Европа близка к "плану Б" по использованию замороженных российских денег

FP: в ЕС предложили использовать проценты от российских активов для помощи Киеву

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США требуют полной конфискации российских активов, но из-за страха перед последствиями ЕС на такой шаг не решается, пишет FP. Брюссель готовит альтернативный вариант использования этих средств, который предполагает направить проценты от них на финансирование Киева.
Опасаясь конфискации всех российских государственных активов, Европа может выбрать второй вариант, который будет давать Украине миллиарды евро ежегодно.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Соединенные Штаты все еще настаивают на полной конфискации всех замороженных средств российского Центробанка, чтобы за счет этих денег помочь Украине, в то время как республиканцы в палате представителей продолжают блокировать пакет помощи Киеву. Но сегодня становится все яснее, что у Европы есть только один реалистичный подход к использованию российских денег для финансирования Украины. Он заключается в конфискации гораздо меньшей суммы, которая составляет около одного процента от замороженных российских средств.
Важный вопрос заключается в том, можно ли из этой относительно небольшой суммы выжать еще больше средств, чтобы предоставить Украине более существенную и непрекращающуюся помощь. Сейчас Киев больше беспокоит не послевоенное восстановление страны, а удручающая ситуация на фронте, где войскам не хватает боеприпасов.
"Налицо масштабный кризис финансирования. Европа и Запад на самом деле никак не решают эту проблему", — сказал Тимоти Эш (Timothy Ash), занимающийся вопросами стратегии в компании RBC Bluebay Asset Management и работающий научным сотрудником в британском Королевском институте международных отношений Чатем-Хаус. По его расчетам, Украине нужно примерно 100 миллиардов евро в год на борьбу с российской армией и еще 50 миллиардов евро в год на восстановление.
Военный эксперт о нехватке на Украине западного оружия: “Не представляю, чтобы ВСУ перешли в наступление в ближайший год”Нового наступления ВСУ в ближайшее время можно не ждать из-за нехватки техники, оружия и боеприпасов, заявил DR доцент Датской военной академии Петер Вигго Якобсен. Проблема в задержках поставок западной помощи. К примеру, датские танки и истребители F-16 опаздывают уже на полгода.
Значительная часть этих денег теоретически имеется в наличии. Похоже, нет никаких непреодолимых препятствий для того, чтобы конфисковать все 300 миллиардов долларов замороженных средств российского Центробанка, которые хранятся в Европе, США и ряде других стран. Не хватает политической воли. Закон, разрешающий такую конфискацию, пока не утвержден во всех палатах конгресса (хотя версию такого закона могут включить в очередную попытку конгресса утвердить помощь Украине) и в Европе. Опасаясь возмездия со стороны России, эти страны не решаются идти на более агрессивные меры.
Но в Брюсселе набирает силу менее опасный и спорный вариант. Он предусматривает конфискацию примерно трех миллиардов долларов в год, которые накапливаются в виде процентов от замороженных российских активов, и передачу этих денег на нужды Украины. Это лишь малая доля более амбициозных и решительных предложений, и по поводу этих средств тоже возникает немало вопросов правового характера. Но данное предложение пользуется большей политической поддержкой со стороны ключевых стран, таких как Бельгия (где хранится львиная доля замороженных российских денег).
В прошлом месяце Евросоюз официально распорядился забирать накапливающуюся прибыль от российских активов и хранить ее отдельно от основной суммы, чтобы позднее направить эти деньги в помощь Украине. На прошлой неделе председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пошла еще дальше, заявив, что эти доходы можно использовать не только на восстановление Украины в будущем, но и на закупки оружия сегодня. В понедельник украинский премьер-министр Денис Шмыгаль сказал, что Бельгия готова выделить часть вырученных денег (они хранятся в основном в бельгийском депозитарии Euroclear) на удовлетворение военных потребностей Украины.
"Все поступающие сигналы указывают на то, что Европа готова использовать доходы Euroclear, — сказал эксперт по потокам капиталов и государственному долгу Брэд Сетсер (Brad Setser), работающий в Совете по международным отношениям. — Единственный вопрос заключается в том, как управлять средствами за пределами Euroclear, и готовы ли менеджеры действовать изобретательно, чтобы максимально увеличить поток доходов".
