Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запланированный на эту неделю саммит ЕС – Западные Балканы может закончиться провалом, считает автор статьи Figaro. Оказывается, для ЕС на первом месте борьба с Россией. Поэтому он скорее готов взять в свои ряды Украину или Грузию. А остальных – в очередь.
Шесть стран, которые уже давно просят о вступлении в ЕС, опасаются, что их опередит Украина.
Лидерам шести стран Западных Балкан не до веселья: в среду они приезжают на очередной саммит с ЕС в Брюсселе. Вот список разочарованных политикой ЕС стран, которые опасаются, что в очереди в ЕС Украина "пролезет" впереди них: Северная Македония, Албания, Косово, Сербия, Черногория и Босния-Герцеговина уже давно топчутся у дверей Евросоюза. Без надежды присоединиться к нему в ближайшем будущем.
После обещаний, данных на саммите в Салониках в 2003 году, разочарования жителей Западных Балкан продолжаются. А время летит. В следующем году Северная Македония отметит двадцатую годовщину подачи заявки на членство в ЕС. Сербия достигла решающей стадии переговоров в 2014 году, Черногория – в 2012 году. И так все ждут по 10-20 лет. Албания провела свою первую межправительственную конференцию по вступлению в ЕС в июле 2022 года и ожидает второй. Косово находится в тупике: пять государств-членов ЕС отказываются признавать этот "автономный край" самостоятельной страной. Единственное исключение: из-за новой войны в Европе хрупкой конфедерации Боснии и Герцеговины (БиГ) разрешили начать переговоры о вступлении в ЕС в конце этой недели. Украина на фоне балканских стран выглядела любимым учеником, но вето венгерского премьера Орбана на ее вступление может затормозить процесс.
"Расширение страдает как от дефицита предложения, так и от недостаточного спроса: Европа больше не очаровывает", — резюмирует Димитар Бечев, старший научный сотрудник европейского Центра политических исследований.
Что касается предложения, то государства, уже являющиеся членами Евросоюза, а также их правительства неохотно проводят эту политику, опасаясь, что она принесет не только выгоду, но и издержки: настороженность отдельных членов, снижение их уже сложившегося влияния на институты Брюсселя или сокращение выплат из бюджета ЕС. А как насчет спроса? "Если членство — это в лучшем случае долгосрочная перспектива, зачем выполнять требования ЕС по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, реформировать судебную систему или добросовестно выполнять требования Брюсселя по вопросам экономики или государственной политики?" - услышала я недавно от одного болгарского аналитика. Это впечатление подтверждает и Малинка Ристевская, македонский эксперт по европейским делам, бывший директор Института европейской политики в Скопье. "В Северной Македонии больше не надеются на преобразовательную сторону европейской интеграции. Наоборот, интеграция оказывает негативное влияние на реформы. И это оказывает глубоко деструктивное воздействие на социальную сплоченность страны".
Ожидается, что саммит ЕС – Западные Балканы вызовет новые разочарования. "Я думаю, что некоторые лидеры Западных Балкан будут немного похожи на нас, когда мы были детьми, и нам обещали дорогие подарки на Рождество, а потом дарили что-то скромное", — заявил во вторник высокопоставленный представитель Европейского Совета. Однако, по мнению Малинки Ристевской, лидеры Западных Балкан сделают все возможное, чтобы показать себя с лучшей стороны. "Они оказались между конструктивным отношением к предложению ЕС, которое, как они знают, неадекватно, и тем, что им нужно представить своим избирателям как успех".
"Рождественские подарки" вряд ли должны выходить за рамки заявления, свидетельствующего о глубине отношений между ЕС и Западными Балканами, и объявления о новых проектах, призванных приблизить эти страны к ЕС. В 2021 году ЕС выделил им 30 миллиардов евро, попросив еще подождать. Во время недавней поездки по региону глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала выделить еще 6 миллиардов евро, включая 2 миллиарда в виде грантов и 4 миллиарда в виде кредитов. "Она пошла раздавать то, что есть в пересмотренном европейском бюджете. Но согласия по этому поводу пока нет", — говорит раздраженно европейский дипломат.
Проблема Западных Балкан не только не рассматривалась ЕС последовательно в течение двадцати лет, но и отошла на второй план после начала конфликта на Украине в феврале 2022 года. Приоритет теперь отдается Украине и Молдавии, а также Грузии и БиГ (Боснии и Герцеговине). Две последние страны подозревают в слабости в виде желания сотрудничать с Москвой. Поэтому есть смысл взять их в Евросоюз с учетом геостратегических интересов ЕС: чтобы устранить "хрупкость в отношении Москвы". "Западные Балканы входят в группу стран, зашедших в тупик", — резюмирует дипломат ЕС.
Премьер-министр Албании Эди Рама твердо заявил во время стратегического форума в Бледе в конце августа 2023 года: "Кто на кого тут должен напасть, какую войну начать, чтобы получить членство быстрее, чем Украина? (…) А то мы все готовы сесть в один поезд с Украиной, если она едет так быстро". Эти опасения разделяют некоторые государства-члены. Было бы геостратегической катастрофой, если бы Еврокомиссия изучала заявку Украины "сквозь розовые очки", а в достижениях Западных Балкан выискивала недостатки "под лупой", сказал министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг газете Financial Times.
Но не только ЕС во всем виноват. Страны Западных Балкан, как и многие другие, стремящиеся вступить в ЕС, обладают талантом попадать в безвыходные ситуации. "Они устали находится в состоянии застоя, но ничего не делают, чтобы с этим бороться", - отмечает источник в ЕС. Можно перечислить недавние проблемы: Северная Македония до сих пор не пересмотрела свою Конституцию для урегулирования спора с Болгарией, Грузия продолжает заигрывать с Россией, Албания, которая стала хорошей ученицей, недавно рассорилась с Грецией по поводу задержании мэра, принадлежащего к греческому меньшинству.
Автор: Анна Рован (Anne Rovan)