Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Напряженность в Красном море – это не просто звено войны между Израилем и ХАМАС, а кризис, влияние которого ощутит весь мир, пишет Advance. Если в конфликт включатся новые участники, например, США, Иран, Саудовская Аравия, последствия будут куда серьезнее нынешних.
Йеменские хуситы нападают на корабли в Красном море в знак солидарности с Газой. Их цель — либо израильские суда, либо суда, которые плывут в Израиль. Недавно ситуация еще больше обострилась и стала не просто звеном текущей войны между Израилем и ХАМАСом, но и кризисом, который ощутит весь мир.
Дело в том, что после нескольких нападений на грузовые корабли крупные судовладельческие компании приняли решение просто не проходить через Красное море, а перенаправить свои суда по альтернативному пути, то есть вокруг всей Африки.
Понятно, что для мировой торговли возвращение к пути вокруг Африки, то есть без прохождения Суэцкого канала, — плохая новость, и поэтому от сильных держав и их флота ждут, что они предпримут некие действия в общих интересах.
Мы говорим о регионе, который вообще всегда был опасным для международного судоходства, а особенно Баб-эль-Мандебский пролив, в том числе, из-за сомалийских пиратов. Однако теперь, когда нападать начали хуситы, опасность возросла во много раз. Йеменские хуситы, которые пользуются поддержкой Ирана, как выяснилось, могут проводить сложные операции по захвату зарубежных кораблей, а также обстреливать их ракетами или угрожать им дронами.
Коалиция из почти 40 стран мира в составе Объединенных военно-морских сил с базой в Бахрейне под предводительством США разрабатывает и реализует операции в региональных морях еще с 2002 года, противостоя таким грозным силам, как, например, "Аль-Каида"* и сомалийские пираты. Правда, в те времена у флотов 40 стран было намного меньше забот, а кораблей — больше.
Рост напряженности в Персидском заливе и Ормузском проливе в 2019 году предвосхитил обострение проблем.
Сейчас региональные и другие правительства столкнулись с целым рядом вызовов, и велик риск того, что собственная и международная общественность причислит их к участникам конфликта между Израилем и ХАМАСом, который может обостриться еще больше.
Вашингтон недавно объявил о новой многонациональной морской операции "Страж процветания", цель которой — пресечь участившиеся нападения, но пока неясно, кому и какая роль отведена в операции.
Похоже, мы наблюдаем "ребрендинг" и лишь незначительное расширение прежней Оперативной группировки 153 объединенных сил, которая наводила порядок в Красном море и Аденском заливе.
Помимо США, в новой операции будут участвовать несколько европейских государств и Бахрейн, хотя американские источники сообщили, что некоторые государства присоединились к инициативе на неофициальной основе. У Франции, Испании, Великобритании и США уже есть корабли в регионе, а первые три страны уже участвовали в оборонительных операциях.
Коалиция из десяти стран в Красном мореСША создали коалицию из десяти государств для защиты торговых судов в Красном море, которые атакуют йеменские хуситы. При этом в блок вошли европейские, а не ближневосточные страны, пишет Yeni Şafak. Повстанцы обвинили Америку в милитаризации региона и послали ей угрожающий ответ.
20.12.202300
Главный вопрос, который остается нерешенным: кто в новых условиях будет готов применить флот с санкцией на интервенцию и при каких обстоятельствах? Неясно также, достаточно ли будет предпринятых мер для предотвращения нападений в будущем?
Объединенным флотам, даже самым продвинутым, предстоит непростая задача, поскольку их противник, совершающий сейчас нападения в Красном море, весьма силен. Когда главной угрозой были сомалийские пираты (с катерами, пулеметами и гранатами), грузоперевозчики в принципе могли самостоятельно с ними справиться, просто наняв на борт вооруженную охрану. Теперь же беспилотные летательные аппараты, нагруженные взрывчаткой, и противокорабельные и баллистические ракеты — угроза совсем иных масштабов. Кроме того, хуситы применяют новую тактику, которую, вероятно, переняли у иранской Революционной гвардии. Например, для захвата кораблей они применяют вертолеты.
Американская флотилия сбила несколько беспилотных летательных аппаратов, запущенных хуситами.
Однако это непросто. Можно ли вообще оправдать применение и расходование большого количества дорогих ракет ПВО для обезвреживания ударов из Йемена?
Как показал вооруженный конфликт на Украине, необходимо в самое ближайшее время разработать новое эффективное оружие для борьбы с беспилотными летательными аппаратами, которое требуется как флоту, так и наземным силам.
