Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На поле боя для украинцев сложилась очень тяжелая ситуация. Им надо стремиться к тому, чтобы замедлить продвижение русских, заявил в интервью Lidovky генерал Йиржи Шедивы. Но без пополнения личного состава ВСУ это невозможно. Уже в конце весны фронт начнет рушиться.
Сегодня прошло ровно два года с начала российской спецоперации на Украине. Русские берут инициативу на фронте в свои руки и добиваются определенных успехов. Как вооруженный конфликт может развиваться в ближайшие месяцы? Об этом и о многом другом мы побеседовали с бывшим начальником Генерального штаба Армии Чешской Республики генералом Йиржи Шедивы.
Украина оказалась в непростой ситуации. Ее людские ресурсы истощаются, а русские в последнее время достигли нескольких тактических успехов. Недавно они взяли город Авдеевку под Донецком. Моральный дух защитников Украины не подняла и отставка популярного главы вооруженных сил Валерия Залужного, которого на посту сменил защитник Киева и "герой Украины" Александр Сырский.
Lidovky: В какой-то момент казалось, что Украина сможет одолеть русских. Как дела обстоят сейчас?
Йиржи Шедивы: Весь вооруженный конфликт можно разделить на несколько этапов или, так скажем, волн. Два года назад русские одержали первые победы, когда им удалось захватить часть украинской территории. Потом началось контрнаступление Украины, которое оказалось очень успешным и русских на нескольких участках потеснили. Затем начался период определенного равновесия сил. Но критический этап пришелся на прошлое лето, когда украинцы хотели продолжить свои успехи новым контрнаступлением. Однако их планам не суждено было сбыться, и, на мой взгляд, виной тому ошибки в стратегическом планировании.
Это совпало с сокращением помощи с Запада, то есть добавился финансовый аспект, а также встал вопрос о возможностях и запасах вооружений. Сейчас мы находимся на том этапе, когда русские берут инициативу в свои руки и одерживают некоторые победы. Так, например, неделю назад им удалось выбить украинцев из небольшого городка Авдеевка.
— Куда теперь, как вы считаете, будут бить русские?
— Судя по всему, они попытаются прорваться в украинский тыл к северу от города Купянск и продвигаться далее на Харьков. Там украинцам реально грозит эдакий мешок, в который они могут попасть. Во-первых, это стратегическая угроза, а во-вторых, это осложнит им снабжение войск на юге. На этом участке русские, по-видимому, попытаются взять реванш за небольшое украинское продвижение во время контрнаступления прошлым летом. Речь идет, прежде всего, о Работине, и кое-что там уже началось.
— Снова идти на Киев они не отважатся?
— Думаю, что сейчас таких планов нет. Да, это было их главной стратегической целью в начале спецоперации. Но с тех пор они пересмотрели свои приоритеты. На мой взгляд, сейчас они ограничатся русскоязычными частями Украины, то есть четырьмя формально присоединенными областями: Донецкой и Луганской Народными Республиками, Запорожской областью и Херсонской областью. Кроме того, они, конечно, хотят удержать Крым и, разумеется, крайне заинтересованы в Одесской области.
Но, как мне кажется, русские понимают, что если они попытаются завоевать всю территорию Украины, то не смогут удержать ее в своих руках: им не хватит средств контроля. Поэтому они скорее постараются (на мой взгляд, это реальная опасность, которую мы должны учитывать) захватить достаточное количество территорий для того, чтобы снова попытаться повлиять на политический режим в Киеве и превратить его де-факто в государство-сателлит, каким Украина была при президенте Викторе Януковиче.
Небольшие города восточной Украины боятся стать следующей мишенью РоссииУкраинские войска отошли из Авдеевки на новые рубежи, пишет The Economist. Утверждается, что они возводятся по всей линии фронта. Ноисточник в разведке говорит, что укрепления носят фрагментарный характер и подготовлены плохо. В ВСУ гадают о местах следующих атак России.
