Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На фоне тяжелой ситуации с электроснабжением украинцы нашли новое применение автомобилям Tesla, пишет FT. Так, в Киеве теперь вынимают аккумуляторы из этих машин и запитывают от них дома и предприятия.
Полина Иванова, Изобель Кошив (Isobel Koshiw)
В крохотном гараже на окраине Киева компания механиков корпит над корпусом старой разбитой “Теслы”, разбирая ее на запчасти. Но мужчины даже не пытаются отремонтировать автомобиль — они вытаскивают из него аккумулятор, чтобы с его помощью запитать местные предприятия и дома.
В результате их труда одна выброшенная “Тесла” превратится в дюжину домашних аккумуляторов. Для украинского бизнеса это лишь один из способов бороться с регулярными отключениями электроэнергии, которые вошли в будни всей страны после серии российских атак по энергосистеме в начале этого года.
К настоящему моменту Россия вывела из строя или захватила более половины внутренних мощностей Украины для выработки электроэнергии. В результате энергетические компании пошли на веерные отключения по всей стране, а жилые дома и предприятия простаивают без света до 20 часов в сутки.
Бизнесу пришлось как-то адаптироваться. Как только гаснет свет, по всему Киеву начинают рокотать дизельные генераторы, установленные возле магазинов и кафе, а многие киевляне подключают приборы в своих домах к аккумуляторным батареям.
30-летний Александр Бенца догадался, что решение затаилось под руками. Бизнесмен годами покупал разбитые “Теслы” на страховых аукционах в США и вез их на Украину, где его механики восстанавливали автомобили и перепродавали.
Когда этой весной начались серьезные перебои со светом, он понял, что у его дела появилось новое применение. Бенца нашел электриков, которым под силу опасное задание — собирать из вынутых батарей Tesla перезаряжаемые системы.
“Старая “Тесла” обойдется примерно в 10 000 долларов — с доставкой. Из нее получится 12 батарей, а еще можно будет продать запчасти”, — сказал он. Свой бренд он назвал “Украинские автономные системы”.
Каждая такая система имеет мощность 5 киловатт-часов — в обычной киевской квартире этого хватит на десять часов. Будет свет гореть и работать электрооборудование — но на энергоемкое электрическое отопление этого уже не хватит. Часть батарей он продает без наценки армии, но львиная доля его клиентов — гражданские лица. За последние два месяца спрос подскочил почти с нуля до заоблачного уровня, и Бенца рассчитывает, что с приближением зимы он вырастет еще больше.
“То, что мы наблюдаем сегодня, — это лишь маленькая часть. Вот зимой это будет огромная проблема”, — сказал Бенца.
По мнению аналитиков, украинцы будут сталкиваться с перебоями электроэнергии до тех пор, пока конфликт не закончится, поскольку российские атаки продолжатся, а ремонтные работы смогут лишь наверстывать упущенное.
Ожидается, что часть ключевых атомных реакторов и тепловых электростанций снова вступит в строй в следующем месяце, как только завершится ремонт, и в некоторой степени это облегчит ситуацию, сказал эксперт по энергетике из аналитического центра Разумкова Владимир Омельченко. Кроме того, давление на энергосистему снизилось после того, как стоявшая на прошлой неделе невыносимая жара отступила.
Но ремонт все равно восстановит подачу электроэнергии потребителям лишь на двценадцать часов в день, а новые российские атаки чреваты еще бóльшим ущербом.
Глава Киевской школы экономики Наталья Шаповал заявила, что Украине и партнерам необходимо осознать основополагающую российскую стратегию: если удары продолжатся, Украина рискует лишиться электроэнергии для капиталоемкого крупного бизнеса — а с ним и налоговых поступлений.
“Вот это будет действительно серьезная проблема для нашей макроэкономической ситуации”, — сказала она.
Энергетический кризис умножил затраты бизнеса по всей Украине.
Начальник гаража Роман Вакуленко установил у себя в мастерской генератор. “Но ведь это значит, что стоимость наших услуг вырастет, и люди расстроятся, — сказал он. — То, что раньше стоило 800 гривен, сейчас стоит все 900” (22 доллара).
Рыночная ситуация суровая, и некоторых предпринимателей дополнительные затраты откровенно толкают в минус.
В холодильном комплексе в Киеве площадью 1 000 квадратных метров Андрей Алейник хранит почти 300 тонн продуктов глубокой заморозки – от ягод до овощей – при температуре от минус 18 до минус 20 градусов.
“Кафе достаточно два киловатта энергии в час, а нам нужно все 400, — сказал Алейник. Но такой генератор обойдется в сумму от 70 000 до 150 000 евро. Это очень много. Если мы возьмем и купим такой, то кредит придется выплачивать... я не знаю, лет десять или двадцать”.
Из-за перебоев со светом, которые длятся на базе Алейника до двенадцати часов в день, продукты частично размораживаются, и это сокращает срок хранения. “Мы видим, как течет вишня. При такой температуре все тает”, — сетует он.
Поскольку отключения электроэнергии также нарушили логистику, а клиенты по той же причине перешли на менее скоропортящиеся продукты, продажи Алейника упали за последние два месяца на 70%. “Я не знаю, что мы будем делать дальше”, — говорит он.
Алейник надеется, что его предприятие попадет в список ключевых, которым энергокомпании Украины гарантируют бесперебойное электроснабжение.
До начала российской спецоперации Украина вырабатывала почти 55 гигаватт электроэнергии. Сейчас мощность упала ниже 20 ГВт.
Когда отключается электричество, светофоры в Киеве гаснут, а пешеходы на переходах в темное время суток зажигают в телефонах фонари, чтобы водители их видели. Рестораны разработали специальные “аварийные” меню, куда вошли блюда, которые можно приготовить без электричества.
“Ситуация тяжелая”, — сказал депутат Киевского городского совета и советник мэра Дмитрий Белоцерковец. При перебоях со энергоснабжением на улицы города вместо троллейбусов и трамваев все чаще выезжают автобусы.
“Главное сейчас — максимально стимулировать возобновляемые источники энергии”, — считает он.
Солнечные и ветровые проекты появляются по всей Украине. Больницы покрывают крыши солнечными батареями. Они же устанавливаются в деревнях, где электроэнергия используется для откачки воды из колодцев. В Луцке солнечными батареями оснастили светофоры, чтобы они продолжали работать несмотря на перебои.
Однако жители многоквартирных домов, оборудованных электрическими плитами и водяными насосами, без электроэнергии не могут даже приготовить еду или постирать. Кроме того, перестают работать лифты. Это насущные проблемы для владельца небольшого гаража Вакуленко, который живет на 24 этаже.
“У меня большая собака, и ее нужно выгуливать. Но с шести часов вечера у нас отключают электричество”, — говорит он.
“И вот я иду домой, поднимаюсь по лестнице на 24-й этаж, беру собаку, а потом мы спускаемся обратно, — сказал он, показывая количество шагов в фитнес-приложении для iPhone. — А потом мы снова поднимаемся. Тяжело”.
Но изобретательные украинцы все равно как-то приспосабливаются. Отец Бенцы пошел на шаг дальше сына и запитал весь дом в пригороде Киева от припаркованной во дворе “Теслы”. “Аккумулятор у нее емкостью 100 кВтч. Этого хватит на целую неделю”, — заключил Бенца.