саммит должен был закрепить прогресс на обоих направлениях. А еще подтвердить выделение денег. Украина должна была перейти на следующий этап вступления в ЕС — то есть начать официальные переговоры (восемь стран поменьше, в том числе шесть западнобалканских, тоже участвуют в этом многолетнем процессе). Но, судя по разговорам со знающими людьми, еврочиновники могут отложить выделение денег и планы о расширении. А то и сделать нечто похуже.
Для начала про деньги. Орбан несколько месяцев подавал сигналы о том, что он против выделения дополнительных средств Украине. А это проблема, так как для принятия решения нужно согласие всех 27 членов ЕС. Его непреходящее стремление смотреть на все с позиций, похожих на позиции Кремля — это один фактор. Второй фактор заключается в том, что Брюссель уже несколько лет лишает Венгрию доступа к некоторым программам расходов ЕС на том основании, что Будапешт пренебрегает демократическими нормами, такими как независимость судебной власти. Уже несколько месяцев ЕС полагает, что сможет выйти из сложившейся ситуации старым и проверенным методом, а именно — уступив шантажу Орбана, как минимум, отчасти. Брюссель считает, что возможность получить хотя бы часть из 30 миллиардов евро замороженных средств заставит венгерского лидера подчиниться воле Евросоюза. Такое уже случалось в прошлом, когда он грозил применением вето, например, при введении санкций.
Но кучи денег на сей раз может оказаться недостаточно. Во-первых, Орбан считает, что он абсолютно прав, и полон решимости донести свои взгляды до ЕС. Он хочет объяснить Брюсселю, что тот должен был прислушаться, когда он, Орбан, предупреждал о грозящем ЕС втягивании в долгий конфликт. Еще одну палку в колеса может вставить Германия. 15 ноября немецкий конституционный суд постановил, что использование средств многочисленных внебюджетных фондов, при помощи которого правительство обходило навязанный самому себе "долговой тормоз", является неконституционными. Сейчас Германия думает о спешной перегруппировке своих финансов. Это, в свою очередь, поставит под угрозу запланированное увеличение бюджета Евросоюза, из которого достаются средства на финансирование Украины. Все, кроме Орбана, довольны тем, что деньги идут в Киев; но в ЕС нет единого мнения относительно отдельного запроса Еврокомиссии на 50 миллиардов евро, которые должны пойти на оплату других вещей. Скажем, на увеличение съеденных инфляцией зарплат брюссельских чиновников, на новые схемы по сдерживанию миграции и так далее. Действующие в духе скряги Скруджа Макдака правительства, например, голландское и шведское, против выделения дополнительных средств. Германия тоже засомневалась, а теперь говорит, что у нее связаны руки. Отделить украинские 50 миллиардов от остальных 50 миллиардов будет непросто с политической точки зрения, а договориться по всему пакету до конца года еще сложнее.
В перспективе ничего хорошего
Никто особо не сомневается, что со временем Украина получит свои деньги. Но эти средства могут опоздать, потому что есть риск того, что власти в Киеве столкнутся с нехваткой денег уже в начале 2024 года. Либо же их будут направлять по частям, в основном бессистемно. Это подорвет доверие к ЕС, особенно если начало переговоров о вступлении также отложат. Украина выполнила все требования (с оговорками), чтобы перейти на новый этап вступления. Но этого недостаточно венграм, которые грозят применением вето. Вилдерс, чьи депутаты на следующей неделе займут места в парламенте, тоже резко критикует идею расширения. Перенос начала переговоров о вступлении на весну, о котором думают многие, вряд ли будет иметь существенное значение, так как процесс вступления в ЕС занимает годы. Но если Украина не сможет благополучно преодолеть муки начального процесса, на последующих этапах это не сулит ей ничего хорошего. Тогда ей придется убеждать членов ЕС, что те огромные деньги, которые получает Киев, надо потратить на строительство дорог и обогащение украинских фермеров.
Путинcкий приятель Орбан довел ЕС до ручки из-за УкраиныДекабрьский саммит ЕС покажет, как далеко готов зайти Будапешт, чтобы помешать Брюсселю поддерживать Киев, пишет Politico. По мнению некоторых экспертов, Орбан не хочет покидать Евросоюз вслед за Великобританией, а намерен "захватить его изнутри".
01.12.202300
Свара из-за денег и расширения грозит потерей темпов. То единство и сплоченность, которые позволяли Европе держаться с достоинством в самом начале конфликта, сегодня уже никто не может гарантировать. А если учесть, что и в поддержке Соединенных Штатов нет никакой уверенности, то станет ясно, что Европе не время терять самообладание. Ставки настолько высоки, что оптимисты считают сделку с ЕС неизбежной. Будем надеяться, что они правы. Ведь если Европе не хватит силы воли, чтобы обеспечить Украине процветание, в Кремле на святки веселья будет намного больше, чем на Банковой.