Конгресс "кинул" Зеленского — и оставил в накладе сами США

Экс-главком НАТО Ставридис: Киеву придется отказаться от притязаний на Крым

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если Запад не откажет Украине в финансировании, она продержится еще год, а потом согласится на переговоры, пишет экс-главком НАТО Ставридис в статье для Bloomberg. При этом отобрать у России территории ВСУ не смогут, а от Крыма Киеву придется отказаться ради ЕС и НАТО.
Несчастный Владимир Зеленский. Приехал в Вашингтон с протянутой рукой и мольбой в глазах выпрашивать у могущественнейшего покровителя средства для защиты своей осажденной страны. Канули в прошлое хвалы его истинно черчилевскому непокорному духу, личному мужеству и решительному характеру. Вместо этого его принимают как незваного гостя и даже унижают (что характерно, представители обеих партий). Его корят за провал летнего контрнаступления, слабую подотчетность насчет уже оказанной помощи и отсутствие внятной стратегии.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Тем временем президент Владимир Путин у себя в Москве облизывается в предвкушении. Восстание ныне покойного главы группы “Вагнер” Евгения Пригожина подавлено, а поставки военной техники из Северной Кореи и Ирана налажены (судя по всему, эти страны вместе с Россией уже отчитались о поставках перед автором статьи, иначе откуда такая уверенность? – Прим. ИноСМИ). А его главный политический соперник Алексей Навальный загадочным образом сгинул в недрах ГУЛАГа (автор давно не получал от него писем? – Прим. ИноСМИ).
Западные санкции против России в лучшем случае дырявые. Экономика Путина растет, хотя и понемногу. А его армия – после поразительной слабости в первый год боевых действий – превратилась в мощных защитников за целыми поясами мин, заграждений и бронетехники, и все это под прикрытием авиации, которой Украине нечем ответить.
2023 год приближается к концу, и назревают два вопроса. Во-первых, каким окажется ближайшее будущее на поле боя? И, что еще важнее, чем это закончится?
Короткий и неудовлетворительный ответ на оба вопроса заключается в том, что будущее в лучшем случае туманно. Это серьезный конфликт, и попытки предсказать завтрашний день могут стоить генералам чинов, а лидерам — их империй.
Но можно твердо рассчитывать, что если США и европейцы продолжат наращивать военную помощь Киеву, выделив в общей сложности 100 миллиардов долларов (скромная сумма по сравнению с их совокупными оборонными бюджетами, превышающими 1,2 триллиона), то Украина, как минимум, сдержит дальнейшее продвижение российских сил. Еще больше утвердит нынешние позиции ВСУ прибытие в Киев американских истребителей F-16 грядущей весной и появление более совершенных ракетных систем (ATACMS и HIMARS) с разумным запасом боеприпасов.
Смогут ли украинцы весной 2024 года развернуть новое наступление? Вполне возможно, но появление роя беспилотников над полями сражений дает обороняющейся стороне реальное преимущество в бою. С недреманным оком всепогодных дронов с большим радиусом действия шансы провести неожиданный блицкриг равны нулю. В игру вступает железный закон сухопутной войны: в наступлении сил нужно втрое больше, чем в обороне.
Таким образом резоннее всего рассчитывать, что весной линия фронта останется весьма статичной. Если только новая украинская авиация каким-то образом не отобьет у России контроль над воздушным пространством, нет оснований предполагать существенных изменений.
Но возможен и гораздо более мрачный сценарий. Если США и Европа свернут военную помощь, путинские армии получат возможность перейти в наступление. Лишенным достаточных вооружений и уступающим по численности украинским силам придется отступить.Сам Зеленский на встрече с лидерами Конгресса на этой неделе заговорил о “партизанской войне”, заявив, что украинцы будут сражаться до последнего человека.
Вот почему миссия Зеленского в Вашингтоне была столь важна. Он понимает, что поддержка в Вашингтоне и некоторых европейских странах, особенно в Венгрии, Чехии и Нидерландах, ослабевает. Заручившись военной помощью на ближайший год (расходы США и Европа поделят примерно 50 на 50), он обретет запас прочности, чтобы продержаться до ноябрьских выборов в США.
Путин сделает все возможное, чтобы конфликт до той поры не утих, поскольку надеется на победу Дональда Трампа, который свернет американскую помощь Киеву. Так что Зеленский может не сомневаться: впереди у него минимум год борьбы.
Это подводит нас к сложнейшему из вопросов: чем же все это закончится? Если Запад сохранит поддержку независимо от результатов выборов в США (это далеко не факт, но разумная догадка), то шансы на серьезные мирные переговоры через год резко возрастут. Вероятно, они будут происходить либо под эгидой ООН, либо некой группы стран с участием США, Европейского союза, Китая и Индии.
В конечном счете украинские силы едва ли смогут выдавить Россию с занятой русскими части страны. Возможно, Зеленский рассмотрит временную или даже постоянную сдачу Крыма и сухопутного коридора между полуостровом и Россией в обмен на молчаливое согласие ЕС и НАТО предоставить Киеву членство. Принимать такие решения, разумеется, предстоит самим украинцам (и русским), но не исключено принципиальное соглашение по схеме окончания Корейской войны.
Как бывший командующий НАТО, я много размышлял об угрозах со стороны путинской России для мировой системы. Он — опасный и беспринципный игрок, чья армия по-прежнему дееспособна, а страна велика и богата ресурсами. Это пугающее сочетание.
Издержки Запада на подрыв его вооруженных сил относительно невелики и важны тем, что демонстрируют другим державам неразумность подобных военных начинаний (например, возможное вторжение на Тайвань со стороны Китая или в Гайану со стороны Венесуэлы). Никаких войск США или НАТО на Украине не потребуется, доколе мы предоставляем ей необходимую военную помощь. И это выгодные дивиденды с наших инвестиций.
Терпение никогда не было сильной стороной американцев, и с ослабеванием поддержки Украины вероятность тупиковой ситуации возрастает. Как мы можем гарантировать, что Путин не возьмет верх в этом незаконном и безнравственном конфликте? На данном этапе — удовлетворив относительно скромные запросы Зеленского. В конце концов, он просит не западных войск, а лишь военных средств для защиты собственной страны.
Джеймс Ставридис — обозреватель Bloomberg Opinion, адмирал ВМС США в отставке, бывший верховный главнокомандующий НАТО и почетный декан Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса. Вице-председатель по глобальным вопросам в Carlyle Group. Входит в советы директоров компаний American Water Works, Fortinet, PreVeil, NFP, Ankura Consulting Group, Titan Holdings, Michael Baker и Neuberger Berman, также консультировал инвестиционную фирму из сектора кибербезопасности Shield Capital
Обсудить
Рекомендуем