Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У Британии нет плана национальной обороны на случай войны, выяснили журналисты Sky News. Производственная база и население не готовы к конфликту, так что длительные боевые действия страна вести не сможет. Техническая оснащенность вооруженных сил также оставляет желать лучшего.
Дебора Хейнс (Deborah Haynes)
Как стало известно Sky News, у правительства нет национального плана обороны Великобритании или мобилизации населения и промышленности в случае войны, несмотря на возобновление соответствующих угроз.
Поскольку министры предупреждают, что страна движется по пути "довоенного мира" на фоне растущей обеспокоенности по поводу России, Китая и Ирана, можно предположить, что официальные лица приступили к разработке межведомственного "плана национальной обороны".
Но любой возврат к состоянию готовности к войне в стиле холодной войны потребует от политических лидеров вновь превратить оборону в поистине национальную задачу, а не исключительно военную, согласно интервью с многочисленными представителями министерства обороны, бывшими высшими офицерами и учеными. По их словам, такой шаг потребует гораздо больше инвестиций в оборону и лучшего информирования общественности о необходимости участия каждого гражданина в укреплении жизнестойкости Великобритании и сдерживании внешней агрессии.
"Нам нужен план национальной обороны", — заявил на условиях анонимности высокопоставленный источник в минобороны. — В него должны войти правительственные механизмы в период до вооруженного конфликта и в момент перехода к войне".
Вот что стало известно в первой части расследования Sky News:
• На следующей неделе должна состояться двухдневная "командно-штабная игра" с участием представителей министерства обороны, кабинета министров, министерства внутренних дел и других ведомств. Цель — обсудить реагирование на вооруженное нападение.
• В Уайтхолле распространяют документ с анализом старой, но всеобъемлющей системы планов, называемой "Военной книгой правительства" (сейчас она хранится в Национальном архиве), в которой однажды подробно описали переход Великобритании от мирного времени к военному.
• Источники утверждают, что уроки можно также извлечь из того, как Великобритания мобилизовала промышленную базу накануне Второй мировой войны, когда создала сеть "теневых заводов", значительно нарастив производственные мощности для производства самолетов, таких как Spitfire.
Министр обороны Грант Шаппс в одной из январских речей поднял вопрос о призраке "довоенного мира". Он также спрогнозировал, что через пять лет "мы можем рассматривать сразу несколько театров военных действий с участием России, Китая, Ирана и Северной Кореи". Учитывая тревожные сигналы, Sky News решил выяснить уровень готовности правительства, армии и народа Великобритании готовы к возможному вооруженному конфликту. Также мы оглянулись назад в то время, когда Британия в последний раз находилась в довоенном положении — за пять лет до Второй мировой войны, которая разразилась в 1939 году, — а также ее дальнейшая способность справиться с возможностью третьей мировой войны в годы холодной, включая ядерное нападение.
В первой части расследования под названием "Готовность к войне?" мы посетили Национальный архив, чтобы просмотреть Военную книгу правительства; побывали в старом ядерном бункере, появившемся в рамках секретного плана по поддержке нации на случай ядерной войны; и изучили наследие "теневых заводов" Второй мировой, где производилось оружие для победы над нацистами.
"Проблема в том, что плана нет"
Ставя задачу, Кит Дир (Keith Dear), бывший офицер регулярной разведки Королевских ВВС, который работал советником премьер-министра в период с 2020 по 2021 год, когда у власти был Борис Джонсон, заявил, что найти хоть сколько-нибудь подробный план военных действий ему не удалось. Он указал на необходимость конкретного планирования, чтобы объяснить, "что, по нашему мнению, может произойти, и конкретно, кто, что и когда должен делать, чтобы адекватно отреагировать". В эксклюзивной статье для Sky News он написал: "Такие планы нужны не только для того, чтобы избежать поражения в самом начале, но и для того, чтобы противники, видя подготовленность, удержались от боевых действий. Проблема в том, что плана нет".
