Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В интервью независимому телеканалу Elucid выдающийся французский историк и антрополог Эмманюэль Тодд высказал свою версию, почему европейские элиты отказались от суверенитета и отдали бразды правления американцам. Историк известен тем, что в середине 70-х годов прошлого века в эссе La Chute finale (Окончательное падение) он предсказал распад СССР на основе объективных демографических и социальных процессов. В другой книге Après l’empire(После империи) он еще 20 лет назад четко обозначил признаки исторического упадка американской мощи. Эмманюэль Тодд посвятил последнее время анализу поведения европейских элит. Конфликт на Украине, по его мнению, высветил с предельной четкостью мотивы их поведения. Под элитами Тодд подразумевает политическую верхушку европейских стран, держателей капиталов, ведущих журналистов, профессоров и менеджеров – всех тех, кто определяет национальную стратегию, контролирует экономику, государственные структуры и идеологию.
Парадоксально, отмечает Тодд, что в результате расширения Евросоюза "на Восток" значительно усилился контроль Соединенных Штатов над своим "европейским протекторатом". Историк констатирует удивительный исторический факт: национальные элиты Европы, успешно завершив антинародный олигархический проект в своих странах, решили самоликвидироваться в пользу Соединенных Штатов. Все те, кто был поборником самостоятельной европейской идеи, вдруг стали сторонниками агрессивного атлантизма. Они передали все национальные полномочия Брюсселю и Еврокомиссии, но в первую очередь НАТО.
Некоторые наблюдатели считают, что психологический сдвиг у европейских элит не имеет рациональных объяснений, что это скорее проблема для психиатров, поскольку речь идет об иррациональной тяге к самоликвидации. Они даже предлагают ввести в оборот новое понятие – геопсихиатрия, которое должно рассматриваться в одном ряду с геополитикой. Однако реальное объяснение этому "странному" поведению европейских элит есть. Это финансовый и личный контроль со стороны США. Но не только. Прежде всего пришло ощущение и даже четкое осознание того, что европейский проект оказался выхолощен. Уже провальные референдумы по конституции ЕС 2005 года показали, что никто, прежде всего во Франции, не верит в европейский проект. Эти настроения только усилились в результате неудачных мер по преодолению финансового кризиса 2008 года и эпидемии COVID-19 в 2020-22 годах. В этих условиях европейские элиты приступили к демонтажу проекта, который стал для них слишком сложным и обременительным. Все передоверить Вашингтону им показалось гораздо проще. Конфликт на Украине только усилил эту тенденцию – налицо отказ от европейской идеи и полное подчинение Вашингтону. Поразительно, как стремительно бывшие сторонники европейской идеи превратились в пропагандистов НАТО и антирусского милитаризма.
Эмманюэль Тодд констатирует: Лиссабонский договор 2007 года стал концом европейской демократии. После провала референдумов по Европейской конституции были отменены все проявления народного волеизъявления и принят юридически обязывающий номенклатурный документ, передающий все полномочия олигархическим наднациональным органам – Еврокомиссии и Совету Европы, которые в свою очередь превратились в придаток США и НАТО.
В данное время мы присутствуем при конце германо-французской Европы, считает Эмманюэль Тодд. Это объясняется еще одним важным моментом: вплоть до распада Советского Союза Германия была форпостом западного блока, без нее невозможно было выиграть холодную войну. После окончания противостояния границы блока НАТО сдвинулись на восток, а Германия перестала играть исключительную роль в американской стратегии, ее место заняла Польша. Поэтому все те льготы, которые Германия имела во время холодной войны, были отменены. В том числе особые экономические отношения с Россией. Разрушение "северных потоков" завершило этот процесс и теперь Германию ожидает экономическая деградация.
