Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Решение о запрете "Северного потока — 2" в Германии готовилось задолго до его оглашения, сообщает SZ. Из внутренних документов, попавших в распоряжение газеты, стало известно, как министр "зеленой" экономики Роберт Хабек нажал на стоп-кран.
Михаэль Баухмюллер (Michael Bauchmueller)
"Звучит очень тревожно!". В последнюю минуту старое правительство Германии предъявило факты о "Северном потоке — 2". Из внутренних документов стало известно, как министр "зеленой" экономики Роберт Хабек нажал на стоп-кран
Берлин — Рождество 2021 года — желанный отдых для многих представителей берлинского делового мира. Позади у них изматывающая избирательная кампания, затем предварительные переговоры и, наконец, для трех коалиционных партий — тяжелые коалиционные переговоры. Роберт Хабек из партии "Зеленые", уже две недели занимающий пост нового министра экономики, тоже не отказался бы от нескольких дней отпуска. Вместо этого он проводит Рождество дома во Фленсбурге, перебирая толстую пачку документов. И то, что он в них находит, — "политическая бомба". По крайней мере, именно так он написал в электронном письме своим ближайшим коллегам в 18:50 вечера в рождественские праздники.
Электронное письмо Хабека — часть огромного количества документов, связанных с развитием и гибелью проекта "Северный поток — 2", с которыми удалось ознакомиться газете Süddeutsche Zeitung. Документы свидетельствуют о том, как упорно две большие коалиции под руководством канцлера Ангелы Меркель работали над реализацией газопровода, который, как они всегда подчеркивали для внешнего мира, был исключительно частным проектом. Как никакой другой проект, трубопровод является доказательством неверной оценки России немецкими политиками. А письмо Хабека знаменует собой начало последнего шага — резкой смены курса.
В центре внимания — рождественское чтиво нового министра, 57-страничный отчет о влиянии нового газопровода на надежность поставок. Без этого экспертного заключения он не может быть введен в эксплуатацию, поскольку это является обязательным основанием для его "сертификации" Федеральным сетевым агентством. Федеральное министерство экономики передало газопровод в ведение агентства ровно за два месяца до этого. 26 октября — в последний день, когда старое правительство формально еще находилось у власти. По договоренности с Меркель и бывшим министром финансов Олафом Шольцем (СДПГ), нынешним канцлером. Именно это и делает открытие Хабека таким щекотливым. "Отчет напоминает самоисполняющееся пророчество", — пишет Хабек своим доверенным лицам. Местами он содержит "почти непреднамеренно комичные формулировки". Хабек подозревает, что это будет доводом в пользу правительства и коалиционного комитета. "Я не верю, что это подтвердит надежность поставок", — пишет Хабек и: "Счастливый день R".
Хабек уже составил два десятка вопросов, которые приложил к письму. "Почему геополитическая ситуация не должна быть включена в оценку проекта?" — интересуется он. Или: "В какой степени ситуация зимой 21/22 года может быть переосмыслена?" Немецкие хранилища уже сейчас находятся на крайне низком уровне заполненности, цена на газ сильно выросла — отчасти потому, что Россия сократила краткосрочные поставки.
Министерство экономики при предшественнике Хабека Петере Альтмайере (ХДС), тем не менее, пришло к выводу, что "нет достаточных доказательств конкретной угрозы безопасности газоснабжения", если газопровод будет сертифицирован. Это даже "улучшит ситуацию с поставками". Министерство отвергает все возражения, например, со стороны Польши, Литвы и Украины, а российская государственная компания "Газпром" также не вызывает никаких вопросов. В любом случае, "в настоящее время нет сведений об обстоятельствах, которые с достаточной степенью уверенности доказывали бы, что речь идет о политически контролируемом проекте". Хабек отмечает: "Звучит очень тревожно! Означает ли тот факт, что отсутствие достаточных серьезных доказательств не ставит под угрозу безопасность поставок?" Так начался разворот в отношении "Северного потока — 2".
В первую неделю нового года в министерстве начинаются консультации. Чиновники составляют таблицы по импорту из России. И все цифры указывают на снижение. Но и немецкая газовая промышленность настоятельно предостерегает от затягивания ввода газопровода в эксплуатацию. Сертификация Федеральным сетевым агентством уже застопорилась: ведомство требует, чтобы операционная компания была организована в соответствии с законодательством ЕС, а не как Nord Stream 2 AG, в соответствии со швейцарским законодательством. Это позволяет министерству выиграть время.
В начале февраля привлечены к работе юристы из консалтинговой компании Ernst & Young. Им предстоит выяснить, "можно ли и при каких обстоятельствах" пересмотреть октябрьский аудиторский отчет. "С какими (подлежащими к учету) событиями может быть связан отзыв лицензии? Пожалуйста, дайте конкретные предложения", — так сформулирован один из вопросов, который хочет задать министерство. Вопрос не праздный. Строительство газопровода уже обошлось примерно в 9,5 миллиарда евро. Поэтому любой разворот должен быть осуществлен таким образом, чтобы не допустить ответственности федерального правительства. Однако юристы не видят в этом большой проблемы. "По нашему мнению, в настоящее время все еще возможно „отозвать“ отчет или изменить его содержание", — заключили они спустя добрых десять дней.
В этот момент министерство уже готово к тому, чтобы дернуть стоп-кран. 16 февраля одна из сотрудниц Хабека передает руководству текст с предлогом для остановки проекта. "В случае краткосрочной эскалации обстановки между Российской Федерацией и Украиной был подготовлен следующий проект (...)", — говорится в нем. Снова нужно будет отправить письмо в Федеральное сетевое агентство, на этот раз с обратной командой. Содержание проекта очень лаконично. "Настоящим я отзываю заявление от 26 октября", — коротко говорится в нем. В связи с "последними геополитическими событиями" возникла необходимость в корректировке. Однако пока это остается в тайне.
Утром 22 февраля время пришло. Накануне Кремль признал две самопровозглашенные народные республики — Донецкую и Луганскую, и теперь конфликт должен был окончательно обостриться. "Министр только что потребовал немедленно начать процесс отмены проекта, — говорится в электронном письме, полученном ранним утром из офиса министра. — Не могли бы вы инициировать этот процесс и сообщить мне, когда он будет завершен? Нам нужна ясность к 11 утра, если это возможно".
Так и случилось — за два дня до начала СВО и спустя почти два месяца после того рождественского сочельника.
В этот день Хабек совершит свой первый визит в Северный Рейн-Вестфалию. В полдень он выступит перед прессой и объяснит временное прекращение действия лицензии. "Когда реальность меняется, — говорит он, — должна меняться и оценка реальности". Незадолго до этого Шольц уже объявил о своем решении в Берлине — менее четырех месяцев назад он принимал участие в согласовании строительства газопровода. Проект закрыли в последний момент.