Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Потеря Авдеевки нанесла ощутимый удар по моральному духу ВСУ, но подбодрила российских солдат, пишет GN. Освобождение этого города также имеет и стратегическое значение: открыт путь для прорыва в важнейшую агломерацию Краматорск — Славянск.
В первые сто дней войны Израиль сбросил на Газу бомбы, которые по количеству килотонн равны трем атомным бомбам. В итоге и американцы, и весь мир, а со временем и сами израильтяне всю вину за эту палестинскую трагедию свалят на Нетаньяху. Но Израиль, как обычно, достигнет своих целей и продолжит жить дальше, как будто ничего не произошло. Ради этого можно пожертвовать одним политиком. А кого волнуют этика, правда и справедливость? Ведь вокруг царят ложь, интересы и право сильного.
Недавняя сдача украинского города Авдеевки в Донецкой области, оборону которого держали почти пять тысяч бойцов ВСУ, продолжает привлекать внимание мировой общественности, и дискуссии вокруг этого события не утихают. Об этом я напишу чуть ниже в статье, а сначала я бы хотел напомнить о роли и важности самой Авдеевки.
И Киев, и Запад назвали ее "неприступной крепостью"
Авдеевка была не только символом украинской обороны еще с 2015 года, когда шла война с пророссийскими сепаратистами на Донбассе (она, кстати, еще не закончилась, а лишь "остановилась" в момент начала российской спецоперации в феврале 2022 года), но и самой укрепленной украинской твердыней - "неприступной крепостью", как ее называли в Киеве и на Западе. Там на протяжении нескольких лет возводились самые современные укрепления по стандартам Североатлантического альянса с подземными армировано-бетонными бункерами и тоннелями. Город обороняли элитные украинские бригады, располагавшие западными ракетными системами типа "Хаймарс", благодаря которым они часто обстреливали, не выбирая целей, Донецк, который лежит менее чем в 20 километрах от Авдеевки.
Возведение столь укрепленной твердыни, буквально беспрецедентной, подтверждало, что украинские войска готовятся продолжать войну не с сепаратистскими силами, которые в основном лишь оборонялись. В противном случае столь мощное и дорогое сооружение было бы бессмысленно. Кроме того, сепаратисты хоть и получали военную помощь из Российской Федерации все эти годы, но в численном и техническом отношении не могли сравниться с украинской армией, которая быстро росла. Насколько за прошедшие годы она усовершенствовалась лучше всего показало начало российской спецоперации, когда после первоначального шока украинские войска быстро консолидировались и начали оказывать мощное сопротивление, крайне удивив российских стратегов, да и подавляющее большинство западных аналитиков. ВСУ преобразовались в очень внушительную военную силу, которую до недавнего времени и до ее поражений после провала летнего контрнаступления по силе, подготовке и военному опыту в Европе превосходила только турецкая армия (с этим согласны многие западные военные аналитики).
Таким образом, было известно, что Киев готовит Авдеевку к роли ключевого оборонного оплота в большом конфликте с Россией, который, как ожидалось, рано или поздно начнется на фоне резкой политической риторики и общего состояния взаимоотношений России и Запада. Украинские и натовские стратеги логично предполагали, что основной удар российских сил при содействии пророссийских сил на Донбассе будет нанесен именно со стороны Донецка, так как он максимально близок к украинским укреплениям и необходимо обеспечить безопасность этого города-миллионника.
Авдеевка должна была принять на себя первый удар российских сил и предотвратить их дальнейший прорыв к важнейшей черте всей украинской обороны — агломерации, которую образуют города Краматорск и Славянск, в каждом из которых около ста тысяч жителей. Если российские войска их возьмут, то де-факто откроют себе путь через украинские степи прямо к реке Днепр, поскольку никаких укрепленных фортификаций там больше не остается. Тогда пришлось бы в ускоренных темпах возводить какие-то новые укрепления в глубине украинской территории, но они уже даже отдаленно не напоминали бы ту твердыню, в которую превратили Авдеевку.
Русские сделали большой крюк
Конечно, российские стратеги хорошо знали о мощи оборонительных линий украинской армии на Донбассе, прежде всего, благодаря информации, полученной от местных пророссийских формирований, которые видели их собственными глазами и знали, где находятся важнейшие неприятельские укрепления. Поэтому в ходе российской специальной военной операции основные силы сделали большой крюк, обойдя Донбасс, и с северо-запада, через территорию Белоруссии, двинулись с танками на Киев, а из Крыма, на юге, — в Запорожье и Херсон. Значительная часть этих областей вскоре перешла под российский контроль.
