Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пентагон должен был проследить, чтобы поставленное Украине оружие попало именно тем, кому она предназначалось, пишет AG. Однако задача оказалась крайне сложной. Счетная палата США не смогла установить, реагирует ли ведомство на сообщения об инцидентах с предоставленным ВСУ вооружением.
Филип Вегман (Philip Wegman)
Хотя Пентагон и уверял Конгресс, что ничто из отправленной на Украину военной техники США, не было задержано, украдено или незаконно присвоено иным образом, Счетная палата США не смогла установить в новом отчете, расследует ли Министерство обороны обвинения в неправомерном использовании вооружений, накопившиеся за два года с начала конфликта.
“Если даже не искать, то точно ничего найдешь”, — высказался осведомленный источник о наихудшем случае: когда помощь была присвоена или использовалась не по назначению.
Доклад появился на этапе, когда президент Байден отчаянно пытается сберечь каналы поставок на Украину. Хотя большинство в Конгрессе поддерживает дополнительную помощь, чтобы сдержать натиск России, а Сенат ее одобрил в конце прошлого месяца большинством голосов от обеих партий, пакет помощи все же застопорился из-за сопротивления республиканцев в Палате представителей.
США остаются ведущим поставщиком боеприпасов и иной помощи Украине, предоставив с начала российской спецоперации совокупную поддержку на сумму свыше 42 миллиардов долларов. Основная часть этих средств поступила в соответствии с президентскими полномочиями по сокращению вооружений, которые позволяет президенту передавать союзникам оборудование непосредственно с американских складов. Ранее ежегодная сумма была ограничена потолком в 100 миллионов долларов, однако Конгресс поднял этот лимит до 14,5 миллиарда долларов.
Согласно докладу Счетной палаты, огромный тоннаж и высокие темпы поставок лишили Пентагон “качественных данных” для оценки доставки. Оказалось, что задача обеспечить, чтобы боеприпасы и техника попадала строго в нужные руки, сопряжена с беспрецедентными проблемами, усугубившими хаос боевых действий. В частности, большинство чиновников давно эвакуированы с Украины, а оставшимся запрещено покидать Киев.При этом на них возложена обязанность проследить, что грузы достигли адресата и не были уничтожены, не добравшись до поля боя.
Представители Министерства обороны, однако, утверждают, что они сами и их украинские коллеги с возложенной задачей справляются. “Мы считаем, что украинцы используют все, что мы им передали, подобающим образом”, — заявил Конгрессу более года назад бывший чиновник Пентагона Колин Каль, заверив законодателей, что Министерство обороны проводит регулярные проверки и “четко сосредоточено на этой проблеме”.
Между тем демократия на Украине еще в зачаточном состоянии, а коррупция — наоборот, давнишняя и запущенная. Бесхозяйственность и взяточничество грозят поставить под угрозу будущую помощь, и этот посыл Белый дом старается донести до президента Владимира Зеленского.
“По-прежнему нет никаких признаков сколь-либо широко распространенной коррупции или ненадлежащего использования ресурсов США”, — заявил в интервью изданию RealClearPolitics в октябре прошлого года советник президента Байдена по связям с общественностью Джон Кирби. Америка вновь примеряет на себя роль “арсенала демократии”, и он описал “насущный” сценарий, когда боеприпасы используются сразу же по прибытии.
“Боеприпасы доставляются туда за считанные дни, — объяснил Кирби. — И через считанные дни используются на поле боя”.
Подобная поспешность чревата расточительством или, как выразилась Счетная палата”, “нецелевым использованием поставленных военных товаров”. Как раз в том, что Украина получила так много оружия в столь сжатые сроки, беспартийный правительственный наблюдатель и усмотрел риск.
Согласно докладу, Пентагон “вообще не отслеживает” статус транспортных средств и вооружений, на которые приходится основная часть поставок. Предметы, особо охраняемые от расхищения, такие как приборы ночного видения и часть современных ракет, контролируются с помощью обновленных процедур учета доставки во враждебную среду. Чиновники Министерства обороны часто связываются с украинскими коллегами посредством видеозвонков, электронной почты и текстовых сообщений, чтобы гарантировать получение и отследить текущий статус поставок, говорится в докладе.
Еще больше ситуация осложняется тем, что в разных родах войск США по-разному трактуется само понятие “доставка”. Представители армии сообщили Счетной палате, что по их правилам материальные средства считаются доставленными после того, как покинут “армейский пункт отправления”, хотя в руки ВСУ они могут попасть лишь спустя дни и даже недели. Корпус морской пехоты, напротив, считает технику доставленной лишь по получении подтверждения по электронной почте от чиновников Министерства обороны или их украинских коллег.
“США предоставили большой объем оборудования за крайне сжатые сроки, и неясно, были ли инструкции и процедуры Министерства обороны скорректированы должным образом для более точного учета”, — предупредила директор Счетной палаты по международным отношениям Челса Кенни.
И дело не только в задержках поставок или логистической неразберихе — наихудший сценарий куда опаснее: американское оборудование может попасть в руки противника.
Пентагон утверждает, что проверил одно из утверждений о передаче американских поставок российским войскам. Согласно докладу, представители Министерства обороны соседней Польши сочли эти сведения неправдоподобными и отмели как “российскую дезинформацию”.
Однако Счетная палата установила, что Агентство по военному сотрудничеству, одно из подведомств Министерства обороны, отвечающее за поставки, не отслеживает такие возможности на регулярной основе.
“Хотя представители Министерства обороны заявили об отсутствии достоверных доказательств утечки предоставленных США современных вооружений с Украины, — говорится в докладе, — неясно, расследуются ли все обвинения такого рода или нет”. Доклад также предупреждает, что без должной проверки аналогичных обвинений “Министерство обороны может столкнуться с повышенным риском утраты военных товаров, будь то установленной или предполагаемой”, что, в свою очередь, грозит “подорвать военные усилия Украины”.
Агентство по военному сотрудничеству, согласно докладу Счетной палаты, заявило, что “несет ответственность лишь за проверку полученных обвинений и не обязано активно их выявлять превентивно”. Кроме того, представители канцелярии министра обороны заявили, что Агентство по военному сотрудничеству не обязано отслеживать “непроверяемые” утверждения, призванные дискредитировать усилия Украины по обеспечению ответственности за переданные вооружения.
Счетная палата рекомендовала в докладе восемь реформ, на которые Министерство обороны частично или полностью согласилось. В частности, в письме за подписью зампомощника министра обороны Лоры Купер Министерство обороны отклонило рекомендацию ввести указания о том, какие именно утверждения о неправомерном использовании подлежат фиксации и проверке. По словам Купер, в Министерстве обороны уже достаточно действующих нормативных актов.
Все это едва ли успокоит республиканцев, стремящихся “закрыть кран” военному финансированию.
“Администрация Байдена два года врала американскому народу, будто она внимательно отслеживает всю военную технику, что мы отправили на Украину. Доклад Счетной палаты не только выводит их на чистую воду, но и приводит утверждения о том, что американская военная техника оказалась в руках российских вооруженных сил”, — заявил сенатор Джей Ди Вэнс, республиканец из Огайо и бывший морпех США.
“Это серьезная проблема. Я планирую без промедления предложить законопроект, чтобы привлечь администрацию Байдена к ответственности за эти ошибки”, — заключил Вэнс.