Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Су-27 разрабатывался для противодействия американским истребителям четвертого поколения F-14 и F-15 и стал крупнейшим дальним перехватчиком своего времени, пишет TNI. Этот самолет по-прежнему эффективен в воздушном бою: в конфликте на Украине его используют обе стороны.
В продолжающемся украинском конфликте истребители Су-27 используются обеими сторонами, как и многие другие платформы советской эпохи. Российские и украинские пилоты сошлись лицом к лицу на этих самолетах времен холодной войны, и это живое напоминание любителям авиации и военным экспертам, почему Су-27 (“Фланкёр” по классификации НАТО) продолжает играть ключевую роль в современной воздушной войне.
Краткая история Су-27
Су-27 уходит корнями в Советский Союз и создавался для эффективного противодействия американским платформам четвертого поколения F-14 Tomcat и F-15 Eagle. Когда бывший СССР обнаружил, что ВВС США готовят F-15 по программе FX, советские инженеры приступили к разработке отечественного “противоядия”.
Требования к новому истребителю были крайне высоки. СССР требовался истребитель с большой дальностью, хорошими характеристиками на ближней дистанции, солидным вооружением и скоростью не менее 2,0 Маха (в несколько раз превышающей скорость звука). Поскольку удовлетворить эти требования одновременно оказалось непросто, программа в какой-то момент разветвилась, а ее плодами стали Су-27 и МиГ-29. КБ Сухого в конце 1970-х годов разработал прототип Т-10, который по характеристикам очень напоминал F-15.
К середине 1980-х годов новый прототип дебютировал на Парижском авиасалоне.
Характеристики и возможности базового Су-27
За прошедшие десятилетия базовый Су-27 породил целое семейство новых вариантов, включая истребитель-бомбардировщик Су-34 и истребитель поколения “4+” Су-35. К тому времени, когда “Фланкёр” впервые был использован в боевых действиях, он стал крупнейшим дальним перехватчиком своего времени. Су-27 могут действовать в бою автономно или дополнять собой ударные платформы глубокого проникновения.
Кроме того, он может обеспечить авиационную поддержку наземным войскам и тем самым принести решающий перевес в боевых действиях. С точки зрения технических характеристик, поступивший на вооружение Су-27 был весьма грозен. Самолет имел обтекаемый нос, два двигателя и почти горизонтальную конструкцию крыла — это помогло снизить его сигнатуру. Многие сегодняшние аналитики считают американский F-22 Raptor пятого поколения одним из величайших истребителей за всю историю. Одна из причин сложности “Хищника” — его малое радиолокационное сечение. Однако эффективная площадь рассеяния Су-27 также затрудняет противнику его обнаружение.
“Фланкёр” оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, которые позволяют истребителю достигать практического потолка 18 000 метров при дальности почти 3 000 километров. С точки зрения вооружения советский истребитель может работать своего рода “грузовиком для бомб”. Как уточняет издание Airforce Technology, “Самолет оснащен 30-мм пушкой ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов, а также рядом ракет, реактивных снарядов и бомб, установленных снаружи на десяти точках подвески. Возможность обнаружения цели, сопровождения и атаки обеспечивают инфракрасная поисково-следящая система, лазерный дальномер, радар и нашлемный целеуказатель”.
Помимо ряда ракет класса “воздух – воздух”, платформа может нести оружие класса “воздух – земля”, включая авиабомбы, зажигательное оружие, кассетные бомбы и авиационные ракеты.
Где оказались советские истребители Су-27?
До распада Советского Союза и окончания холодной войны экспортные варианты Су-27 разрабатывались для целого ряда стран-клиентов, включая Вьетнам, Индонезию и Китай. К началу-середине 1990-х годов новообразованная Российская Федерация приступила к разработке усовершенствованных вариантов Су-27. В течение десятилетия Москва улучшила возможности самолета в воздушном бою за счет внедрения ракеты Р-77 и новой авионики. Эта усовершенствованная версия Су-27М позже получит наименование Су-35.
После распада СССР на территории Украины остались 72 Су-27. Однако у Киева возникли трудности с содержанием и техническим обслуживанием. По данным журнала Smithsonian, Киев по-настоящему начал совершенствовать свой парк “Фланкёров” в 2011 году, выпустив версию Су-27М1. Эта модификация обладает расширенными возможностями применения неуправляемых боеприпасов класса “воздух – земля”, новыми навигационными системами и радаром большей дальности.
Майя Карлин — аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник Университета Рейхмана в городе Герцлия в Израиле. Публикуется в ряде изданий, включая The National Interest, The Jerusalem Post и The Times of Israel