Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ежемесячный доход Москвы от экспорта нефти сейчас оказался выше, чем до начала спецоперации на Украине, сообщает Bloomberg. Это говорит о том, что санкционная политика Запада в отношении поставок российского "черного золота" провалилась.
Провал западных санкций против экспорта российской нефти можно увидеть воочию, выплыв на катере из порта греческого города Йитион. Два проржавелых нефтяных танкера общим возрастом 57 лет стоят всего в нескольких метрах друг от друга. Личности владельцев и страховщиков неизвестны. Суда ходят под единственным в мире флагом, который морские власти записали в “крайне рискованные”. А пункт назначения (а с ним и источник прибылей для России) остается загадкой.
Подозрительны даже их передвижения. Цифровые системы слежения показали, что 26-летняя “Турба” продрейфовала более четырех миль, покуда 275-метровая “Симба” сливала в нее топливо прямо на глазах у съемочной группы Bloomberg. В тот же сентябрьский день, когда произошла эта перевалка, поблизости находилсь более десятка подобных судов из гигантского “теневого флота”. И все они проделывали те же самые операции — или как минимум готовились.
Санкционное соглашение, которому на этой неделе исполнился год, заключалось с тем, чтобы урезать финансы Кремля на проведение СВО на Украине. Для этого был установлен потолок цен на российскую нефть морской перевозки на уровне 60 долларов за баррель — на 24 доллара ниже средней рыночной цены за предшествующие 12 месяцев. Но вместо этого вымахал целый бизнес (и весьма прибыльный) из множества торговцев и судоходных компаний, которых трудно или почти невозможно отследить. Согласно данным, собранным агентством Bloomberg, в общей сложности с того момента, когда нефть покидает Россию, до того, когда она достигает покупателей, с радаров “исчезает” до 11 миллиардов долларов в год.
По условиям ценового потолка компании из стран G7 не могут доставлять и страховать российскую нефть, если та продается дороже 60 долларов. В то же время Европейский союз запретил почти весь нефтяной импорт из России, которая прежде была его основным поставщиком, и тем толкнул Москву в объятия двух мощных клиентов: Китая и Индии.
Санкции разрабатывались с тем, чтобы ограничить нефтяные доходы России, избежав при этом скачка мировых цен на энергоносители. Однако они невольно привели к столь масштабной перестройке финансовой архитектуры морской нефтеторговли, что, по мнению некоторых экспертов, откатить все назад по окончании конфликта и после снятия санкций будет весьма непросто. Кроме того, эти меры усугубили страх экологической катастрофы и позволили невидимым нефтяным доходам пополнить казну Кремля для продолжения украинского конфликта.
“˶Теневой флот˝ и альтернативы западному морскому страхованию сами по себе не новость. Иран пользуется ими уже много лет. Но теперь, когда к ним прибег столь крупный производитель, как Россия, эти меры стали еще более распространенными”, — сказал старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Эдди Фишман. В прошлом он разрабатывал карательные меры против Ирана и России, а ныне ратует за применение вторичных санкций, чтобы придать действующим правилам эффективность. “Без согласованных шагов, которые повысят издержки за использование некачественных альтернатив западным услугам, они будут лишь расширяться и превратятся в структурную особенность мировой нефтеторговли”, — предупредил он.
Хотя появились первые признаки того, что Запад пытается поставить заслон обходным путям России, власти Греции утверждают, что они не в силах предотвратить тайную морскую деятельность у своего побережья. Перевалка происходит в международных водах, которые начинаются в шести милях от береговой линии Лаконского залива, где и встретились “Турба” и “Симба”.
Испания, еще одно государство – член ЕС, смогла пресечь подобную деятельность в начале этого года, и самым видным исключением осталась именно Греция — владелица крупнейшего в мире танкерного флота. Строго соблюдая ценовой лимит, греческие суда перевалили в этом году российской нефти больше своих конкурентов. Больше них пришлось лишь на собственно российские суда.
Греческие судовладельцы смогли продолжить торговлю, не нарушая правил ЕС, поскольку дипломаты и лоббисты этой страны убедили другие государства-члены смягчить меры — иначе грузоотправители не смогли бы торговать с Россией. По данным судоходства, греческие суда перевезли в 2023 году 20% всех российских поставок нефти, включая почти треть ее экспорта флагманского сорта Urals.
Кто торгует российской нефтью?
Число грузов российской нефти за 2023 год, согласно гражданству судовладельца (по данным Bloomberg)
Теневой флот: всего 771 / Urals 423
Греция: всего 337 / Urals 284
Россия: всего 413 / Urals 156
Другие страны: 142 / Urals 92
Как долго это будет продолжаться, неизвестно. Но ширящаяся роль теневого флота очевидна: в этом году на него пришлось порядка 45% всей российской нефти.
Теневой флот “укрепляется”, сказал главный исполнительный директор управленческого подразделения Frontline Ларс Барстад. Его компания владеет рядом крупнейших в мире супертанкеров. “И это будет продолжаться до тех пор, пока надзорные органы не примут соответствующих мер”, — добавил он.
