Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американское финансирование заведет Украину в кровавый тупик, пишет RS. Во время визита в Киев Блинкен попытался приукрасить сложившуюся ситуацию, но его заявления идут вразрез с прискорбной ситуацией на местах. Если США действительно хотят помочь, им нужно действовать иначе, считает автор статьи.
Маркус Стэнли (Marcus Stanley)
Вчера вечером госсекретарь Блинкен исполнил в киевском баре горько-ироничный протестный шлягер Нила Янга “Rockin' in the Free World” (“Зажигаем в свободном мире”). Иронией пестрела и его программная речь, в которой он изложил план США обеспечить Украине “свободное, безопасное и процветающее будущее”, — правда сам Блинкен предпочел бы, чтобы никто не обратил на это внимания.
После почти двух с половиной лет боевых действий на Украине Блинкен в своей речи заявил, что Вашингтон намерен и впредь держаться “намеченного курса”. Вместо того, чтобы воспользоваться недавним пакетом помощи в 60 миллиардов долларов и наметить контуры для осуществимого плана по прекращению огня, Блинкен посулил дальнейшую поддержку США для безоговорочной победы и дальнейшие шаги по принятию Украины в НАТО, хотя как раз во многом из-за этого боевые действия и разгорелись.
Ирония заключается в том, что пока конфликт продолжается, путь в НАТО Украине заказан. США и другие члены НАТО могли бы принять Украину в альянс, если бы пожелали, но они ни за что не возьмут на себя оборонных обязательств, которые потребуют от них отправить собственные войска на передовую украинского конфликта и сражаться с Россией напрямую, рискуя ядерным конфликтом. Несколько месяцев назад президент Байден начал свой доклад Конгрессу с того, что сравнил украинский конфликт со Второй мировой войной и назвал его решающим для будущего свободы. Правда, сразу же после этого поспешил заверить общественность, что американские солдаты в боевых действиях на Украине не участвуют. “И я полон решимости сделать так, чтобы это осталось неизменным”, — добавил он.
Между тем без масштабной и крайне рискованной эскалации извне лучшим сценарием для Украины в обозримом будущем представляется кровавый тупик. Подконтрольная Киеву территория практически не изменилась с момента первых контрнаступлений против российских войск почти два года назад — при том, что обе стороны за это время потеряли сотни тысяч человек. Официальные лица США признают, что Украина не сможет проводить наступательных операций до 2025 года — и даже тогда нет никакой гарантии, что новый рывок не повторит плачевную судьбу контрнаступления ВСУ 2023 года, обернувшегося кровавым разгромом.
Блинкен попытался нарисовать образ процветающей и преуспевающей Украины, несмотря на боевые действия. Ради этого он исказил прискорбную ситуацию на местах. Так, он заявил о пятипроцентном росте украинской экономики в 2023 году, умолчав при этом, что она просела на 25% по сравнению с мирным временем — причем Украина уже тогда считалась одной из беднейших стран Европы. Да и этот экономический рост достигается сугубо за счет масштабных вливаний иностранной помощи — те 115 миллиардов долларов, что ЕС и США выделили Украине в этом году, составляют более двух третей собственного ВВП страны.
В своей речи Блинкен заявил, что стабильное процветание Украины будет достигнуто за счет “дальнейшего роста крепнущей оборонной промышленности”. Но Россия едва ли позволит Украине стать военно-промышленной сверхдержавой, доколе страны находятся в состоянии конфликта. Как бы вы ни относились к идее строить национальное процветание на основе оружейного экспорта, Украина едва ли возведет конкурентоспособную на глобальном уровне военную промышленность под градом российских ракет, нацеленных на ее заводы.
Реальность такова, что, пока боевые действия продолжаются, Украине уготована участь подпитываемого извне поля битвы для опосредованного конфликта между США и ЕС с одной стороны и Россией с другой. Экономические возможности такое будущее сулит в лучшем случае довольно тусклые. Позднее в тот же день на пресс-конференции Блинкен рассказал о визите в украинскую компанию, “производящую лучшие в мире протезы”. Без сомнения, это компания мирового класса, ведь ей уже приходится удовлетворять спрос пятидесяти тысяч искалеченных украинцев (и их только прибавится, поскольку боевые действия не прекращаются).
Американская помощь в 60 миллиардов долларов в абсолютных цифрах выглядит солидно, но на фоне экономики в 27 триллионов долларов американцы ее практически не замечают. Истинную цену конфликта знает лишь Украина. Но поскольку выборы в стране в обозримом будущем отменены, а боевые действия продолжаются, у украинской общественности мало способов призвать к альтернативному пути.
Теперь мы знаем, что два года назад, вскоре после начала спецоперации, состоялись серьезные российско-украинские мирные переговоры, поскольку Путин осознал, что его попытка смены режима не удалась. Но переговоры провалились еще и потому, что западные державы отказались идти на компромиссы и отвергли необходимые Украине практические гарантии безопасности. Если США действительно хотят поддержать будущее Украины, мы должны отказаться от нынешней политики и наметить путь к миру уже сегодня.
Маркус Стэнли — руководитель научно-исследовательских работ Института ответственного государственного управления имени Квинси. Ранее десять лет проработал в организации “Американцы за финансовую реформу”. Имеет докторскую степень в области государственной политики Гарвардского университета со специализацией по экономике