Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
За два года российская система поэтапных атак значительно улучшилась, пишет Forbes. Боевой тандем русских — сетевые беспилотники, позволяющие засекать цели глубоко за линией фронта, и артиллерия, которая поражает их, — стремительно совершенствуется.
Российская цепь глубоких ударов продолжает наносить болезненные потери системам ПВО Украины, заменить которые становится все труднее. Через две недели после того, как российский беспилотник засек, а незамедлительно последовавший удар ракеты поразил две украинские пусковые установки ЗРК “Пэтриот” ВСУ, русские обнаружили и поразили еще и батарею ЗРК NASAMS.
На видео, опубликованном российскими военными в социальных сетях в субботу, запечатлен высокоточный ракетный удар по пусковой установке зенитно-ракетной системы норвежской разработки в 50 километрах от линии фронта в Запорожской области на юге Украины. Дальность действия ракеты AIM-120 NASAMS, как вы уже догадались, составляет как раз 50 километров.
Это вторая вероятная потеря ракеты-носителя NASAMS. До того, как в октябре пророссийские республиканцы в Конгрессе США приостановили помощь Украине, США подарили Киеву дюжину батарей NASAMS, каждая из которых оборудована несколькими радарами, минимум одной станцией управления и от девяти до двенадцати пусковых установок.
Украина должна получить из Канады, Норвегии и Литвы еще от 15 до 18 пусковых установок NASAMS, так что их запасы точно не закончатся. Но одно это отнюдь не делает недавний удар менее серьезным. В течение двух лет у русских были трудности с поражением мобильных целей на расстоянии дальше нескольких километров за тысячекилометровой линией фронта. Но этой весной ситуация в 25-месячном российско-украинском конфликте изменилась.
Всего за один месяц, ставший кровавым для украинских ПВО, артиллеристов и летчиков, российские войска обнаружили и уничтожили “Пэтриоты”, первую высокомобильную артиллерийскую ракетную систему HIMARS и пару штурмовых вертолетов Ми-17. В каждом случае украинские системы располагались в десятках километров за линией фронта и либо уже находились в движении, либо только собирались двигаться.
К настоящему моменту совершенно очевидно, что боевой тандем русских — сетевые беспилотники, позволяющие засекать цели глубоко за линией фронта, и артиллерия, которая поражает их до того, как они начали двигаться, — стремительно совершенствуется.
Россия начала спецоперацию на Украине 25 месяцев назад и теоретически все это время применяет этот смертоносный тандем, основанный на различных сетях передачи данных, куда поступает информация с беспилотников наблюдения и других средств разведки для систем управления огнем артиллерийских батарей.
Но на практике российские сети целеуказания редко работали должным образом — в основном из-за человеческого фактора. Проще говоря, старшие российские командиры не доверяли младшим и не позволяли им открывать огонь на основе свежих, зачастую непроверенных разведданных.
“Командиры в силу культурных причин не склонны предоставлять исполнителям приказов право вынесения самостоятельных суждений”, — объяснили Михаил Забродский, Джек Уотлинг, Александр Данилюк и Ник Рейнольдс в докладе Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне за 2022 год.
Ситуация начала выправляться в прошлом году, а в этом году реформы ускорились. Русские все шире используют совершенную беспилотную разведку для передачи качественных данных по надежным сетям большему количеству передовых артиллерийских и ракетных батарей и операторов ударных беспилотников.
“Россия использует новые технологии, улучшая интеграцию разведывательных и огневых средств “от датчика до снайпера””, — написал уоррент-офицер британской армии Блэр Баттерсби для учебного командования армии США. Более того, похоже, что российское командование начало давать передовым силам больше свободы действий, побуждая их проявлять инициативу.
Проводя более глубокую разведку и стреляя все дальше, быстрее и точнее, российские войска смягчают один из своих давнишних недостатков и сводят на нет ключевое преимущество Украины: относительную свободу передвижения из-за медленного наведения на цель противника.
Украинским командирам должно стать до боли очевидно, что любые их силы на расстоянии 80 километров от линии фронта могут стать мишенью — особенно на открытой местности в дневное время.