После начала событий на Украине роль лидера на европейском континенте постепенно переходит к Польше, образуется ось Вашингтон-Лондон-Варшава-Киев. Германия отсекается от русских энергоносителей, в ней начинается экономический упадок, а в политической области ФРГ почти полностью теряет субъектность. Поскольку французы и немцы поначалу не хотели входить в прямой конфликт с Россией и лично Владимиром Путиным, системообразующий тандем Берлин-Париж был заменен на "невообразимую" ранее ось Вашингтон-Лондон-Варшава-Киев. Под руководством Вашингтона, разумеется.
Но есть и еще один чрезвычайно важный аспект, считает Эмманюэль Тодд. Это кардинальные изменения в мировой финансовой системе, произошедшие за последние 40 лет.
По мере исчезновения Швейцарии как мирового финансового центра, ликвидации швейцарской банковской тайны и кубышек, в которых европейские элиты держали деньги в течение столетий, все их "нажитые непосильным трудом" и скрываемые от налогообложения доходы перекочевали в англосаксонские офшоры. Таким образом финансовая зависимость европейских элит от Великобритании и США стала тотальной. В случае непослушания им грозят разоблачения по образцу "панамского скандала" 2016 года, когда в прессу утекла информация о держателях тайных счетов из числа политиков, предпринимателей и общественных деятелей со всего мира.
Перекачка частных европейских денег из Швейцарии в англосаксонские офшоры, считает историк, является глубочайшей геополитической трансформацией нашего времени, последствия которой еще предстоит оценить. В то же самое время развитие интернета позволило значительно ускорить перевод капиталов из Европы в офшоры. Если раньше деньги возили в Швейцарию чемоданами, то сегодня эту офшорную операцию можно осуществлять буквально одним кликом. Однако теперь англосаксонские надсмотрщики зорко глядят за тем, как ведут себя держатели денег в их офшорах. Именно поэтому, несмотря на то, что глобальное влияние Америки в современном мире сокращается, ее контроль над европейским протекторатом усиливается.
Кроме того, интернет позволил вести непосредственное наблюдение за европейскими политиками. Техника прослушивания и подглядывания шагнула далеко вперед, практически на каждого европейского политика, журналиста или бизнесмена имеется соответствующая база компромата. Для спецслужб испортить репутацию человека в медийном пространстве стало теперь довольно просто. Тодд ссылается на предоставленную бывшим сотрудником американских спецслужб Эдвардом Сноуденом информацию, согласно которой слежка со стороны ЦРУ и АНБ ведется в первую очередь за видными представителями западной элиты. В иерархическом классовом обществе система внешнего контроля выстроена практически идеально, как это описал американский журналист Гленн Гринвальд в своей книге "Негде спрятаться" (No place to hide).
Европейские элиты и Евросоюз в целом потеряли геополитическую ориентацию, они не знают, что делать дальше, ибо все их первоначальные планы по созданию "великой Европы" рухнули. В условиях идеологического вакуума они схватились за идею горизонтального расширения Евросоюза, хотя включение в ЕС экономически отсталых стран Восточной Европы (Албании, Боснии-Герцоговины и даже Украины с Грузией и Молдавией) не поможет решить ни одну из насущных проблем, но даст при этом повод для мобилизации общественного мнения.
Тодд приходит к следующему заключению: расширение ЕС, расширение НАТО – это попытка расширить умирающую систему, которая разлагается в своем эпицентре.На самом деле происходит имплозия (схлопывание) в центре самой западной системы – как в Европе, так и Америке. Старый западный проект "умер", и так называемые политические элиты начинают заниматься компенсаторной активностью – двигаться в сторону горизонтального расширения, поддерживать Украину и бороться с Россией. Наверное, только психиатры могут определить, что движет людьми, которые добираются до верхних этажей власти и не знают, что делать дальше. В истории бывают такие моменты, заключает Эмманюэль Тодд, когда поведение правящих классов становится иррациональным, мы все знаем такие примеры. Именно этот феномен мы наблюдаем сейчас в Европе.