Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина и Россия должны заключить мир, но такой, который бы учитывал интересы обеих сторон. Иначе есть риск повторить старые ошибки, пишет RS. Когда-то к Германии отошли земли с французским большинством, и история закончилась плачевно. Судьба Донбасса должна быть другой, считает автор статьи.
Будущее мирное соглашение по Украине должно учитывать предыдущие неудачи и ошибки.
В 1874 году британский журнал “Панч” (Punch) опубликовал карикатуру, изображающую разговор юной девушки с матерью:
— Маменька, разрешите мне пойти на бал к Уилкинсонам?
— Нет, дорогая.
— А вы много видели балов, маменька?
— Да, дорогая, и я видела всю их глупость.
— А можно мне поглядеть на эту глупость хотя бы разик?
Сюжет этого комикса, который наверняка напомнил читателям того времени об одностороннем урегулировании франко-прусской войны в 1871 году, впоследствии повторялся раз за разом. На протяжении ХХ века на больших мирных конференциях европейские и американские лидеры не раз навязывали побежденным врагам жесткие условия — так было после Первой мировой войны, Второй мировой войны и холодной войны.
В каждом случае победители сами неизбежно сеяли семена следующего раздора. Те, кто стремится к миру в Европе, должны помнить эти уроки истории, когда наконец придет время положить конец конфликту на Украине.
В 1871 году Пруссия выбрала Версальский замок — архитектурный шедевр и символ французской мощи — идеальным местом для провозглашения Германской империи. В новое немецкое государство вошли провинции Эльзас и Лотарингия, хотя большинство их населения считало себя французами.
Первая мировая война закончилась в ноябре 1918 года поражением Германии, после чего победители продиктовали ей условия мира, не оставив иного выбора, кроме как подписать их. Эльзас и Лотарингия вернулись в состав Франции. Германия оказалась слишком слаба, чтобы воспротивиться этим условиям, но слишком горда, чтобы смириться с их последствиями.
Возможность поквитаться представилась в 1939 году. Гордыня привела Адольфа Гитлера к нападению на Польшу. В итоге Германия проиграла Вторую мировую войну большой коалиции, состоявшей из Великобритании, Франции, США и Советского Союза.
Тогда победители решили отрезать от нее почти все прусские земли и передать их Польше. Оставшаяся территория раскололась на Федеративную Республику Германия, выбравшую западный лагерь, и Германскую Демократическую Республику, присоединившуюся к советскому блоку. Сегодняшняя Германия не имеет ни малейшего сходства с Германией 1871–1945 годов и до сих пор тщетно ищет национальное сознание.
Перенесемся в 1991 год, когда победители холодной войны весьма бесцеремонно наложили свой отпечаток на новую глобальную расстановку сил. Созданный в 1955 году в качестве противовеса НАТО Варшавский договор был незамедлительно распущен. Североатлантический альянс, со своей стороны, наоборот, постепенно расширялся и вобрал в себя десять стран, которые прежде входили либо в состав Советского Союза, либо в состав Варшавского договора.
Россия, как преемница СССР, осталась без “буферной зоны” из восточноевропейских государств, которую считали жизненно важной еще цари и коммунистический вождь Иосиф Сталин. Российские правители издавна считают ее обязательной из-за отсутствия идущих с севера на юг естественных географических преград вроде рек или гор.
Конфликт на Украине продолжается, и настроение солдат ВСУ становится все мрачнееВ рядах ВСУ растет недовольство из-за неэффективности командиров и ошибочных решений украинских властей, сообщает AP. Солдаты тревожатся, что русские лучше подготовлены к боям, и испытывают все больше разочарования в связи тем, что снова вынуждены уходить в оборону.
21.12.202300
На протяжении веков многие страны Центральной и Восточной Европы входили в состав царской России и коммунистического СССР. Неудивительно, что они не доверяют Москве и не желают, чтобы она влияла на их выбор в сфере безопасности. Получается, что и Россия, и страны Центральной и Восточной Европы посягают на жизненно важные интересы друг друга.
Россия была слишком слаба, чтобы отвергнуть роль, навязанную победителями, но слишком сильна, чтобы ее можно было удерживать долго, — и эта картина до боли напоминает Германию 1919 года.
