Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Санкции США привели к формированию глобальной теневой экономики, пишет WSJ. Запад хотел "усмирить" своих соперников мощью доллара, но вышло наоборот. Сегодня торговые связи России, Ирана, Венесуэлы, КНДР и Китая надежно защищают их от произвола Америки.
Иан Тэлли (Ian Talley), Рози Эттенхайм (Rosie Ettenheim)
Западные санкции и контроль экспорта были призваны усмирить врагов Америки мощью доллара и заставить правительства подчиниться без применения военной силы и кровопролития. Но эти меры непреднамеренно породили глобальную теневую экономику, сплотившую воедино главных врагов демократии, причем в центре ее оказался главный противник Вашингтона — Китай.
Беспрецедентные финансовые и торговые меры против России, Ирана, Венесуэлы, Северной Кореи, Китая и других авторитарных режимов легли тяжким бременем на их экономики, ограничив доступ к западным товарам и рынкам. Однако Пекин все чаще срывает эти усилия под началом США, укрепляя торговые связи — об этом свидетельствуют западные чиновники и данные таможни. Совокупная экономика блока попавших под санкции стран достигла масштаба, который сам по себе защищает их от финансовой войны Вашингтона. Кроме того, они торгуют всем: от беспилотников и ракет до золота и нефти.
“Китай — наш стратегический конкурент, который желает изменить сложившийся мировой порядок и имеет на то возможности”, — сказала Дана Строул, бывший высокопоставленный чиновник Министерства обороны США, а ныне старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики.
Представитель посольства Китая в Вашингтоне Лю Пэнъюй вступился за политику Пекина, заявив, что страна не поставляет летального оружия никому из сторон украинского конфликта.
“Китай осуществляет нормальный экономический и торговый обмен с соответствующими странами на основе равенства и взаимной выгоды, — заявил он. — Соответствующие торговые операции реализуются в соответствии с международным правом, являются законными и легитимными, поэтому их следует уважать и защищать”.
Правительства России, Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи, с которыми мы связались через дипломатические представительства в США, на запросы о комментариях не откликнулись.
Торговые потребности блока совпадают. С одной стороны этого уравнения, Китай получает от трех крупнейших стран ОПЕК (России, Ирана и Венесуэлы) нефть, причем по значительно сниженным ценам. Это непредвиденная удача для крупнейшего в мире импортера нефти, который в прошлом году закупал в поддержку своей экономики свыше 11 миллионов баррелей в сутки. С другой стороны, эти страны получают доходы для покупки подсанкционных товаров через Китай.
“Доходы от проданной Китаю нефти поддерживают экономику Ирана и России и подрывают западные санкции”, — сказала Кимберли Донован из вашингтонского Атлантического совета. Донован назвала эту группу “Осью уклонистов” и заявила, что использование китайской валюты и платежных систем для торговли ограничивает доступ западных властей к финансовым данным и ослабляет их контроль за соблюдением санкций.
Данные китайской и российской таможни показывают, что Китай восполнил для России выпавшие приоритетные товары двойного назначения (которые имеют как гражданское, так и военное применение), прежде завозившиеся с Запада.
В частности, по данным российской таможни, китайская государственная оборонная компания Poly Technologies с сентября по декабрь прошлого года отправила около двух десятков партий подсанкционных товаров российской фирме, производящей военные и гражданские вертолеты, — Улан-Удэнскому авиационному заводу.
Компания Poly Technologies, которая сама находится под санкциями США, также поставила 16 февраля прошлого года груз винтовок весом в 1 200 килограммов “Ижевскому арсеналу”, который именует себя государственным подрядчиком и считается одним из крупнейших оптовых продавцов оружия в России.
Кроме того, из таможенных отчетов за прошлый год следует, что на китайские фирмы приходятся все 60 поставок российской компании, которую американские чиновники назвали одним из каналов закупок военных беспилотников иранского производства для сил Москвы. Компании на запросы о комментариях не ответили.
Украинский конфликт также открыл новые экономические и стратегические возможности для Тегерана. Продажа Москве целого парка военных беспилотников и создание производственных мощностей в России обеспечивает Ирану доход, укрепляет международный образ военной мощи Тегерана и предоставляет ценные данные в условиях конфликта, говорят бывшие сотрудники службы безопасности США (то есть бывшим сотрудникам можно верить – странная логика авторов, при этом более весомых подтверждений этой информации они не привели. – Прим. ИноСМИ).
По данным американских чиновников и таможенной статистики, Иран также поставляет оружие Венесуэле, оказывает техническую помощь ее энергетической инфраструктуре и продает ей другие подсанкционные товары. В обмен Каракас снабжает Иран золотом с обширных месторождений бассейна Ориноко. Западные чиновники заметили, что этот товар трудно отследить по всему миру, а его взаимозаменяемость позволяет странам, находящимся под санкциями, обходить западную банковскую систему.
Возможности и желание Китая поддерживать военную машину России в рабочем состоянии и помогать Москве восстанавливать военно-промышленный потенциал способствовали беспрецедентному развитию торговли и финансов, говорят чиновники США (и опять авторы не приводят никаких весомых подтверждений и ссылок на достоверные источники. – Прим. ИноСМИ).
“Это выявило степень доверия, которая может открыть дверь для более глубокой их оборонно-промышленной базы”, — заключил высокопоставленный представитель разведки, знакомый с торговыми отношениями двух стран.