Вместо этого Великобритания, согласно источникам в Минобороны, в контексте сдерживания угроз полагается на арсенал ядерного оружия и членство в военном альянсе НАТО. "Правительство полагает, что сдерживание будет работать всегда, но никто не спрашивает при этом: а что, если вдруг не сработает?"
Очевидное отсутствие плана национальной обороны означает, что армия, Королевские флот и ВВС — не говоря уже о готовности гражданского населения и промышленной базы — не пригодны для ведения длительной войны на выживание, сообщили источники. "Наша противовоздушная оборона (способность отражать приближающиеся вражеские ракеты и беспилотники) опасно слаба, а береговая практически отсутствует", — признает высокопоставленный чиновник. Также существует нехватка оружия и боеприпасов, а численность всех трех родов войск, как регулярных, так и резервных, составляет лишь малую часть тех сил, что во время холодной войны поддерживались на высоком уровне готовности на случай третьей мировой.
Генерал сэр Ричард Бэрронс (Richard Barrons), бывший командующий Объединенными вооруженными силами Великобритании, сказал, что чуть более десяти лет назад он поднимал в правительстве вопрос о необходимости восстановления национальной обороны и адаптивности из-за роста исходящей от Москвы угрозы. Но "последствия размышлений об активизации риска со стороны России были неприятными и дорогостоящими, и отрицать все было попросту дешевле".
Военная книга
После начала российской спецоперации на Украине НАТО обновила военные планы по защите всего альянса, в который сейчас входят 32 страны. Но у Великобритании раньше был собственный соответствующий набор планов, изложенных в Военной книге правительства, которые могли бы повлечь определенные внутренние меры, реши альянс вступить в войну.
Экземпляр Военной книги 1976 года — большая пачка машинописных листов, перевязанных веревкой, — давал представление о том, сколь серьезно Великобритания однажды относилась к планированию национальной обороны. Документ хранился в лондонском Национальном архиве и содержал подробные списки и последовательность действий по мобилизации не только вооруженных сил, но также гражданского населения и промышленности в условиях кризиса, а также закрытие школ и больниц, нормирование еды и даже хранение национального достояния. Появившаяся примерно в конце Первой мировой войны правительственная коллекция совершенно секретных, регулярно репетируемых и обновляемых военных книг сделала Великобританию одной из наиболее подготовленных к такому развитию событий стран мира. Все изменилось после распада Советского Союза, когда западные правительства перестали ощущать экзистенциальную угрозу глобального конфликта.
К началу 2000-х годов вся система военных книг Великобритании, чье содержание обходилось очень дорого, потихоньку отошла на дальний план, а внимание тогдашнего правительства переключилось на угрозу со стороны исламистского терроризма и войны на территории Афганистана и Ирака. То есть большинство высокопоставленных чиновников сегодняшнего Уайтхолла едва ли помнят, как их государство функционировало в годы холодной войны, не говоря уже о двух мировых.
Джонатан Бофф (Jonathan Boff), профессор военной истории Бирмингемского университета, заявил, что Великобритании следует подумать о выпуске современной версии военных книг. "Неплохо поразмышлять о подобном, чтобы от позиции “нам не нужно ни о чем беспокоиться” перейти к пониманию тех шагов, которые мы бы предприняли, если бы действительно озадачились вопросом. Полагаю, это действительно важно", — считает он.
Реестр рисков и программа устойчивости
Отвечая на вопрос о якобы отсутствии у Великобритании национального плана на случай начала войны, представитель кабинета министров сообщил, что в стране "существуют надежные планы на случай ряда потенциальных чрезвычайных ситуаций и сценариев, а вспомогательные механизмы давно разработаны, уточнены и проверены".
