Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для России назначение нового министра обороны — это хорошее и продуманное решение, а для Запада — плохая новость, сообщил Gazeta аналитик Михал Садловский. Он рассматривает этот шаг Путина в том числе как сигнал Западу о том, что Москва готова к долгосрочным вооруженным усилиям.
У российского Министерства обороны появился новый руководитель. Замена Сергея Шойгу на Андрея Белусова произошла неожиданно, однако никаких признаков того, что это решение Кремля было импульсивным, вызванным какими-то серьезными проблемами, не просматривается. Скорее всего, дело обстоит с точностью до наоборот: это рациональное решение с целью интенсификации усилий в военной сфере.
"Для Кремля это хорошее и продуманное решение. Для Польши и Запада в целом, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, это плохая новость", — сообщил порталу Gazeta.pl адъюнкт Института истории администрации факультета права и администрации Варшавского университета, директор Центра исследований российской государственности Фонда Института восточного права Михал П. Садловский (Michał P. Sadłowski).
По оценке эксперта, Владимир Путин явно не утратил способности рационально оценивать ситуацию и уже не в первый раз за время своей карьеры демонстрирует умение пользоваться знаниями специалистов-экономистов. "Но при этом он держит их под строгим политическим контролем", — отмечает он. Белоусов — технократ, которому, скорее всего, поручено повысить эффективность российской армии и производительность военной промышленности, которые при Шойгу справлялись с поставленными задачами хуже, чем того хотелось бы Кремлю.
Удобное отстранение неудобного Шойгу
"Сильное недовольство Сергеем Шойгу, особенно в тех слоях российского народа, которые поддерживают СВО или вообще Путина и его внешнюю политику, росло практически с первых месяцев конфликта", — говорит доктор Садловский. К нему было множество претензий. От неумения руководить и привычки окружать себя верными, но посредственными людьми, до коррупции в особо крупных размерах. Что касается последнего, то в последние недели кресло под Шойгу зашаталось в связи с задержанием его заместителя Тимура Иванова, которому были предъявлены обвинения в коррупции. В СМИ стали появляться истории о роскошной жизни замминистра, которую он вместе со своими очередными женами вел, скорее всего, за счет разграбления бюджетных средств, выделяемых в рамках военных строительных программ.
"Эта афера стала существенной проблемой для медийной и пропагандисткой повестки Кремля. Действительно, как сочетать сообщения о недостойном поведении высокопоставленного генерала с публичными призывами не щадить сил и жизней ради Отечества?", — говорит ученый. (…)
Однако Путин уволил Шойгу вовсе не из-за общественного резонанса. По словам ученого, в российской системе власти лидер не может принимать внезапных решений под давлением настроений граждан, широкой общественности или части элит. "Лишь с началом нового президентского срока у него появилась прекрасная возможность для такого шага — формальное назначение нового правительства, что всегда связано с обновление его персонального состава", — объясняет доктор Садловский.
Белоусов затянет гайки по российским расходам на оборонуРешение Путина назначить министром обороны исполнительного технократа указывает на серьезный сдвиг в подходе к спецоперации на Украине, пишет FT. По мнению авторов статьи, президент намерен ужесточить контроль над рекордными оборонными расходами.
13.05.202400
Экономист и технократ — ваш выход
По сравнению со склонным к роскоши Шойгу Андрей Белоусов является аскетом и технократом. "Это специалист по макроэкономике, оптимизации государственных финансов и управления", —говорит доктор Садловский. К тому же он предан Путину и верит в державный статус России. "Он принадлежит к блоку экономистов (в широком смысле этого слова) во властной элите, которые с начала конфликта зарекомендовали себя как работоспособные и эффективные специалисты. Именно они в значительной степени ответственны за то, что первоначальный шок от санкций не привел к краху российского гражданского сектора экономики и финансов", — объясняет ученый. С назначением Белоусова их позиции еще более укрепятся.
Шойгу потерял очень важную должность и теперь будет в основном держаться в стороне, но, как считает доктор Садловский, бывший министр все же останется важным человеком в окружении Путина. "Он останется политически активным, влиятельным, окруженным группой людей, которым он доверяет. Шойгу займет пост секретаря Совета безопасности, который является дискуссионной площадкой для обсуждения основных направлений политики, местом коммуникации Путина с частью важнейших чиновников и политической элиты", — говорит эксперт. Сергей Шойгу также остается членом важной Военно-промышленной комиссии, занимающейся координацией сотрудничества между армией и ВПК.
Как утверждает доктор Садловский, основными задачами Белоусова будет, скорее всего, проведение тщательного аудита в министерстве, например, в сфере строительства жилья для офицеров и солдат, на которую течение многих лет поступали многочисленные жалобы. В адрес окружения Шойгу звучали прямые обвинения в крупных хищениях. Кроме того, новому министру будет поручено улучшить взаимодействие армии с военной промышленностью и в целом интенсифицировать военные усилия. "Русские понимают, что военный конфликт требует максимизации экономических усилий, хотя и не такой радикальной, как во времена Холодной войны. Белоусов на протяжении нескольких последних лет критически высказывался на тему милитаризации, осуществлявшейся в тот период", — говорит ученый и добавляет, что у русских имеется соответствующий исторический опыт. С одной стороны, это поражение в Первой мировой войне, главным образом связанное с игнорированием потребностей гражданского сектора (в том числе, логистики и снабжения столицы основными потребительскими товарами), а с другой — победа во Второй мировой войне, одержанная благодаря решительному и эффективному управлению крупными, в особенности промышленными, секторами экономики, работавшими для фронта.
Месседж о готовности к длительным усилиям
"В военных кругах назначение Белоусова, похоже, воспринимается с умеренным оптимизмом. Большое значение будет иметь то, кто станет его заместителями", — отмечает доктор Садловский. Неизвестно также, как сложится дальнейшая карьера начальника Генштаба генерала Валерия Герасимова, который был в хороших отношениях с Шойгу. "Я не думаю, что его немедленно отстранят. Дадут ли ему более свободно руководить военными действиями? Не исключено, что на какую-то должность вернется любимый и уважаемый военными генерал Сергей Суровикин, которого сняли за слишком близкие отношения с Пригожиным. Недавно он вновь появился в общественном пространстве — пока что на фотографиях из явно служебной командировки в Африку", — говорит ученый.
Назначение Белоусова, конечно же, рассчитано в том числе и на определенный эффект на международной арене. Такие серьезные перестановки в условиях военного конфликта никогда не совершаются в вакууме. "Данное назначение следует рассматривать в том числе как пропагандистский сигнал Западу о том, что Россия готова к долгосрочным вооруженным усилиям, и введенные против нее санкции ей в этом не помешают", — считает доктор Садловский.
"В России, конечно же, не все идеально. В такой системе, ориентированной на конкретную личность, всегда возможны резкие и неожиданные изменения. Однако нельзя отрицать, что за последние два года российское государство успешно прошло три серьезные испытания: экономический шок после начала СВО, политический шок после восстания Пригожина и шок после теракта в "Крокус-Сити", который затронул чувствительные сферы внутренней безопасности и межнациональных отношений", — констатирует ученый. "Все эти тесты на прочность власти, администрации, общественного порядка и ведения боевых действий Россия успешно прошла", — добавляет он.
Автор: Михал Кухарчик (Maciek Kucharczyk)