Судовладельцы и торговцы помогли России обойти пакет санкций, который изначально подавался как решительный шаг и первая в своем роде попытка искусственно ограничить цену на товар международной торговли.
Доходы России от нефтедолларов, ее основного источника налоговых поступлений, в период с апреля по октябрь почти удвоились. По расчетам Bloomberg на основе данных Министерства финансов России, чистый доход от нефти в октябре в размере 11,3 миллиарда долларов составил 31% от всех поступлений в российский бюджет за этот месяц. Это не только высочайший показатель с мая 2022 года, но и превышает любой месяц до ввода войск на Украину — при том, что изначально конфликт повлек за собой огромную волатильность экспорта.
Отечественные судовладельцы и “теневой флот” в совокупности перевезли более 70% российской нефти за первые девять месяцев 2023 года. Это позволило Москве не только сохранить контроль над собственным экспортом, но и постепенно повышать цены.
По официальным данным индийской таможни, средняя цена, уплаченная за российскую нефть в азиатской стране, в этом году составила 72 доллара за баррель. Это на 12 долларов выше цены, заявленной в пункте экспорта из России, отмечает Киевская школа экономики (КШЭ), которая выступает за жесткие санкции против Москвы.
Данные Argus Media, на которых строится политика G7, демонстрируют аналогичный разрыв начиная с марта. Поскольку в этом году Россия экспортировала около 3,5 миллионов баррелей нефти в день, порядка 11 миллиардов долларов ушло на так называемый “разброс поставок”. Часть этой суммы представляет собой законные расходы на доставку, но почти вся она проходит через анонимных торговцев или неизвестные транспортные компании.
До начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года основная часть российской нефти продавалась крошечной кликой сверхмощных торговцев в городах вроде Лондона и Женевы.
Основными игроками были Vitol Group, Glencore и Trafigura Group. В 2021 году они в совокупности перевезли примерно 40% российской нефти марки Urals. Эта тройка компаний официально прекратила заниматься российской нефтью вскоре после начала спецоперации на Украине, когда над отраслью нависла перспектива санкций. На смену им пришла армия более мелких и мутных организаций с неясной государственной принадлежностью и штаб-квартирами, разбросанными от Гонконга до Дубая.
За исключением российского “Лукойла”, Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Indian Oil, сегодняшняя "пятерка" крупнейших покупателей российской нефти на момент начала боевых действий на Украине прозябала в безвестности. По данным КШЭ и документам компании, одна из них вообще была зарегистрирована уже после начала конфликта.
Некоторые из них, Bellatrix Energy (чье название вдохновлено персонажем из вселенной Гарри Поттера по имени Беллатриса) и Nord Axis, тесно связаны с российскими производителями. Так, по данным КШЭ, за первые девять месяцев 2023 года Bellatrix Energy обработала около 20% поставок "Сургутнефтегаза" — третьего по величине экспортера страны. В 2021 году, в первый год после регистрации, компания сидела без дела. При этом Nord Axis, основанная в Гонконге 15 февраля 2022 года (всего за девять дней до начала спецоперации на Украине), покупает сырье только у “Роснефти”. И в этом году ведущая российская компания провела через начинающую фирму почти треть своих продаж.
“Все это просто уходит в подполье, — сказал Ади Имсирович, бывший глава нефтяного отдела Gazprom Marketing and Trading, британской компании, принадлежавшей российскому энергетическому гиганту, а ныне директор Surrey Clean Energy. — И мы не знаем ни кто, что и как делает, ни что куда идет”.
В рамках слежки за “Турбой” и “Симбой” — двух судов, участвовавших в тайной перевалке у берегов Греции в сентябре — мы провели глобальный поиск, охватывающий пространство от Камеруна до Эстонии, Маршалловых и Сейшельских островов, Шри-Ланки, Великобритании и Украины.
Международная морская организация под эгидой ООН хранит базу данных судов, где зарегистрированы компании-владельцы и отмечено, под каким флагом они ходят. Что характерно, оба судна шли под флагом Камеруна — единственной национальной юрисдикцией, которую Парижский меморандум, закрепивший контроль со стороны государства порта и обеспечивающий безопасность судоходства, считает “крайне рискованной” в международной торговле.
От рисков, включая разливы нефти и столкновения, “Турба” и “Симба” застрахованы фирмой Continental. Всего же она предоставляет свои услуги минимум девяти судам. Все они, кроме одного, по данным Bloomberg, ходят под флагом Камеруна и в прошлом году ходя бы раз заходили в российские порты. Речь идет о танкерах с провозной способностью почти в 10 миллионов баррелей.
У Continental есть номер телефона в Эстонии и адрес на Маршалловых островах, но не указано никаких сведений ни о руководстве, ни о финансах. Человек, поднявший трубку в Эстонии, попросил присылать вопросы по электронной почте, однако последующие электронные письма с просьбой дать комментарий остались без ответа. На сайте утверждается, что у компании имеется вторичная страховка от Lloyd’s of London.
