Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конфликт на Украине и западные санкции усилили мировую тенденцию к деглобализации, пишет VA. Страны ищут пути для большей самодостаточности. Все больше государств развивают отношения с экономиками, не зависящими от доллара, такими, как страны БРИКС, отмечается в статье.
Александр дэль Валь (Alexandre Del Valle)
Усиление напряженности заставляет правительства стран искать пути достижения большей самодостаточности. Это стремление к автономии ослабляет глобализацию в пользу неопротекционизма и автаркических или более "внутризональных" экономических процессов.
После окончания президентского срока Трампа, пандемии и начала СВО на Украине Вашингтон и Брюссель ввели новые ограничения не только против России и "государств-негодяев", но и против Китая. В 2024 году Вашингтон принял новые меры экспортного контроля и инвестиционные ограничения, направленные на снижение зависимости американской экономики от китайской в сфере дефицитного сырья и ограничение доступа Китая к стратегическим технологиям. Экспортный контроль США призван ограничить прогресс грозного китайского конкурента в этих областях. Американский закон "о чипах и науке" запрещает крупные инвестиции в Китай и другие "проблемные страны". Законы о локализации данных и различия в технологических стандартах также могут привести к усилению технологических ограничений.
Распространение нормативно-правовой базы на такие влиятельные рынки, как Китай, Индонезия и Индия, вероятно, усложнит цифровые операции. Применение существующих законов также будет накладывать новые ограничения на двустороннюю торговлю и инвестиции. Причем ЕС следует этой тенденции, хотя и более дифференцированно, в зависимости от страны. Признак времени: активность в сфере слияний и поглощений между Китаем и западными рынками падает. Пекин, реальный соперник США во всех сферах влияния, в свою очередь делает все возможное, чтобы меньше втягиваться в производственно-сбытовые цепочки Запада, и наращивает усилия по получению большей автономии в стратегических технологиях, отдавая предпочтение полупроводникам. В то же время Китай дяди Си развивает отношения с экономиками БРИКС, которые не зависят от доллара.
Новые геополитически развивающиеся государства – "колеблющиеся страны"
Между тем якобы не состоящие в блоках "колеблющиеся" средние державы, которые на самом деле скорее являются оппортунистами или членами сразу нескольких блоков, чем действительно нейтральными, хотят поддерживать отношения с превосходящими их экономиками, чтобы максимизировать свое дипломатическое влияние. Речь, в частности, идет о Бразилии, Индии, Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ. Нейтральная ("и нашим, и вашим") позиция Индии в отношении конфликта на Украине, безусловно, будет подвергаться все большему давлению. Запад критикует Дели за совмещение геополитического партнерства с Китаем и пособничества России. Индия закупает российские оружие и нефть, которую затем перерабатывает и продает Западу в обход санкций. Правительство Моди укрепляет свои связи, в частности через "четверку" (четырехсторонний альянс Индия-США-Япония-Австралия), чтобы сдержать Китай, но намерена продолжать торговать с Россией. Бразилия также укрепляет свои энергетические связи с Кремлем. Турция продолжает играть важную роль в украинском вопросе, продавая Киеву дроны, и при этом выступает против некоторых санкций в отношении России. Что касается Саудовской Аравии, она продолжает отходить от своего исторического партнерства с США – присоединяется к БРИКС, является кандидатом в ШОС и участвует в дедолларизации нефтяных транзакций.
Альянс БРИКС+ набирает силуКогда в прошлом году блок БРИКС объявил о расширении, многие сочли это показухой и бутафорией, пишет UnHerd. Однако последние новости доказывают обратное. Российская экономика растет быстрее западных, Индия не отстает, Иран преодолевает санкции – и все это благодаря БРИКС.
06.02.202400
Защищенность энергетического и продовольственного секторов
Сегодня, как никогда ранее, государствам необходимы надежные поставки, равно как и диверсификация. Правительства ищут новые коммерческие отношения в энергетическом секторе и развивают внутренние разработки. Особенно это касается энергоносителей, угля и возобновляемых энергоресурсов. Некоторые из них также поддерживают атомную энергетику и инвестируют в новые технологии, такие как получение "зеленого" и "голубого" водорода.
Конфликт на Украине также серьезно повлиял на мировые поставки азотных удобрений, зерновых, растительных масел. Хотя зерновая сделка позволила разблокировать экспорт зерна в 2022 году, стабильность поставок может вызывать сомнения. Риск дефицита особенно высок для таких стран, как Египет, Индонезия, Пакистан и Ливан, которые зависят от украинского сельскохозяйственного экспорта.
Что касается стран Латинской Америки, они являются крупными производителями сельскохозяйственного сырья и основными мировыми поставщиками редких минералов, в частности, меди и лития. Они также склонны к оппортунизму и без колебаний воспользуются соперничеством между США и Китаем, чтобы привлечь больше инвестиций. Например, могут подчеркивать свою географическую близость к США как преимущество для делокализации производства.
Как видно, важность геополитических факторов в коммерческой стратегии компаний как никогда велика, поэтому необходимо их предвидеть и отслеживать. Отсюда и поговорка: "Если вы не позаботитесь о геополитике, геополитика позаботится о вас"... За ваш счет!