Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие старинные портретные фотографии полны обреченности и уныния, из-за этого создается впечатление, что люди того времени были слишком серьезными. Автор видеосюжета для Vox объяснил, почему нельзя было запечатлеть улыбку на первых "светописных снимках".
День свадьбы должен, по идее, быть самым счастливым в жизни, но почему тогда эти люди выглядят так, будто собрались на похороны? И речь не только об официальных мероприятиях — на старых фото не улыбаются ни подростки, ни дети, ни многочисленные усачи. В чем же дело?
Самое простое объяснение связано с продолжительностью выдержки, то есть тем количеством света, которое необходимо камере для записи изображения. Чем дольше открываются затворы, тем дольше пленка подвергается воздействию света. Ранним пленочным аппаратам требовалось больше времени, поэтому сохранять серьезное выражение лица было куда проще, чем улыбаться — ждать приходилось по нескольку минут.
Взгляните на это фото 1838 года авторства Луи Даге́ра. Оно размыто из-за того, что создание кадра заняло минут 10-15, и в процессе все люди переместились, за исключением разве что вот этого чистильщика сапог и его клиента.
Вы позируете для хорошего фото, а получается размытое — вот в чем была проблема, но ее удалось решить. Стремительное развитие кинотехнологий и возможности промышленного производства упростили и ускорили процесс съемки. В 1870-х передовые фотографы вроде Эдварда Мейбриджа уже делали снимки за считанные секунды.
Что выяснить реальную причину серьезных лиц на старых фото, нужно понять, что портрет значил для человека того времени. Помните: до появления фотографии портреты писали вручную. Процесс занимал много времени, но в результате работа хранилась долго и была единственной в своем роде. Дефицит повышал ценность портретов, и раннее искусство фотографии впоследствии переняло это отношение.
На рубеже 20-го века профессиональный юморист Марк Твен сказал, что "нет ничего более предосудительного для потомков, чем глупая, дурацкая улыбка, пойманная и зафиксированная навсегда". Да, это сказал человек, писавший о прыгающих лягушках. Но его точка зрения была типичной. Возьмем, к примеру, до странного популярную практику с позированием трупов для реалистичных портретов. Фотографии были не просто снимком, а путем в бессмертие, записью в Книге жизни.
Лучше понять мрачную атмосферу большинства портретов помогут случаи-исключения. В частных коллекциях по всему миру встречаются фото улыбающихся людей эпохи королевы Виктории. Уже в 1853 году Мэри Дилвинн удалось запечатлеть на фото улыбающегося мальчика.
Викторианцы не были несчастными перманентно — просто они серьезно относились к портретным съемкам. Когда фотоаппараты приобрели более широкое распространение, а качество фото улучшилось, то изменилась и эстетика, способствуя возвращению улыбок.
В дальнейшем искусство кино расширило возможности съемок моментов реальной жизни. Портретам удалось вырваться из рамок технологии и эстетики живописи и открыть возможности для нового жанра. Улыбаться люди умели всегда, нужно было просто научиться это показывать.
Одна из моих любимых фотографий с улыбающимся человеком датируется началом 1900-х годов, когда проходила антропологическая экспедиция в Китай. Ее автор — Бертольд Лёффлер, а сам снимок хранится в Американском музее естественной истории. Он просто идеален и как нельзя лучше показывает, что отношение к старым фотографиям обусловлено эстетикой, а не технологиями. В отсутствии понимания о том, как фотография должна выглядеть, она могла выглядеть, как угодно. Именно с этой точки зрения данный снимок абсолютно прекрасен.