Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В украинском конфликте дроны играют одну из главных ролей, пишет SZ. Проблема борьбы с ними стоит невероятно остро. Германия отправила на Украину две свои зенитные самоходные установки Skynex, которые могут уничтожать БПЛА. Но, как и у всего европейского оружия, у них есть большой минус.
Новая эффективная техника может решить одну из сложнейших проблем, которые возникли в боях у обеих сторон. Речь о дронах. Правда, пока все остается на уровне теорий.
Немецкое правительство после нескольких месяцев догадок подтвердило, что Берлин поставлял и поставляет Киеву оружие, которое очень нужно украинским силам, впрочем, как и русским. Германия отправляет на Украину зенитные самоходные установки под названием Skynex.
Каждая единица этого оружия стоит астрономических денег — 90 миллионов евро, но все расходы полностью взяли на себя немцы. На первый взгляд в Skynex нет ничего особенного: это зенитная пушка. В принципе к этому типу примыкают и другие, в том числе управляемые ракеты и даже лазеры, но базовый вариант — это одна или несколько (до четырех) скорострельных пушек калибра 35 мм, подсоединенных к одному управляющему "центру" с радаром и другими датчиками.
Эта система способна на расстоянии нескольких километров поражать самые разные цели, начиная с самолетов, вертолетов и вплоть до управляемых крылатых ракет и дронов, а кроме того, даже летящие минометные снаряды.
Снарядный арсенал Skynex включает, в том числе, боеприпасы, созданные по принципу "дроби", то есть начиненные 152 мелкими поражающими элементами из вольфрама. Снаряды можно запрограммировать при стрельбе так, чтобы в воздухе они взрывались через определенное время, осыпая цель дождем из малых осколков. В борьбе с летающими целями, которые, как правило, весьма уязвимы из-за низкой массы, эти боеприпасы крайне эффективны, да и весьма дешевы. Таким образом можно успешно поражать даже мелкие цели, такие как дроны или даже цели рои.
(…)
В концепции подобного зенитного комплекса нет ничего нового. Бундесвер применял очень похожую систему Mantis в Мали в 2018 года для защиты своей базы. Впоследствии эти комплексы Берлин передал Словакии в качестве компенсации за технику, которую Братислава отправила Украине. Кроме того, на Украине успешно применяют комплексы Gepard, которые по сути являются гусеничной самоходкой радаром и зенитной пушкой.
Для Украины важно, что они подходят для борьбы с малыми дронами. Прежде этот вид оружия современные армии не считали для себя особой угрозой, но сейчас в украинском конфликте дроны играют одну из главных ролей.
Проблема цены
Проблема борьбы с дронами для обеих армий на украинском фронте стоит невероятно остро, и пока эта проблема остается нерешенной. В боях применяется множество разных беспилотных систем, но в целом работает принцип: чем меньше, тем эффективнее.
Это связано с общей ситуацией на фронте, где эффективная противовоздушная оборона с обеих сторон значительно осложняет передвижение крупных и дорогих аппаратов. Самолеты и дроны, которые есть смысл сбивать большими зенитными ракетами, не могут долго находиться в зоне работы средств ПВО.
И россияне, и украинцы применяют дроны размером с небольшой самолет, но ключевую роль играют аппараты намного меньших размеров, от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Значительную их часть составляют дроны китайского производства, находящиеся в свободной продаже, и их применяют для самых разных задач.
Нередко такие дроны используются для разведки и координации боя. Украинские солдаты рассказывают, что во время обучения в странах Североатлантического альянса подчеркивается, что командование должно находиться поблизости от фронта. Дроны, с которыми западные армии пока сталкивались не так часто, по словам украинских бойцов, позволяют командирам оставаться в тылу, но иметь представление о том, что происходит, и иметь возможность правильно командовать своими соединениями.
Все больше становится FPV дронов-камикадзе (FPV сокращение от английского выражения "вид от первого лица" — прим. автора). Обе стороны уже производят такое оружие и применяют десятками тысяч в месяц. Есть данные, что и Киев, и Москва планируют значительно расширить их производство.
Как правило, это аппараты особого дизайна, во многом основанные на гоночных дронах, которыми оператор управляет посредством очков, куда передается изображение с камеры, прикрепленной на дроне. Такие дроны, которые стоят совсем недорого, обладают функционалом малых управляемых ракет. FPV-дроны применяют для ударов по танкам, артиллерии, командным пунктам, группам солдат, а порой и по одному человеку, а также по бункерам и другим укрепленным объектам. Дроны несут небольшой заряд, который, конечно, не пробьет бетонную стену, но операторы способны наводить их с такой точностью, с которой мало что может конкурировать.
На практике их используют как аналог дорогих управляемых ракет и боеприпасов всех типов. Правда, они не столь разрушительны, и их способна остановить сеть или сетка. Кроме того, их управляющий сигнал можно заглушить. Однако, что касается стоимости и доступности, то тут FPV-дроны вне конкуренции.