В Донецкой области сепаратистские силы, подкрепленные новыми российскими соединениями, отчаянно бились именно на авдеевском направлении. Это подтверждается тем фактом, что именно Донецкая оборонительная линия сдвигалась крайне медленно в пользу русских по сравнению с другими участками фронта. Так, на юге Донецкой области после трех месяцев ожесточенных боев России удалось взять полумиллионный Мариуполь, важнейший украинский порт на Азовском море, а относительно скоро, уже к концу 2022 года, ей удалось почти полностью захватить и всю соседнюю Луганскую область. Это уже не 40%, которые до вооруженного конфликта контролировали пророссийские силы.
При этом на полях сражений на периферии Донецкой области российские силы оставались полностью блокированы, а продвижение измерялось буквально метрами в день, если вообще было.
Падение Артемовска (Бахмута) и Марьинки как зловещее предзнаменование
Кроме Авдеевки, самыми мощными украинскими укреплениями, пусть и значительно слабее нее, были города Артемовск (Бахмут) – к северу от Авдеевки, и Марьинка – к югу от нее. Оба пали ранее, что послужило зловещим предзнаменованием грядущих тяжелых дней для защитников Авдеевки. Артемовск был взят в начале мая прошлого года, а Марьинка относительно недавно.
Бои, которые велись за все три города, сопоставимы только с величайшими битвами Второй мировой войны, особенно по количеству артиллерийского оружия всех видов, которого было много с обеих сторон. В итоге России удалось успешно воспользоваться важнейшим превосходством в количестве примененных снарядов в день.
Авдеевка хоть и намного меньше Артемовска (до начала спецоперации там проживали 30 тысяч жителей, а в Артемовске — 70 тысяч), но превосходила его по стратегической важности. Артемовск имел в основном символическое, психологическое значение, которое росло по мере продолжения его длительной обороны (…).
Таким образом, взятие русскими войсками Авдеевки не только нанесло ощутимый удар по моральному духу ВСУ и населения, а также произвело прямо противоположное действие на российские силы. Падение Авдеевки имеет еще и стратегическое значение, поскольку открывает путь для скорого прорыва в упомянутую важнейшую агломерацию Краматорск — Славянск. Если русские ее возьмут, то де-факто замкнут границу Донецкой области, то есть Донецкой Народной Республики (ДНР), как ее официально называет Москва. Под этим названием регион был принят в состав Российской Федерации в октябре 2022 года. Кроме того, эта победа создала условия для планирования и проведения новых масштабных сухопутных операций стратегической важности.
Российские диверсанты вошли в город по канализационной системе длиной три километра
Обозначив роль и отметив всю важность Авдеевки, я возвращаюсь к вводному предложению и дискуссии, которая продолжается в аналитических и медиа-кругах на Западе и в России в связи с этим городом. В ходе дискуссии упоминаются важные внутриполитические (для Украины) и международные геополитические аспекты, которые могут сыграть в перспективе большую роль.
Во-первых, все больше подтверждений тому, что отход ВСУ из Авдеевки носил стихийный и хаотичный характер, а не был организованным. Хуже того, отступление последовало не за приказом недавно назначенного главнокомандующего ВСУ генерала Александра Сырского (он сменил очень популярного среди военнослужащих и мирных жителей генерала Валерия Залужного, тоже живой символ украинского сопротивления), а еще до него.
Военный эксперт о нехватке на Украине западного оружия: “Не представляю, чтобы ВСУ перешли в наступление в ближайший год”Нового наступления ВСУ в ближайшее время можно не ждать из-за нехватки техники, оружия и боеприпасов, заявил DR доцент Датской военной академии Петер Вигго Якобсен. Проблема в задержках поставок западной помощи. К примеру, датские танки и истребители F-16 опаздывают уже на полгода.
01.03.202400
Эту версию вскоре после взятия города первой озвучила российская сторона, а Киев тут же опроверг. При этом российские СМИ начали показывать все больше кадров и сообщать дополнительной информации о самой российской военной операции, которую (сейчас это признают и влиятельные американские СМИ) провели блестяще с точки зрения военного профессионализма — планирования и реализации. Все было сделано так хорошо, что скорость, с которой русские взяли Авдеевку, удивила даже саму российскую сторону, которая ожидала успеха не раньше марта.
В ходе операции по взятию города россияне продемонстрировали чрезвычайно хорошую слаженность и применение почти всех родов войск, начиная с штурмовиков и стратегических бомбардировщиков, артиллерии и ракетных установок вплоть до разного рода дронов, примененных с умом, и специальных военных подразделений. Так, поступают новости и видео-подтверждения о том, что российские диверсанты пробрались в тыл к защитникам Авдеевки по канализационной системе протяженностью три километра и диаметром менее одного метра, обеспечив важнейшую поддержку из тыла, которая способствовала окончательному перелому. (…)
Это еще не российское наступление
Многое говорит о том, что Россия еще не начала никакого большого наступления вроде прошлогоднего украинского. Пока россияне ограничились Авдеевкой и продвижением под Купянском и в Харьковской области. Речь идет исключительно о перехвате русскими инициативы, то есть о переходе от фазы обороны к активным наступательным действиям.
