Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Поспешно принятый двухпартийный законопроект о борьбе с антисемитизмом выйдет Америке боком, пишет UnHerd. Согласившись на него, Республиканская партия совершила фатальную ошибку. Этот законопроект только раздует ненавистнические разговоры о "еврейском влиянии" в США.
Мальком Кьеюне (Malcom Kyeyune)
С наступлением мая назревающий в политической системе США кризис не думает ослабевать — наоборот, недавние события лишь подтвердили, насколько серьезный оборот приняли дела. Непосредственно в Первомай полиция нагрянула в Колумбийский университет в Нью-Йорке, чтобы подавить студенческую демонстрацию. За много миль оттуда, на другой стороне континента, их единомышленники беспомощно наблюдали, как контрпротестующие в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе жгли фейерверки и атаковали пропалестинский лагерь.
Оба инцидента сулят надвигающийся кризис Демократической партии, чей съезд в августе по зловещему совпадению состоится в Чикаго. В приснопамятном 1968 году мероприятие также прошло в Чикаго и из-за непреодолимых разногласий по поводу войны во Вьетнаме запомнилось как одно из самых напряженных в американской истории. Рассчитывать, что антивоенные настроения, уже разгоревшиеся и принявшие радикальный оборот, удастся подавить, отправив побольше полицейских для охраны общественного порядка, — чистой воды самовнушение. И в этом Чикаго-2024 вполне может стать повторением Чикаго-1968.
Однако едва ли это хорошие новости для Республиканской партии. Их кризис, хоть и не так на слуху, но еще глубже, чем у противников. Коалиция демократов рассыпается, а организации, дружеские и спонсорские структуры откровенно разваливаются из-за напряженности вокруг американской поддержки Израиля. При этом Республиканская партия абсолютно не в состоянии извлечь из этого выгоду — ей самой тоже грозит крах.
Вот уже несколько месяцев внутри республиканской коалиции назревает очевидный разлад. Поддержка Израиля уже очень давно стала для партии априорной — настолько, что в ней необходимо публично и регулярно расписываться всем политикам и экспертам правого толка. Тем же, кто думает иначе, лучше держать язык за зубами. Однако с ноября 2023 года эта “омерта” (принятый среди итальянской мафии кодекс чести, основанный на молчании. – Прим. ИноСМИ) и издания вроде The Daily Wire стали горячими точками в назревающем конфликте на правом фланге.
Однако сомнения в ценности Израиля как союзника стали лишь первой трещиной в плотине и предвестником грядущей катастрофы. Целых полгода республиканцы в Палате представителей задерживали американскую помощь Украине. Предыдущего спикера-республиканца свергли свои же — по схожим причинам. Доводы “обструкционистов” весьма просты: Америка не может бесконечно заливать другие страны деньгами и кровью, когда родина в опасности — и самой кровоточащей язвой стал беспредел на южной границе. В результате политический консенсус между про- и антиукраинскими фракциями американских правых держался на простой максиме: никаких денег Киеву, пока хотя бы что-то не будет сделано с границей.
Этот компромисс работал целых полгода, пока спикер-республиканец Майк Джонсон не презрел внутренние правила партии и не принял ряд законопроектов с помощью демократов. В результате мы получили вакханалию иностранных расходов на 100 миллиардов долларов — причем деньги отправились на Украину, в Израиль и Тайвань, но ни цента на границу. Мало того — Республиканская партия высыпала еще немного соли на раны своего электората и согласилась на несанкционированное прослушивание телефонных разговоров американцев. В результате сторонники партии сейчас ожесточены, враждебны и злы: люди считают, что им нанесли удар в спину собственные политики, и вся политическая система открыто враждебна им и их интересам.
К несчастью для избирателей, их партия продолжает заниматься членовредительством. В университетских городках по всей Америке вспыхнули волнения, и республиканцы могли бы просто оставить демократов вариться в собственном соку и преспокойно наблюдать, как “прогрессивная” коалиция разваливается в прямом эфире. Вместо этого они совершили политическую ошибку, которая может оказаться фатальной: поспешно приняли двухпартийный (это слово в современной Америке понемногу становится ругательным) законопроект о борьбе с антисемитизмом.
Сколь бы благородные намерения ни стояли за принятым на прошлой неделе законом, его требование к Министерству образования внедрить расширенное определение антисемитизма чревато неприятными последствиями. За ним стоит паника политической элиты, которая судорожно хватается за что угодно, лишь бы унять народный гнев.Но своими действиями они рискуют испортить ситуацию еще больше.