Например, одна украинская противотанковая управляемая ракета "Стугна-П" стоит 20 тысяч долларов, а американские "Джавелины" дороже примерно вдвое. Один управляемый активно-реактивный снаряд Excalibur стоит около ста тысяч долларов. А FPV-дроны стоят примерно от 400 до 1200 долларов в зависимости от оснащения, размеров, дальности и других параметров.
Украинские дроны сталкиваются с русской электронной стеной. Почему Киев проигрывает в "бою глушилок"?Средства радиоэлектронной борьбы — очень сильный козырь российских военных, пишет HN. Они подавляют сигнал самых современных, высокоточных боеприпасов, поэтому западные снаряды и ракеты с навигацией GPS часто промахиваются. В этой схватке Москва выигрывает.
30.11.202300
Поэтому неудивительно, что обе стороны применяют их все чаще. Во время недавних ударов по Марьинке в Донецкой области российские силы целенаправленно уничтожали с помощью FPV-дронов одну подготовленную украинскую оборонительную позицию за другой. FPV-дроны влетали в окна домов, где размещались украинские позиции, а также в подвалы и бункеры под ними. За несколько недель "дроновая кампания" в сочетании с бомбардировками, обстрелами и атаками российской пехоты сумела уничтожить позиции настолько, что Марьинка, которую фактически сравняли с землей, по прошествии почти двух лет боев наконец пала в конце 2023 года.
При этом против FPV-дронов не существует практически никакой эффективной защиты. Определенные результаты дают средства электронной борьбы, то есть де-факто глушилки сигналов управления дронами. Но полагаться всецело на них тоже нельзя, поскольку обе стороны постоянно ищут способы, как обхитрить противника.
Более крупные "родственники"
Но проблема заключается не только в малых дронах. Российская сторона особенно успешно научилась применять более крупные аппараты, размерами несколько метров, для разведки на больших расстояниях. Самый распространенный тип из этой категории — беспилотники "Орлан".
Такой аппарат достаточно легко сбить зенитной ракетой, но он насколько дешев, что стоимость запущенной ракеты всегда значительно выше стоимости пораженной цели. Экономика в данном случае, что парадоксально, на стороне того, кто лишился аппарата: "Орланы" дешевле и легче произвести, чем ракеты, которыми их уничтожают.
Похожая ситуация сложилась и с дронами большого радиуса действия. С российской стороны это лицензионные или изготовленные прямо в Иране дроны "Шахид", а с украинской стороны — несколько типов, которые собираются прямо на Украине. Их стоимость тоже ниже практически всех зенитных управляемых ракет, но и игнорировать их оборона не может.
Украина применяет против российских дронов самые разные средства, включая устаревшие зенитные орудия и пулеметы, установленные на корпусе внедорожников. При этом дорогие управляемые ракеты на дроны стараются не тратить.
Боеприпасы для скорострельных пушек с этой точки зрения — намного более экономичное решение. Большой минус Skynex заключается в том, что связывает его с целым рядом современных европейских систем вооружений: сам по себе он дорогой, да еще и недоступный.
И пусть даже цена его выстрела может быть невысока, весь комплекс в целом обойдется, по имеющимся данным, почти в 90 миллионов евро за единицу. Если говорить точнее, то нам известно, что Германия заплатила за две единицы Skynex для Украины 182 миллиона евро. Нам точно неизвестно, что включено в эту стоимость (уровень комплектации, сервис, инструктаж, боеприпасы и так далее), а в подобных контрактах это очень важный аспект, но точно можно сказать, что сумма немалая. Особенно если учесть, что один Skynex способен защитить от противника относительно небольшой участок территории (по сообщениям, квадрат 4х4 километра).
Сколько таких комплексов потребуется для защиты фронта или украинского тыла? В идеале сотни. А ведь еще нужно учитывать, что подобные системы при применении на фронте, бесспорно, выводились бы из строя. Ведь ввиду дальности такие комплексы приходится размещать в зоне действия целого ряда вооружений противника.
Стоимость, конечно, может снизиться, если бы такие комплексы выпускали в большом количестве, то есть серийно. Но то же можно сказать о целом ряде западных и, прежде всего, европейских вооружений: их высокая стоимость обусловлена в значительной мере тем, что они выпускаются в ограниченном числе. Без перспективы крупных заказов и инвестиций в массовое производство цена на них вряд ли снизится.
Это подтверждает стоимость артиллерийских боеприпасов, выпускаемых (по крайней мере некоторыми) европейскими компаниями. Эти боеприпасы в несколько раз дороже, чем изготовленные в других частях мира. И такая же ситуация сложилась с более технологичными комплексами, такими как Skyneх.
Автор: Матоуш Лазновский (Matouš Lázňovský)