Иными словами, Украина на фронте протяженностью более тысячи километров все еще располагает достаточным количеством укреплений, которым, однако, грозит опасность в большей мере из-за проблем с пополнением и ротацией в армии, чем из-за поставок вооружений, хотя на политическом уровне и в СМИ именно на оружии делается особый акцент. Оружия на Украине все еще много, и оно продолжает каждый день поступать из западных государств, например, недавно военную помощь отправили Финляндия и Швеция. Это подтверждает и тот факт, что после взятия Авдеевки россияне обнаружили склады и подвалы, забитые новым оружием, которого было бы достаточно, чтобы удерживать город еще несколько недель, если не дольше. Выходит, проблема кроется в чем-то другом.
Отчасти причины следует искать в Киеве, где разворачивается политическая борьба, еще более ужесточившаяся после падения Авдеевки. Также проблемы вызваны американской внутриполитической борьбой в предвыборный год.
Элиты мыслят совершенно не так, как их граждане
По этим причинам, уж точно неслучайно, недавний опрос, проведенный в государствах Европейского Союза центром ECFR, показал, что всего десять процентов европейских граждан верят в победу Украины. 20% убеждены, что победит Россия, а больше всего, 37%, респондентов полагают, что вооруженный конфликт завершится за переговорным столом. Больше всех в победу Украины верят поляки, шведы и португальцы (по 17%), а в победу России — венгры (31%), за которыми следуют греки (30%) и испанцы (21%).
Однако мысли западных политических элит под руководством Джо Байдена диаметрально отличаются от хода мыслей собственных граждан. Элиты продолжают делать вид, что не замечают происходящего в реальности, и продолжают утверждать, что Украина сможет победить Россию и вернуть себе свои территории и что военное поражение российских сил приведет к стратегическому поражению Российской Федерации.
Но они и не могут говорить ничего другого. Они уже слишком увязли в украинском вооруженном конфликте, уверовав, что он может привести к российскому поражению, после провала российской армии в начале и после отступления из-под Киева. Поэтому они и помешали переговорам между Москвой и Киевом, посредником в которых выступила Турция, хотя там уже вырисовывались конкретные очертания того, что необходимо для достижения окончательного соглашения. Эта уверенность Запада в полной победе Украины еще усилилась после побед украинцев в Харьковской области летом 2022 года, а также после отхода российских сил в сентябре того же года на левый берег Днепра в Херсонской области, в том числе уход из Херсона. (…)
Большинство украинцев считает поддержку Запада решающей, однако уверенность в ней упала до минимумаУверенность украинцев в том, что Запад продолжит им помогать, упала до минимума, пишет BI со ссылкой на опросы общественного мнения. Среди граждан Незалежной растет уверенность в том, что США и Европа уже устали от них и хотят начать переговоры с Россией.
05.03.202400
Трудно остаться целым, когда заварил такую кашу
Эндрю Хилл, американский профессор международных отношений, опубликовал статью в "Хилл", в которой, в частности, написал: "Те, кто публично заявлял, что Украина нанесет решающее поражение России во время столь ожидаемого, но в итоге провального весенне-летнего "контрнаступления" 2023 года, продолжали упорствовать. Иными словами, они игнорировали действительность, не желая признавать, что вера в окончательную победу Украины ничем не обоснована и что любой здравомыслящий человек уже изменил бы свое мнение, видя происходящее".
На мой взгляд, американский профессор совершенно прав. Вот несколько аргументов в пользу этого.
Во-первых, на недавно завершившейся Мюнхенской конференции по безопасности немецкий министр обороны Борис Писториус заявил, выступая с речью, что убежден в окончательной военной победе Украины и в необходимости продолжать ей помогать до самого победного конца, как это делает сейчас Германия в ожидании стратегического поражения России. При этом он призвал все страны, помогающие Украине, отправлять ей ракеты большой дальности, чтобы Киев наносил удары "в глубоком российском тылу" по российским стратегическим объектам.
Но уже днем позже, 22 февраля, немецкий парламент отклонил предложение блока ХДС/ХСС об отправке на Украину современных немецких крылатых ракет большой дальности (500 километров и скорость 1000 км/ч) "Таурус", которые Украина уже давно просит. Предложение отклонила правящая "многоцветная коалиция", в которую входит Писториус, так как канцлер Олаф Шольц выступил против, заявив, что подобный шаг может привести к серьезной эскалации вооруженного конфликта на Украине.
