Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глубина военного сотрудничества России и Китая тревожит Запад, пишет FT. Несмотря на отсутствие формально соглашения, они регулярно проводят совместные учения и обмениваются секретными данными. Особенно США и Европу пугает возможность объединения ПВО двух этих стран.
Уже два года поддержка, которую Китай оказывает России в конфликте на Украине на фоне постоянно крепнущих отношений двух государств, немало тревожит Запад. Но две недели назад официальные лица США выразили беспокойство по поводу сотрудничества двух стран еще на одном ключевом театре безопасности: в морях вокруг Тайваня.
“Мы видим, что они, Китай и Россия, впервые проводят совместные учения в отношении Тайваня, — заявила американским законодателям директор национальной разведки Эврил Хейнс. — Мы понимаем, что Китай определенно хочет, чтобы Россия с ним сотрудничала, и не видим причин, которые могли бы ей помешать”.
США уже пришлось принять меры в связи с более тесным сотрудничеством китайских и российских военных, заявил на тех же слушаниях в Сенате директор Разведывательного управления Министерства обороны Джеффри Круз.
“Даже если российские и китайские силы не смогут слаженно действовать вместе, они, безусловно, будут сотрудничать, и нам необходимо учитывать это в структуре наших сил и стратегическом планировании, — сказал Круз. — Сегодня этот процесс находится в самом разгаре”.
Их комментарии отражают глубину военного сотрудничества двух стран при Си Цзиньпине и Владимире Путине, которые на этой неделе встречаются в Пекине.
Военные связи постоянно ширятся и охватывают как регулярные совместные учения, так и сотрудничество в области противоракетной обороны. И хотя между странами, в отличие от США и союзников, нет договора о взаимной обороне, аналитики считают, что это не исключает далеко идущего военного сотрудничества с мировыми последствиями.
“Им не обязательно сражаться бок о бок физически, чтобы быть эффективными в военном отношении”, — написала профессор Института международных исследований имени Фримена Спогли при Стэнфордском университете Ориана Скайлар Мастро в исследовании о российско-китайском военном союзе, опубликованном в прошлом месяце.
Российские и китайские силы проводят совместные учения на протяжении почти двух десятилетий, однако с 2018 года они значительно расширились. Помимо национальных стратегических смотров, стороны проводят еще регулярные военно-морские учения, а также патрулирование с участием стратегических бомбардировщиков.
Совместные действия на море и в воздухе сосредоточилась в основном вблизи Японии, чьи стратеги с тревогой наблюдают за крепнущим военным союзом соседей.
Россия может предпринять “вспомогательные военные действия в координации с операциями Китая на Тайване”, утверждает в готовящейся к выходу книге бывший командующий Морскими силами самообороны Японии Ёдзи Кода. Япония должна быть готова сдержать российский флот в Японском море, блокировав стратегические проливы, добавил он.
Самые явные переклички с Тайванем можно обнаружить на совместных учениях “Северное взаимодействие-2023”, основанных на отрезвляющем опыте России на Украине, где ее Черноморский флот понес потери от береговых ракетных комплексов.
Успехи Украины, потопившей ряд российских военных кораблей с берега, стали хрестоматийным примером “контроля моря с суши”, считает эксперт по Народно-освободительной армии Китая из Тамканского университета в Тайбэе Линь Ин-юй, отметив противокорабельные ракеты “Гарпун”, которые Тайвань получает от США в дополнение к собственным средствам береговой обороны. “Это именно та ситуация, с которой китайские войска столкнутся при конфликте за Тайвань. НОАК должна учиться на российском оперативном опыте”, — добавил он.
Профессор национальной безопасности и стратегических исследований из Университета Кёртина в Перте Алексей Муравьев утверждает, что Россия и Китай создают структуры связи, необходимые для совместных боевых действий.
Они начали обмениваться секретными данными, включая максимальные скорости самолетов, “что в нормальных обстоятельствах допустимо лишь с формальным союзником”, отметил Муравьев. Он добавил, что обмен оперативными данными, которым наверняка сопровождается совместное патрулирование российских и китайских ядерных бомбардировщиков у берегов Японии, также предполагает “стратегическую близость”.
По данным министерства обороны Китая, ВМФ обеих стран используют на учениях специальную систему совместного командования и управления. В прошлом году китайские и российские адмиралы совместно командовали военно-морскими учениями с борта эсминца ВМС НОАК. Они также переключились с русского в качестве языка координации на общение в реальном времени с синхронным переводом.
Многие западные аналитики считают уровень оперативной совместимости двух армий лишь начальным и утверждают, что их совместные учения отнюдь не отражают планов совместной борьбы.
Но даже если эта оценка верна, российская поддержка может обеспечить НОАК решающее преимущество в потенциальном конфликте с США.
Важнейшим фактором может стать передача российских технологий раннего предупреждения для противоракетной обороны — это подтвердил сам Путин в 2019 году. С тех пор подробности достигнутого прогресса не разглашались, за исключением сообщений о контракте с российским поставщиком. Однако китайские военные ученые заявляют, что совместная работа над “ракетным щитом” продолжается.
Если Москва и Пекин объединят свои системы противоракетной обороны, датчики на российском Севере смогут заранее предупредить Китай о подлете американских межконтинентальных баллистических ракет — ведь им придется пересечь эту территорию, чтобы поразить Китай, объяснила Мастро из Стэнфордского университета.
Азиатские военные чиновники отмечали, что совместная система раннего предупреждения также позволит Китаю самому запускать ядерное оружие после получения предупреждения о надвигающемся ядерном ударе. Это ознаменует собой отход от действующей стратегии ядерного возмездия — по мнению экспертов, Пекин обдумывает этот шаг.
Эффективная система раннего предупреждения о запуске баллистических ракет позволит Пекину перейти к стратегии ответного удара по предупреждению, что еще больше упрочит китайскую позицию сдерживания, написал эксперт по российским вооруженным силам из Центра военно-морских исследований Пол Шварц в статье за 2021 год.
Однако из-за технологических достижений Китая передовое российское вооружение постепенно теряет привлекательность для Пекина, признал источник, близкий к министерству обороны России.
“Китай по-прежнему проявляет интерес к некоторым российским авиационным технологиям, задействованным в истребителях последнего поколения, а также к импорту авиадвигателей советских моделей, поскольку его собственное производство по-прежнему отстает. Но это последние контракты, и через несколько лет китайский интерес упадет и здесь”, — сказал источник.
“Сейчас российские военные больше заинтересованы в передовых китайских системах вооружения и военных технологиях, однако особого прогресса здесь не наблюдается”, — добавили он.
При этом важность России как поставщика (не только технологий) для Пекина значительно возрастет, если начнется война из-за Тайваня, считает Андреа Кендалл-Тейлор, директор трансатлантической программы вашингтонского Центра новой американской безопасности.
Сухопутная доставка энергоносителей, продуктов питания и военных товаров из России может значительно ослабить эффективность морской блокады Китая со стороны США.
Россия наверняка не станет воевать заодно с Пекином, но займет позицию, аналогичную китайской по Украине — предложит политическую поддержку, а также экономические и военные ресурсы, чтобы помочь ему выдержать американское давление, добавила Кендалл-Тейлор.
С учетом украинского сценария, заключила она, “Россия будет усердно искать способы, как помочь Китаю в военном отношении, не принимая непосредственного участия в конфликте, чтобы максимально увеличить издержки США”.