26.02.202400
— Действительно ли потеря Авдеевки — такая катастрофа, какой ее преподносят СМИ? Но не придется ли украинцам, наоборот, сменить тактику, и подобные рискованные участки покидать намного быстрее? Похоже, чтобы удерживать такой большой фронт, у них просто нет людей…
— Еще генерал Валерий Залужный до своей отставки говорил, что нужно изменить подход. Борьба на Украине должна стать более комплексной, разнородной, и вести ее нужно намного более современно — в духе маневренной войны. Это означает, в частности, научить бойцов правильно применять западную технику, которую получает Украина. Опыт летнего контрнаступления показывает, что украинцы хоть и располагают довольно большим количеством западных вооружений, но плохо умеют ими пользоваться. Кажется, что на определенном этапе на командные посты в ВСУ снова пришли военачальники старой школы.
И тот современный способ ведения боевых действий, который мы видели у украинцев непосредственно после начала российской спецоперации, со временем исчез. За ним стояли командиры, которые с тех пор погибли в боях или отправлены в отставку. Если украинцы хотят победить, им придется вернуться к подобному подходу. Их офицеры, кто проходит подготовку на западных базах: в Германии, Польше, а также у нас, — должны получить шанс применить свои знания на практике.
— Но о новом главнокомандующем украинскими вооруженными силами Александре Сырском говорят, что он в большей степени военный советской школы, или я не прав?
— Я думаю, что Александр Сырский не просто советский офицер. Думая так, мы погрешили бы против истины. Ему 58 лет, и начало его карьеры, разумеется, пришлось на советские времена. В 90-е на Украине тоже еще тоже процветал советский подход. Но с начала российской спецоперации Сырский заслужил неоспоримое уважение, в том числе, благодаря успешной обороне Киева и освобождению Харькова.
Правда, ему приписывают провальную оборону Артемовска (Бахмута) в прошлом году, где, на мой взгляд, он напрасно оборонял совершенно разрушенный город, который, кстати, не представлял особой тактической ценности. Теперь Сырскому придется реорганизовать армию, придать ей новый драйв и оптимизм на будущие месяцы боев. Конечно, это будет непросто. Я также думаю, что в случае военных неудач в украинской среде ему будут пенять на то, что он этнический русский, хотя, конечно, это несправедливо.
До Киева и Одессы: фронт протяженностью тысячи километров больше не стоит. Россия хочет идти вперед, а Украину до катастрофы довел ее главный союзник, который принимал решения вместо нееОсвобождение Авдеевки стало переломным моментом в конфликте на Украине, пишет Advance. Фронт оживился, ситуация теперь начнет развиваться стремительно. Россия взяла инициативу в свои руки и намерена добиться всех задуманных целей.
26.02.202400
— Если украинцы все-таки наконец получат военную помощь от США, которая еще не одобрена конгрессом, удастся ли им восполнить отставание в численности армии?
— Это главная проблема. Вообще мы слишком сосредоточены на оружии. Об этом так часто говорят и СМИ, и общественность. Все ищут какое-то супероружие, которое якобы решит исход войны. Сначала это были ракетные установки, потом бесплотные летательные аппараты, гаубицы, боеприпасы и так далее. Мы забываем, что война — это целый комплекс действий, и главную роль в ней играют люди. По-моему, в мае 2022 года я сказал, что главной проблемой Украины будут люди, потому что потенциала у нее особого нет.
К сожалению, Киев впоследствии пострадал от того, что Украину покинуло большое число граждан. Да и боевой дух у определенной части мужского населения уже не тот, о каком нам рассказывали. Это проблема скорее политическая, и решать ее придется президенту Владимиру Зеленскому и его команде, а не военным.
— Проект нового закона о мобилизации, который призван пополнить ряды ВСУ, украинская общественность приняла весьма прохладно. И якобы именно потому, что Валерий Залужный настаивал на призыве новых солдат, его и отправили в отставку…
— Меня это удивляет больше всего. Страна ведет вооруженный конфликт, и все должны понимать, что войска нуждаются в пополнении. Если не будет людей, причем — я подчеркну — людей подготовленных и обученных, то никакая техника не поможет. Эти постоянные сомнения и отсрочка начала мобилизации в итоге навредит прежде всего новобранцам. Если они не успеют пройти основательную подготовку, то на фронт их отправят плохо подготовленными. А в таких подразделениях потери бывают очень большими.
— Когда, как вы думаете, наступит критический момент? Может, уже этой весной?