Сюда входит Закон о непредвиденных гражданских обстоятельствах, система обеспечения устойчивости правительства, Национальный реестр рисков и укрепление связей с сетью местных форумов, которым поручено реагировать на чрезвычайные ситуации. В кабинете министров также создали новое управление, ответственное за дальнейшее повышение адаптивности. "В рамках широких возможностей реагирования на чрезвычайные ситуации все местные форумы по обеспечению устойчивости имеют ряд соответствующих сценариев, — сказал один чиновник. — Правительство продолжает анализировать картину рисков, включая угрозы из-за рубежа".
Однако Национальный реестр рисков дает в основном информацию о наводнениях, пандемиях, терроризме и кибератаках, а не о действиях в случае войны. Некоторые из вышеупомянутых форумов, к которым обратился Sky News, также подтвердили факт отсутствия у них конкретных военных планов и сценариев ядерного удара, которые были бы главным приоритетом для местных органов власти во время холодной войны.
Военные заводы на консервации
Приоритеты финансирования для многих стран-членов НАТО, включая Великобританию, изменились после распада Советского Союза в 1991 году, когда с вопросов обороны инвестиции переключились на более популярные в мирное время здравоохранение и соцуслуги. Изменения начались после начала российско-украинского конфликта, но, как заявляют источники в обороне, они должны происходить гораздо быстрее, особенно учитывая, что Россия перешла на военные рельсы и даже угрожает применить ядерное оружие.
Еще в 1935 году, когда надвигалась война с гитлеровской Германией, Великобритания стала быстро наращивать базу под производство большего количества самолетов путем переоборудования автомобильных заводов. Программа под названием "теневая схема", проводившаяся тогдашним министерством авиации, предусматривала строительство военных предприятий на консервации рядом с существующими заводами по производству автомобилей и самолетов. Однако в последние годы производственная ситуация в Великобритании стабилизировалась, а оружие в основном импортируется, затрудняя быстрое восстановление суверенного промышленного потенциала.
Бывший советник Даунинг-стрит Кит Дир указал на трудности, с которыми Великобритания столкнулась при увеличении производства артиллерийских снарядов и других боеприпасов для поддержки Украины. "Наша неспособность поставить Украине достаточное количество боеприпасов и оружия демонстрирует то, насколько опустели наши запасы из-за закупок и создания вооруженных сил без последовательного плана ведения войны, — написал он. — Оружие без боеприпасов бесполезно".
"Мы не готовы, только не говорите Путину"
Напоминанием о былой адаптивности Великобритании в военное время является Саутгемптон. После того, как в начале Второй мировой войны немецкие бомбардировщики атаковали два его основных авиационных завода, по всему городу появились производственные линии, где собирали самолеты Spitfire. Сегодня местный житель Алан Мэтлок (Alan Matlock) возглавляет благотворительный фонд Spitfire Makers Charitable Trust, который занимается повышением осведомленности о храбрости граждан Саутгемптона. "Линия фронта действительно проходила через эти заводы. И многие тогда погибли, исполняя свой долг".
Вера Саксби (Vera Saxby), которой в августе исполнится 100 лет, во время войны пошла работать секретарем в компании, производившей детали для Spitfires, после того как в ее саду взорвалась немецкая бомба. "Мы действительно думали, что делаем благое дело", — говорит она. Однако теперь, расположившись в удобном кресле в собственном пригородном доме, г-жа Саксби больше не считает Британию устойчивой, указывая, в частности, на сокращение тяжелой промышленности, такой как сталелитейные и автомобильные заводы, игравшие столь важную роль во время последней войны. На вопрос, вызывает ли это беспокойство, женщина ответила: "Вообще да, но я слишком стара, чтобы переживать… Не знаю, как мы будем защищаться — но не говорите об этом Путину".
Представитель Министерства обороны заявил: "У нас есть ряд планов по обеспечению защиты страны, которые пересматриваются и адаптируются в ответ на события в области международной безопасности… Они будут интегрированы в рамках нашего вклада в текущую разработку межправительственного плана национальной обороны, который еще сильнее повысит нашу готовность и укрепит способность к сдерживанию в будущем".