Представитель Lloyd’s отказался комментировать отдельные договоренности и конкретных держателей страховых полисов, но отметил, что компания Lloyd’s сама по себе не перестраховочное общество.
Несколько чиновников из сферы страхования морских перевозок заявили, что никогда прежде о Continental не слышали и не смогли найти о компании никакой информации. При этом двух старших страховщиков насторожило то, что на сайте Continental нет раздела c регламентом.
“Турба” получает услуги по классификации (документацию, подтверждающую соблюдение международных морских правил) от компании Mediterranean Shipping Register (MSR). В качестве адреса указана улица Бейкер-стрит в Лондоне — дом литературного детектива Шерлока Холмса, который использует свыше 400 других компаний.
В базе данных на сайте Международной морской организации указано, что штаб-квартира MSR находится в Одессе. Корреспондент Bloomberg связался с указанным контактным лицом. Собеседник сначала усомнился в том, что MSR предоставляет классификационных услуги судну “Турба”, а на дальнейшие звонки и сообщения не ответил вовсе. Чтобы предоставить услуги по классификации, компании необходимо международное признание государства флага. MSR признают Камерун и Танзания. Судя по финансовым отчетам, представленным в реестре компаний Великобритании, в июле 2022 года активы MSR составляли 100 528 фунтов стерлингов (115 000 долларов).
Представители министерства транспорта Камеруна на запросы о комментариях не ответили.
Связаться с зарегистрированными владельцами ни одного из кораблей не удалось. В полдюжине международных баз данных о владельцах зачастую приводятся противоречивые сведения. Так, в качестве зарегистрированных владельцев “Турбы” и “Симбы” указаны Scoot Chartering и Lorni Marine, соответственно. Что характерно, у них общий деловой адрес на Сейшельских островах.
Человек, ответивший на звонок в компании AC Management, которая оказывает корпоративные услуги на Сейшельских островах, попросил направить запросы по электронной почте. Однако электронное письмо, отправленное на указанный адрес, вернулось, а последующие звонки остались без ответа.
Организация со штаб-квартирой в Токио, которая отслеживает данные портовой инспекции и ведет собственную базу данных, указывает, что “Турба” эксплуатируется компанией Arnavy Shipping. При этом указывается несуществующий адрес 923, EW Perera Mawatha в Коломбо, Шри-Ланка: на этой улице нет стольких домов.
“За санкциями, безусловно, стоят благие намерения, — рассуждает старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Бен Кэхилл. — Но дело в том, что в итоге они привели к тому, что огромный флот ржавеющих танкеров работает вне досягаемости надзорных органов Запада — к тому же наверняка с некачественной страховкой”.
Все это не прошло незамеченным. С 12 октября минфин США наложил санкции на восемь нефтяных танкеров за нарушение ценового потолка. Шесть принадлежали российской государственной компании “Совкомфлот”. Власти США также обратились к операторам около 100 судов с просьбой предоставить информацию о возможных нарушениях. ЕС изучает перспективы системы уведомлений, которая потребует от властей разрешения на продажу или экспорт подержанных танкеров и грузовых судов. Это может осложнить членам ЕС вроде той же Греции продажу танкеров "теневому флоту". Великобритания же, со своей стороны, ввела санкции в отношении нефтяной компании со штаб-квартирой в Дубае из-за непрозрачной структуры собственности.
Министерство финансов США заявило о намерении увеличить российские издержки при доставке нефти.
“Мы собираемся присмотреться к ценовому пределу повнимательнее”, — сообщил Bloomberg во вторник советник президента Джо Байдена по энергетической безопасности Амос Хохштейн. Он добавил, что “минфин США и другие” принимают меры, чтобы доходы Москвы упали вслед за скачком цен на российскую нефть. “Мы будем принимать меры всякий раз, когда увидим необходимость снизить цену до установленного потолка или ниже”, — сказал он в кулуарах климатического форума COP28 в Дубае.
Однако главный вопрос заключается в том, действительно ли США и их союзники хотят сократить приток российской нефти в год выборов для Байдена — ведь это чревато скачком мировых цен на топливо. Если они на это не пойдут — а многие нефтеторговцы и аналитики к этому и склоняются — то у Москвы останутся в запасе обходные маневры: от собственного теневого флота до “поощрения” западных поставщиков, чтобы те смотрели сквозь пальцы, если трейдеры указывают ложную цену.
“У политиков всегда была двоякая цель: обеспечить стабильное снабжение рынка, но при этом снизить доходы России за каждый баррель, — сказал Кэхилл из Центра стратегических и международных исследований. — Очевидно же, что приоритет будет иметь главная задача. За последние полтора месяца точечные принудительные меры усилились, но вообще Россия вывела основную часть своего экспорта нефти и нефтепродуктов из зоны легкой досягаемости G7 и ее санкций”.
Авторы: Аларик Найтингейл, Джулиан Ли, Алекс Лонгли
Статья написана при содействии Бена Бартенштейна, Альберто Нарделли, Арчи Хантера, Шерри Су, Ануши Ондаатдже, Пиуса Луконга и Оньи Квинн