Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Страны ЕС заключили сделку, которая предполагает пополнить фонд помощи Украине на пять миллиардов евро, пишет TEC. Однако ситуация с выделением средств весьма запутана. Поэтому вместо денег европейцы продолжат посылать Киеву старую военную технику.
Бриджит Райдер (Bridget Ryder)
В среду в Брюсселе дипломаты стран ЕС пришли к соглашению на сумму пять миллиардов евро о дополнительной помощи Украине.
Заключенное послами соглашение теоретически позволит внести в Европейский фонд мира еще пять миллиардов евро до конца года.
Однако Европейский фонд мира считается “внебюджетной” схемой, поскольку средства ЕС не могут идти непосредственно на военные расходы. Тем не менее с начала российской спецоперации именно этот фонд стал для ЕС основным источником военной помощи Украине.
Несколько месяцев назад вопрос о его пополнении увяз в спорах: государства никак не могли договориться о том, какой вклад предстоит внести каждому из участников. Франция хотела, чтобы для Украины закупались лишь военные товары производства ЕС, а Германия настаивала на разрешении неденежных пожертвований (в натуральной форме).
В итоге победила позиция Германии. По условиям соглашения, государства должны отдавать приоритет оружию производства ЕС, но могут и жертвовать оружие и материалы, произведенные за границей, если оборонная промышленность блока не справляется. Наконец, некая неуказанная часть из пяти миллиардов евро предназначена для совместных закупок военной техники.
Но главное, что государства могут вычитать пожертвования в натуральной форме из своих обязательств перед фондом по ставке до 50% (вклад каждой страны в пятимиллиардный фонд определяется его размерами). Как сообщил журнал Politico, присутствовавшие на встрече дипломаты объяснили, что это не означает, что государства-члены могут внести в виде военной техники лишь половину пожертвований. Мелким шрифтом объясняется, что за каждые два евро пожертвованной военной техники государства могут вычесть один евро из необходимого денежного пожертвования в фонд — однако ограничений на вычеты для пожертвований в натуральной форме нет.
В то же время, пока переговоры зашли в тупик, государства-члены продолжали передавать военную технику Украине фактически безвозмездно. По условиям соглашения эти пожертвования будут учитываться по схеме вычетов в натуральной форме.
Так, Германия стала лидером среди стран ЕС по пожертвованиям Украине, выделив на военные поставки 17,7 миллиарда евро. Сейчас ее вклад в Европейский фонд мира составляет 1,2 миллиарда евро в год, но доколе она передает Украине оружие на сумму минимум в 2,4 миллиарда евро, Берлину не придется жертвовать в фонд ни цента. По данным журнала Politico, технически Германия уже выполнила свои обязательства перед фондом мира за этот год за счет обширных пожертвований в натуральной форме, поэтому дальнейшие взносы маловероятны.
Дипломаты признали теоретическую возможность того, что в рамках нового соглашения в Европейский фонд мира новых средств не поступит вообще.
Однако хотя реальное пополнение фонда весьма призрачно, структура новой сделки имеет свои преимущества. Некоторые государства считали фонд бюрократической обузой, поскольку пожертвования передавались в общий фонд, а затем перераспределялись между странами. Прямые же взносы считаются более эффективными.
По данным Кильского института, Германия возглавляет блок по пожертвованиям Украине с 17,7 миллиарда евро, на втором месте идет Дания с 8,4 миллиарда евро и затем Нидерланды с 4,4 миллиарда евро. Между тем Италия пожертвовала 0,67 миллиарда евро, Франция — 0,64 миллиарда евро, а Испания — 0,33 миллиарда евро.
Бриджит Райдер — обозреватель журнала The European Conservative. Имеет ученые степени по испанистике и католическим исследованиям