Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Брюссель намерен интегрировать украинскую оборонную промышленность в европейские проекты, не дожидаясь вступления Киева в ЕС, пишет TEC. Военные компании Незалежной смогут претендовать на долю в фонде объемом в сто миллиардов евро.
Тамаш Орбан (Tamas Orban)
Европейская комиссия наконец-то обнародовала свои планы по созданию нового гигантского оборонного фонда, призванного стимулировать и унифицировать оружейные закупки по всему блоку. Часть подробностей, включая финансирование, еще предстоит согласовать с государствами-членами, однако план Брюсселя в первоначальной редакции подразумевает постепенную интеграцию оборонной промышленности Украины в масштабные европейские проекты, не дожидаясь вступления страны в ЕС.
"Украина сможет извлечь выгоду из этой стратегии для своей оборонной промышленности и нарастить производственные мощности наравне с европейскими компаниями", — заявил комиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон на презентации плана, состоявшейся во вторник, 5 марта.
"Это сигнал о будущем Украины в рамках ЕС", — добавила исполнительный вице-президент Комиссии Маргрете Вестагер.
Инициатива, получившая название "Европейская программа оборонных инвестиций" (EDIP), на сегодняшний день является самой далеко идущей в своем роде. В отличие от предшественников, носивших более конкретный и прикладной характер (программа ASAP для закупок боеприпасов и EDIRPA для промышленных субсидий), цель EDIP — заложить принципиально новую стратегическую основу для единой оборонной политики ЕС.
Основная цель стратегии — приобщить государства-члены к совместным покупкам внутри блока, а не за его пределами. К 2030 году минимум 40% всех закупок оружия должны осуществляться совместно, а минимум 50% — поступать от европейских производителей.
Дальнейшие цели подразумевают борьбу с бюрократией и волокитой для единых оборонных проектов и закупок, финансирование "неостывающих" производств, которые продолжают выпускать продукцию даже при низком спросе, и, наконец, обеспечение безопасности цепочек поставок (в частности, предлагается выделять денежные средства для скорейшего переоборудования определенных гражданских производственных линий при необходимости). И, разумеется, планируется всеми имеющимися способами крепить оборонную промышленность Украины.
В ответ на прошлые обвинения в намерении подмять под себя еще больше власти и централизовать оборонную политику, чтобы в итоге создать "армию ЕС" (в конце концов, Брюссель действительно предлагал единый оборонный портфель со следующего года), Комиссия попыталась успокоить нервы, подчеркнув, что программа EDIP — это лишь деньги, а конкретные решения предстоит принимать государствам-членам. "Мы лишь предоставляем инструменты", — подчеркнул Бретон.
Однако на данный момент программа EDIP больше напоминает бюджетный швейцарский армейский нож, чем профессиональный набор инструментов. Для начала Комиссия предложила выделить из бюджета 1,5 миллиарда евро — по словам Вестагер, "мягко говоря, не большие деньги". По словам Бретона, план заключается в том, чтобы в итоге сколотить денежный фонд в 100 миллиардов евро. Но единственный вопрос заключается в том, как это сделать.
Разумеется, у Комиссии есть на этот счет некоторые соображения. Один из вариантов — использовать часть так называемых "фондов сплочения" (деньги, отложенные для членов ЕС победнее, для скорейшего "выравнивания"), даже ценой снижения общего пая. Другие варианты — от смены кредитной политики Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), чтобы допустить инвестиции в ВПК вплоть до использования непредвиденной прибыли от конфискованных российских активов, замороженных в бельгийских банках.
Но главная идея, разумеется, — взять еще один совместный кредит, как это было с планом восстановления после пандемии коронавируса. Однако государства-члены до сих пор с содроганием вспоминают, как совместно влезли в долги, поэтому убедить некоторых из них будет непросто.
Но одно можно сказать наверняка: Европа пытается как можно скорее нагнать упущенное за десятилетия халатности и пренебрежения оборонными инвестициями, и это дорого обойдется само по себе, не говоря уже о том, что если вписать в число дольщиков Украину, где не утихают боевые действия, то это поистине бездонная яма, куда деньги можно бросать лопатой.
Но, так или иначе, а раскошелиться европейцам придется. Идея с подключением Украины к этой стратегии еще имела бы смысл, если бы единственной целью было вооружить страну как можно скорее, но поскольку речь идет об обороне ЕС и будущем сдерживании, некоторые государства-члены определенно потребуют дальнейшей оценки, прежде чем дадут согласие.
Подробности плана лидеры ЕС попытаются утрясти на предстоящем саммите, который состоится позднее в этом месяце.
Тамаш Орбан — политический обозреватель журнала The European Conservative, живет в Брюсселе. Родился в Трансильвании, изучал историю и международные отношения в Клуж-Напоке и работал в нескольких институтах политических исследований в Будапеште. Интересуется текущими событиями, общественными движениями, геополитикой и безопасностью Центральной Европы