Сетсер, как и многие другие экономисты, предлагает более агрессивный подход к управлению арестованными средствами ЦБ РФ. По его словам, сегодняшние три миллиарда евро накоплений в год — это не верхний, а нижний предел.
"Три миллиарда евро — это самое малое из всех возможных чисел, какие только можно представить. Средств должно быть намного больше", — сказал Сетсер, ранее работавший в министерстве финансов США. С учетом того, что замороженные российские активы могут остаться без движения еще довольно длительное время, он ратует за более инициативный и действенный подход. Например, можно вложить накапливающиеся в Европе прибыли в более доходные американские долларовые депозиты либо в еще более высокодоходные государственные долговые обязательства разных стран.
Такая точка зрения находит все больше сторонников среди экспертов из области финансов, которые приводят экономические и моральные доводы в пользу более активного использования российских средств. Эш предлагает инвестировать эти российские доходы в облигации развивающихся рынков, которые могут приносить прибыль до 10% в год. Есть и другая, более смелая идея: использовать эти деньги для покупки украинских государственных облигаций напрямую. Тем самым, замороженные российские богатства помогут выживанию Украины. Есть и другие предложения, например, брать ежегодные доходы для обслуживания долга по будущим выпускам облигаций ЕС, которые можно будет использовать для финансирования Украины одной большой суммой.
По мнению Эша, поиск оптимальных способов применения замороженных российских средств является политической необходимостью. Размеры помощи европейских налогоплательщиков Украине составляют на сегодня десятки миллиардов долларов, а российские средства вообще не используются. Отчасти это вызвано опасениями нарушить мнимые имущественные права российского государства.
"Доллары наших налогоплательщиков подчинены российским налогоплательщикам, — сказал Эш. — Мы готовы платить по счетам за российскую военную операцию, но не готовы брать плату с России".
С тех пор как в прошлом году начали раздаваться голоса в пользу конфискации замороженных российских средств, ситуация меняется по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, как заявила на прошлой неделе фон дер Ляйен, эти средства считаются не только предоплатой на восстановление Украины, которое обойдется примерно в 400-500 миллиардов долларов. Нехватка артиллерийских снарядов, современных истребителей и средств поражения большой дальности помешала Украине провести запланированное контрнаступление в прошлом году и позволила России в этом году завладеть инициативой на поле боя, невзирая на ошеломляющие потери.
"Пока еще немного рано говорить о полном восстановлении, — сказал Сетсер. — Украина ведет борьбу за выживание". По его словам, одно из преимуществ предложения фон дер Ляйен заключается в том, что Украина получит постоянный и предсказуемый поток средств на закупки оружия. Это поможет дать мощный толчок производству остро необходимых боеприпасов на отстающих европейских предприятиях.
На Украине Запад разжигает "особую войну"Обнародованный разговор немецких офицеров показал, как именно Запад планирует затянуть конфликт на Украине на фоне явного провала ВСУ, пишет Cumhuriyet. США и их союзники не отправят солдат на поле боя. Вместо этого они будут вести "особую войну".
"Мне кажется, в предложении фон дер Ляйен ясно прозвучала мысль о том, что если вложить средства в ценные бумаги с десятилетним сроком, это обеспечит Украине стабильный доход в будущем и средства на закупки оружия, — отметил Сетсер. — Деньги можно использовать для закупок оружия в этом году и в следующем. Тем самым, будет создан стимул для наращивания его производства".
В целом, неспособность Европы (и США) потратить относительно небольшие суммы на борьбу Киева означает, что если Россия одержит верх над Украиной, остальные европейские страны ощутят серьезную угрозу, и в будущем им придется заплатить гораздо больше, чем несколько десятков миллиардов евро из российских денег сегодня. Европейские страны увеличивают военные расходы, доводя их до рекордного уровня, но в основном они не дотягивают до неофициального порогового значения в 2% ВВП, как того требуют правила НАТО. Эш считает, что в случае поражения Украины Европе придется выделять на оборону ближе к 3% ВВП — а это около 400 миллиардов евро в год, каждый год.
"Является ли безопасность Украины приоритетом для других стран? Я бы сказал, несомненно является. Тогда как мы собираемся ее финансировать? — спросил Эш. — В итоге для этого надо делать все необходимое. А единственный надежный источник финансирования для Украины — это российские активы".
Обсудить
Рекомендуем