Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Зеленский заявил, что за время конфликта Украина потеряли 31 тысячу солдат погибшими, пишет UnHerd. Однако эти цифры не совпадают ни с оценками экспертов, ни с собственными подсчетами автора статьи. Более того, они противоречат информации о кадровом голоде в ВСУ.
Ноа Карл (Noah Carl)
В воскресенье президент Владимир Зеленский заявил, что потери ВСУ в конфликте с Россией составили 31 000 погибших. Это первое официальное заявление о потерях украинских войск с декабря 2022 года. В социальных сетях многие усомнились в правдоподобии этой цифры. Но что говорят факты?
Цифра Зеленского в 31 000 погибших, безусловно, противоречит другим оценкам. Буквально сегодня российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что потери ВСУ составляют 444 000 человек. При соотношении убитых и раненых один к трем безвозвратные потери в таком случае должны составить 111 000. Разумеется, у русских есть стимул преувеличивать потери врага, поэтому безоговорочно доверять заявлениям Шойгу все же не стоит.
Но даже американцы называли цифры гораздо более высокие, чем у Зеленского. Еще в августе прошлого года официальные лица сообщили "Нью-Йорк тамс", что ВСУ потеряли убитыми “около 70 000” солдат. Имен конкретных функционеров мы не знаем. Хотя политика США заключается в том, чтобы “поддерживать Украину столько, сколько потребуется”, некоторые чиновники в частном порядке предпочитают “голубиную” стратегию и, следовательно, склонны преувеличивать потери Украины в беседах со СМИ.
Победы России на Украине скорее символические, чем стратегические. А вот Киев в гораздо худшей ситуацииУкраина серьезно ошиблась, когда решила до последнего отстаивать некоторые территории и чрезмерно положилась на иностранную помощь, пишет The Print. Ее же западные союзники, в свою очередь, не сумели предоставить эту помощь достаточно быстро. Череда подобных провалов довела Киев до критического состояния.
28.02.202400
Однако цифра в 31 000 не соответствует даже другим оценкам украинского правительства. Официальные лица на разных этапах конфликта раскрывали количество ежедневных смертей, и цифры варьировались от “50–100” до “200–500”. Взяв нижнюю границу медианного интервала (100) и умножив на количество дней с начала боевых действий, мы получим цифру в 73 300 погибших.
Возможны ли более достоверные цифры, чем непроверяемые оценки чиновников?
Вполне. Анонимный сайт UALosses собрал базу данных погибших солдат ВСУ на основе общедоступной информации вроде заявлений местных властей и сообщений родственников в соцсетях. На сегодняшний день в базе данных числится 42 152 записи. Чтобы проверить ее надежность, издание “Медиазона” вручную проверила случайную выборку из 400 записей и выяснила, что 96% из них достоверны. Издание также заключило, что “дублей” во всей базе данных не более 500.
Это убедительное доказательство того, что цифра Зеленского занижена — как минимум на 10 000 смертей. На самом же деле, утверждается на веб-сайте, “поскольку учитываются лишь данные, доступные в интернете, реальный уровень потерь оценивается как значительно более высокий”.
Еще одна база данных погибших украинских солдат (составленная аналитиками пророссийского Telegram-канала “Рыбарь”) доступна на сайте WarTears. В настоящее время там насчитывается 69 005 записей. Однако ее проверить труднее, поскольку там нет внешних ссылок.
Любопытно, что все та же “Медиазона” совместно с русской службой Би-би-си составила собственную базу данных о погибших российских солдатах, в которой на данный момент числится 44 654 записи. Как и UALosses, составители предупреждают, что “истинное число погибших, несомненно, выше”. Это говорит о том, что обе стороны могли понести сопоставимые потери, что вполне возможно в боевых действиях на истощение.
Разумеется, мы не знаем наверянка, сколько записей отсутствует в каждой из баз данных. Однако политолог Джон Миршаймер привел теоретические обоснования, почему украинские потери должны быть выше. У России гораздо больше артиллерии, а именно на нее приходятся основные потери в боевых действиях на истощение. Кроме того, больше потерь обычно несет наступающая сторона, а ВСУ провели в наступлении бóльшую часть последних полутора лет (в Харькове, Херсоне, а затем в Запорожье).
Используя принципиально иной метод, я получил оценку, превышающую все вышеупомянутые. Прошлым летом Киевский международный институт социологии опрашивал украинцев, есть ли у них погибшие родственники или друзья. Из опрошенных 63% ответили утвердительно. Сопоставив эту цифру с аналогичными данными опроса YouGov, где жителей разных стран спрашивали, есть ли у них друзья или родственники, скончавшиеся от коронавируса, и сравнив с фактической смертностью в пандемию в этих странах, я подсчитал, что в общей сложности могло погибнуть до 188 000 украинцев (причем сюда относятся и гражданские потери).
Наконец, цифра Зеленского не сочетается и с общепринятой риторикой о “кадровом голоде” в рядах ВСУ. В июле 2022 года министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что численность вооруженных сил страны составляет 700 тысяч человек. Откуда же теперь взяться “кадровому голоду”, если погибло “всего” 31 000 человек?
Точные потери ВСУ неясны. Реальные потери могут значительно превышать 100 000. Но мы можем сказать наверняка, что цифра Зеленского в 31 000 погибших существенно занижена.