Теперь она надеется исправить ошибки истории, вернув Украину в сферу своих интересов. Активное сопротивление Киева говорит о его несогласии с этим методом Москвы по восстановлению ее глобальной роли. Украина яростно защищает свою независимость после того, как нескольких веков входила в состав Российской империи. Таким образом, Россия и Украина также обе посягают на то, что каждая считает жизненно важными интересами.
Россия превосходит Украину по ресурсам, включая живую силу, но их мобилизация обходится дорого. По оценкам западных наблюдателей, российские войска потеряли около 300 тысяч убитыми и ранеными (с начала специальной военной операции ВСУ потеряли 383 тысячи убитыми и ранеными, из них — только 159 тысяч солдат погибли или были ранены в ходе контрнаступления, которое продолжается с июня и в рамках которого ВСУ не смогли ни достичь каких-либо стратегических целей, ни даже захватить хоть какие-то территории. — Прим. ИноСМИ.). И даже если экономика, вопреки санкциям, чувствует себя относительно неплохо, за это давление все равно приходится расплачиваться.
Ранее в этом месяце Владимир Путин заявил, что мир наступит, когда военные цели России будут достигнуты, повторив, что он добивается денацификации, демилитаризации и нейтралитета Украины. Нельзя сказать, что он приподнял завесу тайны. Он оставляет себе пространство для маневра, не озвучивая конкретных намерений. Кроме того, президент обращается исключительно к россиянам (и избирателям) поэтому западным наблюдателям не следует увлекаться разными трактовками.
Владимир Зеленский занял в вопросе переговоров весьма непримиримую позицию, сочтя это необходимым, чтобы сплотить свои войска. Он обращается как к отечественной, так и к зарубежной аудитории, и это также затрудняет скоропалительные интерпретации. Есть подозрения — быть может, не вполне обоснованные —, что внутри его окружения бытуют иные мнения. Так, некоторые утверждают, что время не на стороне Украины. Наступление лета 2023 года пошло не по плану и закончилось не так, как ожидалось. Украина зависит от помощи Запада, и никто точно не поручится, насколько прочны его обязательства.
Украина: отцы провалаУкраинский "контрнаступ" провалился, и теперь в Киеве ищут виноватых, пишет Página 12. Популярность Зеленского падает, и на пользу его режиму это не идет. Все происходящее могло бы привести к переговорам, но, по мнению автора статьи, Москве это сейчас не нужно, ведь Запад ее неоднократно обманывал.
19.12.202300
Европейский союз сделал первую зарубку 14 декабря, официально приняв решение начать переговоры о членстве Украины. Сейчас он ищет, как преодолеть венгерское сопротивление и выделить обещанную финансовую помощь.
Принято считать, что Дональд Трамп в случае победы в 2024 году “закроет лавочку” для Украины. Он действительно отказался брать на себя обязательства продолжать военную помощь, заявив лишь, что договорится о мире за один день, — и предупредил стороны о последствиях, если те ослушаются.
Остальной мир должен напомнить обеим странам, что надо помнить уроки истории и не выдвигать таких требований, которые могут раздавить или унизить другую сторону — и тем самым заложить основу для следующего конфликта. Самый больной вопрос — очевидно, территория. И тут внешним сторонам следует высказывать резкие взгляды с большой осторожностью. Этот вопрос надо решить раз и навсегда. Иначе есть риск, что Донецк и Луганск повторят судьбу Эльзаса и Лотарингии.
Российскую спецоперацию на Украине, конечно, можно воспринимать как обособленный региональный конфликт, но это не так. Западный мир должен осознать, что его причиной во многом стало чувство незащищенности русских и их неудовлетворенность мировым порядком. А это чувство широко распространено за пределами западного лагеря и по-своему даже объясняет позицию Китая.
К прочному миру и стабильности приведет лишь искренняя попытка создать глобальный баланс сил, который учтет реалии современного мира, — не только на Украине, но и в других горячих точках по всему миру.
Автор: Йорген Эрстрём Мёллер (Joergen Oerstroem Moeller) — бывший государственный секретарь Министерства иностранных дел Дании и автор книг “Трансформация Азии: от экономической глобализации к регионализации”, “Завеса обстоятельств: технологии, ценности, дегуманизация и будущее экономики и политики” и “Европейская модель будущего”