Саудовская Аравия обеспокоена риском осложнения обстановки в нынешней ситуации, когда между саудовскими силами и хуситами прекращен огонь. Кроме того, под угрозой могут оказаться и недавно нормализованные отношения с Ираном, поскольку известно, что хуситы близки к Ирану и, вероятно, зависимы от помощи Тегерана. Кроме того, хуситы сейчас не угрожают напрямую саудовским интересам, только если израильские интересы не стали саудовскими. А если и так, то этот факт саудовским властям придется искусно скрывать от всей арабской общественности на Ближнем Востоке.
Американскому флоту, в свою очередь, что не исключено, придется надолго расширить свое присутствие в регионе и поблизости, и это тоже неизбежно отразится на выполнении задач в других уголках мира.
Остается вопрос, насколько сложившаяся ситуация устраивает США? С одной стороны, это возможность перебросить дополнительные силы на Ближний Восток и взять под контроль стратегически важный морской пролив, а с другой, в новых условиях не избежать больших расходов и серьезной опасности.
Хуситы очень внимательно следят за обстановкой и уже пригрозили обстрелять американские военные корабли, которые решатся атаковать их силы в Йемене. Не стоит отдельно говорить о том, какими будут последствия, если американский военный корабль затонет в Красном море. В таком случае нельзя исключить даже прямого участия американской армии в конфликте с йеменскими хуситами.
Хуситы открыли новый фронт на Красном море. Могут ли они перекрыть Суэцкий канал?Хуситы продолжают наносить удары по израильским кораблям в Красном море, пишет iDNES. Эта военизированная йеменская группировка превратилась в серьезную угрозу для самой важной морской трассы в мире. Если будет заблокирован Суэцкий канал, начнутся большие проблемы, в том числе для Европы.
06.12.202300
Саудовская Аравия, пожалуй, против этого и не возражала бы, но только год или два назад. А сегодня ей это невыгодно, так как все арабские государства сейчас стараются, по крайней мере публично, дистанцироваться от Соединенных Штатов Америки, так как считают их главным союзником Израиля. Более того, США считаются той силой, которая политически обеспечивает расправу над палестинцами в Газе, где насчитывается уже 20 тысяч погибших.
При этом Иран с радостью воспользовался бы конфликтом с йеменскими хуситами при непосредственном американском участии как предлогом, чтобы активнее и все более открыто помогать хуситам.
Кроме того, Вашингтон должен понимать, что хуситы невероятно выносливые и стойкие: их не сломила даже во много раз более сильная Саудовская Аравия. Эр-Рияд проводил мощные и многочисленные бомбардировки хуситских сил, но они выстояли и даже превратились в серьезную угрозу для Саудовской Аравии, когда начали атаковать ее военные базы дронами и обстреливать ракетами. От ударов хуситов пострадала нефтяная инфраструктура и даже Эр-Рияд. Все это привело к тому, что Саудовская Аравия отказалась от своего намерения победить хуситов и выбить их из столицы Саны.
Если судоходство в Красном море прекратится, то какими будут последствия для мира? Около 12% торгового трафика приходится на этот регион. Больше всего от последствий таких перемен пострадает Европа и Азия, а в меньшей степени Америка.
Кое-кому это даже на руку, например, России, которая жаждет максимально высоких цен на нефть на мировом рынке. Энергетические рынки уже ощутили влияние сложившейся ситуации. Цены на нефть выросли на 6% за неделю, после того как компания ВР сообщила, что ее танкеры будут огибать Африку, чтобы не заходить в Красное море.
Поставки могут задерживаться теперь на несколько недель из-за изменения маршрута следования кораблей.
Угрозы, сопряженные с прохождением через Красное море и Суэцкий канал, также могут заставить компании задуматься о том, стоит ли полагаться на запасы и материалы, поступающие из-за рубежа, если перебои в поставках из-за коронавируса, российской спецоперации на Украине и других катастроф еще не произвели на них должного впечатления.
Однако напряженность в Красном море — только одно из прямых последствий войны в Газе. Другие последствия могут оказаться куда серьезнее, если в конфликт включатся новые участники, скажем, США, Иран, Саудовская Аравия…
Единственное решение — прекратить войну в Газе, но похоже, что Израиль не собирается этого делать, а в Соединенных Штатах не спешат давить на своего главного ближневосточного союзника.
*запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.