Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Путин считает Россию сверхдержавой и требует, чтобы ее уважали. Жители страны с ним согласны, для них это неотъемлемая часть национального самосознания, сообщает NRK. А вот автор статьи мнение миллионов не разделяет и упорно твердит, что Россия – это империя.
Гру Хольм (Gro Holm)
Президент Путин считает, что Россия — великая держава, которой не выказывают достаточного уважения. Подавляющее большинство россиян считают, что страна должна отстоять свою роль сверхдержавы.
По площади Россия — крупнейшая страна в мире. В состав российского государства входит более десятой части всей обитаемой территории Земли. По данным российских властей, здесь говорят на 238 различных языках и диалектах.
Еще у России больше ядерных боеголовок, чем у любой другой страны в мире. Более того, власти пригрозили использовать все средства, если существование страны окажется под угрозой. И если до этого дойдет, решение будет принимать политическое руководство, то есть президент Путин.
Уважение
Он требует, чтобы Россию уважали. По Путину, это один из шести принципов рецепта “стабильного мира”.
Второй принцип — уважать многообразие и признать, что указывать другим государствам, как им жить, неприемлемо, заявил российский президент в октябре прошлого года.
Он прямо заявил, что американские политики должны “научиться уважать других”.
С Богом и армией — за Россию
Альянс с церковью и военными дает Путину необходимую морально-этическую основу. На карту поставлено нечто гораздо большее, чем территория Украины.
“Сегодня перед Россией стоит задача самая главная: выйти победительницей из той борьбы, которая сейчас против нас развязана силами зла”, — заявил осенью прошлого года глава Русской православной церкви патриарх Кирилл.
Он также заявил, что всем российским солдатам, погибшим в конфликте на Украине, будут прощены грехи.
Когда я работала в России в 1990-е, президент Борис Ельцин объявил конкурс на новую национальную идею, которая пришла бы на смену коммунизму. Однако поиски завершились безрезультатно.
Путин и его окружение нашли ответ в прошлом. Церковь, мощное государство и армия выступают единым фронтом и практически, и идеологически служат столпами национальной идентичности, которая сейчас насаждается на всех платформах.
“Мы не ищем, как некоторые страны, некую “национальную идею”. Мы нашли ее в истории нашего народа”, — заявил патриарх в марте прошлого года.
Быть всемирно уважаемой великой державой важно и для российского народа. Это неотъемлемая часть национального самосознания.
“Компенсация для народа”
Великодержавность служит своего рода компенсацией бедному населению, которое полностью зависит от государства, считает социолог Лев Гудков.
Несколько десятилетий он возглавлял независимый социологический институт “Левада”. Теперь он пишет критическую аналитику на основе собранных данных.
“Гордость за страну неотделима от слабо сдерживаемого стыда и мучительного чувства отставания от развитых стран — то есть от Запада”, — считает Гудков.
Власти объявили “Леваду” иностранным агентом.
За все три десятилетия с распада Советского Союза примерно восемь из десяти россиян утверждали, что Россия должна вернуться и отстоять свою роль великой державы.
Сверхдержава как гарантия защиты
Я вышла в зимнюю стужу, чтобы услышать от самих людей, что они думают. В гигантском выставочном парке на севере Москвы открылась выставка под названием “Россия”. На ней представлены все регионы — даже занятые Москвой части Украины.
Все, кого я спросила, считают, что Россия — великая держава. Но когда я поинтересовались, какой смысл они в это вкладывают, несколько человек замешкались с ответом. Только не Татьяна.
“Это значит, что ты под надежной защитой, что ты можешь не беспокоиться о будущем. Великая сила тебя оберегает”, — подумала она.
“Я очень горжусь тем, что родился здесь, а не где-то еще”, — сказал Даня, родом из южной России.
Еще я поинтересовалась, есть ли какая-нибудь разница между империей и сверхдержавой. Большинство ответили, что Россия — не империя.
Для многих это слово отрицательно окрашено. Подразумевается, что они — часть государства, подчиняющего своей воле другие народы.
Россия как империя
Президент Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров разговаривают с африканскими лидерами так, будто их роднит давняя борьба с западным колониализмом.
Но российские солдаты сейчас находятся на территории соседней страны, а царская империя создавалась огнем и мечом. Этой стороне Российской империи сегодня уделяется мало внимания.
Так, мало кто из россиян вообще понимают, чтó я имею в виду, говоря о 101-летней войне против черкесов (1763–1864).
Черкесы — преимущественно мусульманский горский народ, владевший в свое время частью черноморского побережья, где сейчас находится город Сочи.
Царские солдаты убивали не только людей, но даже скот. Считается, что в войну погибло до 400 000 черкесов, а еще полмиллиона бежали в Турцию. Сегодня их осталось всего 80 000.
Забытое кровопролитие
В современном представлении россиян о своей истории, исполненной величия, не осталось даже следов этого кровопролития.
Но есть активное сообщество черкесов в изгнании, которое утверждает, что Российская империя повинна в геноциде. Его признало и национальное собрание Грузии. Но вообще немногие страны мира озабочены судьбой этого кавказского народа.
В России никогда не было критически настроенной общественности, которая бы осуждала человеческие издержки, возникшие в результате насильственного подчинения десятков тысяч представителей нерусских меньшинств.
Возможно, не так уж и удивительно, что мало кто возмущался массовыми чистками политических противников сталинской эпохи, реальных или мнимых. Хотя многие из них были этническими русскими.
Новый империализм
Помимо частей Украины Россия недавно заняла ряд других бывших советских территорий — потому что может, потому что ее армия самая сильная.
У Грузии Россия забрала Абхазию на побережье Черного моря и Южную Осетию на северо-западе от столицы Тбилиси. У Молдавии — отобрали Приднестровье на границе с Украиной. В этих районах уже много лет размещены российские войска (автор явно рассчитывает на незнание аудиторией NRK реальной агрессии Грузии на Южную Осетию в 2008 году, результатом которого стал выход этой страны и Абхазии из состава Грузии; не знают там и причин создания Приднестровской Молдавской Республики в 1990 году. Россия ничего ни у кого не отбирала. – Прим. ИноСМИ).