Параллельно администрация Байдена давит на европейских союзников, чтобы те отправили на Украину свои системы ATACMS американского производства, а потом американцы собираются восстановить европейские запасы этих ракет, как только Конгресс одобрит очередной пакет финансовой помощи Киеву (большая ее часть предназначена американским производителям оружия, а остальное получит Украина). Точно так же поступили с американскими танками "Абрамс", которые в очень небольшом количестве (обещано всего 30) стыдливо появились на Украине уже в самом конце ее летнего контрнаступления. К тому моменту уже сгорело немалое количество немецких "Леопардов", отправить которые в начале прошлого года Байдену насилу удалось убедить канцлера Шольца. Джо Байден пообещал ему параллельно отправить американские "Абрамс", как только США выполнят свои договорные обязательства перед другими государствами относительно этих танков.
Вот еще один пример.
Европейские страны, начиная с Великобритании, Франции, Германии, Италии и заканчивая теперь уже и Данией, заключают с Украиной так называемые двусторонние соглашения о гарантиях безопасности, пока она не войдет в НАТО, и тогда уже альянс возьмет на себя эти обязательства. Это пообещали Киеву после того, как на саммите НАТО прошлым летом в Вильнюсе Украине не дали зеленый свет на вступление в альянс, а лишь создали Совет НАТО — Украина. При этом двусторонние билатеральные договоры с Киевом преподносятся как временная мера.
Однако на деле эти документы юридически ни к чему не обязывают, и, как откровенно сказал на прошлой неделе министр иностранных дел Италии и заместитель премьера Антонио Таяни, обращаясь к явно обеспокоенному Сенату, "договор носит символический политический характер и заключен в знак защиты международного права". По словам Таяни, по структуре договор аналогичен тем, которые чуть ранее с Украиной подписали Франция, Германия и Великобритания, и не предусматривает никаких правовых или финансовых обязательств, как и автоматической политической и военной помощи.
Правда, когда в Киеве посла США спросили, когда же его страна подпишет договор о гарантиях безопасности с Украиной, он не ответил ничего конкретного и не обозначил никаких, даже приблизительных, сроков.
У элит нет выбора
Иными словами, у нынешних политических элит на Западе не остается иного выбора, как только продолжать крутить заезженную пластинку и говорить о помощи Украине до победного конца. Ведь в противном случае элиты рискуют потерять свое политическое будущее, так как поставили на победу Украины все и пожертвовали всем, прежде всего, экономическими и энергетическими интересами. Позволить себе подобное в предвыборный год не могут ни в ЕС, ни в США. Для каждого из этих руководителей выборы дома куда важнее проблем Украины, пусть они и пытаются убедить нас в обратном. В этом смысле Джо Байден, конечно, не исключение. Ведь если бы его больше интересовала Украина, он с легкостью согласился бы на предложение республиканцев об укреплении американской границы с Мексикой, а в обмен получил бы 60 миллиардов долларов для Украины. Но он хорошо понимает, что в таком случае проиграет выборы, поскольку акцент на миграционную проблему — главный предвыборный козырь Республиканской партии.
Точка перелома. Киев без помощи ждет поражение, и в этом году все решитсяРусские перехватили инициативу на поле боя, пишет iDNES. При этом западная помощь опаздывает, а общественность все больше сомневается в способности Киева победить. В Европе прекрасно понимают, чем все закончится, причем очень скоро.
26.02.202400
Поэтому риторика западных лидеров все больше отличается от их реальных действий, которые куда осторожнее, и это подтверждает, что они еще не совсем лишились разума, а ищут выход из крайне неблагоприятной и опасной ситуации. Как удовлетворить Киев и остаться чистыми в глазах собственной и мировой общественности, с одной стороны, а с другой, как не довести дело до прямой войны с Россией, которой никто из них, как и Москва, не хочет ни в коем случае.
О том, что они еще не сошли с ума, говорит и новость агентства "Блумберг" от 21 февраля о том, что десять юристов-международников "Большой семерки" ищут возможности для конфискации замороженных российских финансовых активов в Европейском Союзе и США. Ведь если бы они ополоумели, то давно уже это сделали бы.
Конечно, они жалеют не Россию, хотя и понимают, что вышла бы элементарная кража в буквальном смысле, так как нет закона, позволяющего подобное, и никогда не будет. Кроме того, последствия могут быть ужасными и для западной финансовой системы. Не только из-за анонсированных ответных российских мер и вероятной конфискации русскими имущества западных компаний, но и, что страшнее, из-за утраты доверия к западным институтам у других крупных государств и инвесторов за пределами западного круга, которые хранят свои активы в западных банках или проводят их через западные фонды.