— Если украинцы не проведут мобилизацию достаточно быстро, решающий момент наступит уже весьма скоро. Уже сейчас русские продвигаются за Авдеевкой далее на запад, обходят Купянск с севера, а на юге движутся на Работино и бьют также к северу от Артемовска (Бахмута). То есть ситуация на фронте сложилась очень тяжелая. Нужно ставить цель не полностью остановить русских, а хотя бы замедлить их продвижение. Но я подчеркиваю, что это будет возможно после значительного пополнения личного состава. Если Зеленскому это не удастся, фронт может начать рушиться уже в конце весны.
— Насколько еще вообще реальна украинская цель выбить русских, оттеснив их к границам до 2014 года?
— Официально это все еще главная стратегическая цель, поставленная президентом Владимиром Зеленским. Но в этом году добиться ее точно не получиться. Если в этом году Киеву удастся помешать русским захватить новые территории, это уже будет успехом.
— Президент Владимир Путин недавно напугал американцев намерением отправить ядерное оружие на орбиту. По-вашему, это реальная угроза или это очередной блеф?
— Владимир Путин, насколько я знаю, не так давно опроверг подобные сообщения, хотя, конечно, полностью поверить ему трудно. Еще в 80-е годы мы узнали теорию так называемых звездных войн, которую сформулировала администрация президента США Рональда Рейгана. Тогда речь шла именно о применении ядерного оружия в космическом пространстве.
Разместить ядерные боезаряды на орбите само по себе нетрудно. Но, как я думаю, русские сейчас этого не планируют, потому что и сами пострадали бы. С другой стороны, правда, что Владимир Путин и его окружение приняли уже столько нелогичных решений, что и подобных идей мы исключить не можем.
Время работает на Путина. В отличие от прошлого года теперь кризисы повсюду куда ни киньЛучше всего атмосферу, царившую на прошедшей Мюнхенской конференции, характеризует фраза "мир несется в тартарары", пишет Lidovky. Год назад перспективы Украины большинству на Западе казались радужными. В этот раз на конференции говорили об опасениях и депрессивных прогнозах.
25.02.202400
— Недавно умер известный российский оппозиционер Алексей Навальный, и многие пришли отдать ему дань памяти, но режим Владимира Путина не демонстрирует ни единого признака эрозии. По-вашему, он сильнее, чем был год назад или даже до начала конфликта?
— На мой взгляд, режим Владимира Путина по-прежнему очень силен. Владимир Путин извлек уроки из войны в Афганистане, которая стала крупнейшим кризисом для Советского Союза в 80-е годы и предзнаменовала его распад. Большой опыт он также накопил благодаря войнам в Чечне, где в меньших масштабах повторилось то же после образования Российской Федерации. Сейчас Кремль настолько успешен в пропаганде, что российская общественность поддерживает СВО, хотя количество жертв во много раз превосходит потери в Афганистане.
— Если бы Владимир Путин действительно добился успехов на Украине, то каким будет его следующий шаг? По-вашему, он на самом деле мог бы угрожать восточному крылу Североатлантического альянса?
— С моей точки зрения, это было бы для него слишком рискованно. Европа, конечно, проспала момент, когда нужно было вооружаться, но у нее по-прежнему огромный потенциал, и Владимир Путин это знает. Думаю, что если Владимир Путин на Украине дойдет, скажем, до Днепра, то постарается воплотить свою давнюю мечту о восстановлении советской империи. Тогда он сосредоточится на таких регионах, как Молдавия, Армения, Грузия и других странах постсоветского пространства.
— А как отреагируют США? Некоторые эксперты предполагают, что если на президентских выборах победит Дональд Трамп, то гарантии НАТО для некоторых стран могут ограничиться или даже аннулироваться.
— Я бы сказал, что кто бы ни победил на выборах: Дональд Трамп или Джо Байден, — США будут давить на европейских союзников, чтобы те взяли ответственность за свою безопасность и выделяли больше денег на вооружение. Приоритетом Соединенных Штатов Америки в области безопасности теперь будет Тихоокеанский регион и отношения с Китаем в условиях потенциальной конфронтации с ним. Однако не стоит ждать, что США немедленно ограничат гарантии Североатлантического альянса или остановят помощь Украине. Если американцы, например, допустят захват новых территорий Украины, то это может подвигнуть Китай к захвату Тайваня. А в Вашингтоне ни в коем случае не хотят такого развития событий.