Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несколько электростанций на Украине почти полностью разрушены, пишет FT. Российские силы сменили тактику и атакуют удаленные от Киева объекты, нанося непоправимый урон. Полностью устранить ущерб к зиме не получится, отмечается в статье.
Изобель Кошив (Isobel Koshiw)
Россия сменила тактику при ударах по энергетической инфраструктуре Украины: теперь она использует высокоточные ракеты для уничтожения электростанций в районах, удаленных от столицы и менее защищенных. В результате есть риск, что часть пораженных объектов полностью восстановить к следующей зиме не удастся.
Украинские официальные лица заявили, что нанесенный Москвой ущерб, хотя и не столь масштабен, чем зимой 2022–2023 годов, но по-своему даже более пагубен, поскольку удары направлены на урон постоянный и непоправимый.
С 22 по 29 марта Россия атаковала семь теплоэлектростанций — показательно, что все они сосредоточены вне столичного региона с одной из лучших систем противовоздушной обороны в стране. Российские ракеты также поразили две гидроэлектростанции.
Украина не предоставила подробностей о масштабах ущерба каждой электростанции, но официальные лица заявили, что часть мощностей, в том числе в Харьковской области близ российской границы, оказались почти полностью разрушены.
“Наша цель — восстановить как можно больше к октябрю, — сказал Максим Тимченко, генеральный директор ДТЭК, крупнейшего производителя энергии страны. В результате российских атак в последнюю неделю марта компания потеряла до 80% выработки электроэнергии: вышло из строя пять теплоэлектростанций компании ДТЭК.
Тимченко сообщил, что имеются планы по возобновлению работы некоторых подстанций и крупных электростанций, не полностью разрушенных. “При условии, что дальнейших атак не будет, минимум 50% поврежденных энергоблоков будут повторно подключены к сети”, — заверил Тимченко.
Если бы не теплая погода, импорт энергоносителей из ЕС и прирост выработки возобновляемой энергии, Украина столкнулась бы с массовыми отключениями электроэнергии, как это было в 2022–2023 годах, сказал Тимченко.
По его словам, в ходе предыдущей зимней кампании против украинской энергосистемы, Россия пыталась погрузить города во тьму и холод, выбивая по всей стране распределительные станции и трансформаторы. Но теперь российские ракеты бьют по электростанциям в конкретных регионах, чтобы “уничтожить их полностью, потому что восстановить электростанции в короткие сроки невозможно”.
“То же количество ракет, что использовалось в ходе зимней кампании 2022–2023 годов сейчас сосредоточено на пяти-шести энергетических объектах в одном регионе”, — сказала руководитель отдела коммуникаций национального оператора электросетей “Укрэнерго” Мария Цатурян.
“Они пытаются отключить энергоснабжение крупным промышленным районам и городам”, — сказала она.
Небольшие подстанции “Укрэнерго” можно обезопасить от атак с помощью защитных сооружений. Однако защитить крупные электростанции, на восстановление которых уходит “несколько месяцев или даже лет”, сказала она, “очень сложно, если вообще возможно”.
Второе принципиальное отличие от зимы 2022–2023 годов заключается в том, что Россия также использует дорогие высокоточные баллистические ракеты, сказал глава украинского парламентского комитета по энергетике и коммунальному хозяйству Андрей Герус.
Герус сказал, что в недавней атаке по угольной электростанции были использованы баллистические ракеты стоимостью 100 миллионов долларов, сбивать которые могут лишь системы ПВО “Пэтриот” американского производства, а их у Украины в наличие лишь несколько батарей.
При этом Россия по-прежнему использует в больших количествах беспилотники как более дешевый способ поразить другие звенья энергетической системы, включая трансформаторы, сообщил представитель военной разведки Украины Андрей Черняк.
“Мы ожидали ударов в начале зимы, но теперь видим, что использованные ими ракеты только что изготовлены”, — сказал Черняк. По его оценкам, у России хватит ракет еще на одну-две масштабные атаки в ближайшие недели.
Хотя ущерб считается более долгосрочным, чем зимой 2022–2023 годов, он более локализован, а воздействие временно смягчается за счет сочетания крупного импорта электроэнергии из Европейского союза, работы отечественных солнечных электростанций и теплой погоды, объяснил Герус.
По его словам, после мартовских ударов импорт из ЕС достиг рекордных 18 700 МВтч — эквивалент выработки двух электростанций. Через несколько месяцев с начала российской спецоперации в 2022 году Украина подключила свою энергосистему к соседним странам ЕС – Румынии, Словакии, Венгрии и Польше.
По словам Геруса, помогло и солнечное начало весны. Благодаря погоде в полдень солнечная энергия обеспечивает до 20–25% энергетических потребностей страны.
В долгосрочной перспективе рост выработки возобновляемой энергии поможет Украине еще больше. Сеть ветровых и солнечных электростанций более рассредоточена и менее подвержена массированным ударам, направленным на прекращение производства электроэнергии, сказал Тимченко.
“Всем нам надо понимать, что после этой зимы нас ждет следующая, а за ней еще одна, — сказал он. — Поэтому решение для нас — распределенное производство электроэнергии”, — заключил он.