Республиканцы много лет костерили левых за противодействие свободе слова, “безопасные пространства” для “притесняемых” групп и жалобы на политические взгляды, которые якобы представляют физическую угрозу безопасности. Однако по какой-то неведомой причине они решили, что март 2024 года — идеальный момент для того, чтобы сделать решительный шаг и “перелевачить” самих левых. В результате заявление о том, что человек более лоялен Израилю, чем Америке, потенциально может стать преступным деянием, тогда как эпитет “путинская марионетка” или “подсадная утка русских” был и останется похвальным проявлением свободы слова. Между тем подобные законы не только не прекратят гневные или ненавистнические разговоры о “еврейской руке” или “еврейском влиянии” в Америке, но и, наоборот, будут их всячески раздувать.
Два момента делают этот законопроект невероятно ядовитым для самих правых. Первый заключается в том, что многие действительно заботятся о конституционных правах (а почему это кого-то шокирует — вопрос открытый), и они голосовали за своих политиков отнюдь не для того, чтобы те устраивали нападки на конституцию. Второй более деликатный: один из упомянутых в законе примеров “антисемитизма” — это обвинения в адрес евреев в том, что они распяли Иисуса. Сказать, что это злободневный вопрос для многих христиан — значит не сказать вообще ничего. Многие из них сочтут, что Республиканская партия пытается запретить или, по крайней мере, замалчивать некоторые части самой Библии. Горечь, гнев и злоба республиканцев на собственных политиков начинают достигать критической точки.
Столкнувшись с серьезным кризисом внутренней легитимности, обе партии в США, как ни парадоксально, начали (осознанно или нет) цепляться друг за друга. Показательный пример: консервативное крыло Республиканской партии Палаты представителей, разгневанное “предательством” Майка Джонсона, заговорило о его отставке вслед за предшественником. В ответ демократы Палаты представителей заявили о намерении спасти Джонсона от коллег-республиканцев, по сути, подтвердив обвинения, что тот предал собственную партию. “Двухпартийность” такого рода — совершенно не то лекарство от кризиса, с которым сейчас борется Америка. Все, чего она добьется, это подтвердит, что голосование не имеет вообще никакого значения, а система – сфальсифицирована и вообще театр для политических игрищ, а не решений.
Если обратиться к платформам социальных сетей, можно понаблюдать за этим процессом в реальном времени. Комментаторы уже давно предупреждают об опасном расколе — Америка дробится на отдельные политические “племена”, которые больше не сходятся вообще ни в чем. Но даже поляризация и взаимная ненависть порой становятся стабилизирующей силой. В 2017 году в тогдашнем Twitter под каждым твитом Трампа бушевал шквал демократов, ругавших его чудовищем и жуликом, и встречная волна республиканцев, изливавших свою бурную поддержку. Тот же феномен наблюдался и среди самих демократов: республиканцы приходили высмеивать их и издеваться за разные спорные заявления, а сторонники наперебой утешали.
Сегодняшняя ситуация еще более извращенная: когда политик-республиканец делает не самое удачное заявление, на него первым набрасывается свой брат республиканец. А когда демократ высказывает очередную банальность, что, мол, протесты не должны приводить к беспорядкам, громче всех возмущаются антиизраильски настроенные левые. Таким образом в современной Америке не работает даже поляризация: в результате обе партии настолько увязли в собственных гражданских войнах, что у них пропал запал.
Однако этот цирк близится к развязке, и новости издалека намекают на более глубинную хворь. Военный корабль США “Дуайт Эйзенхауэр” с позором покинул Красное море, подтвердив, что миссия по разблокированию Суэцкого канала провалилась, и западные государства, по сути, от нее отказались. Торговые пути больше не наши, и, похоже, что противопоставить этому нечего. Кроме того, в конце прошлой недели выяснилось, что американские войска, все еще застрявшие в Нигере, отныне делят военную базу с российскими военными. Сама база была построена совсем недавно и задумывалась как главный узел для демонстрации американской силы в регионе. Вскоре она окажется в руках русских, которые, несомненно, воспользуются ею для воплощения своих ширящихся целей в Африке. Еще недавно все мы потешались над путинской “бензоколонкой, прикидывающейся страной” (на Западе фраза стала крылатой благодаря покойному сенатору Маккейну. – Прим. ИноСМИ). Сегодня нам уже не до смеха.
Иными словами, внутреннее единство США рушится, та скромная мягкая сила, что еще осталась, истощается, и даже хваленая жесткая сила уже не та, что прежде. Акулы почуяли кровь в воде и спешат со всех сторон. С 7 октября минуло уже полгода, кризис американской политической системы постепенно усугубляется, и возникает лишь один вопрос: действительно ли ХАМАС прорвал своими бульдозерами только израильские ограждения или все же пробил насквозь новую Берлинскую стену всего Запада?